Регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:40, реферат

Описание работы

Регулирование отношений в сфере труда может происходить на различных уровнях. Для этой цели создаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

принц.docx

— 37.08 Кб (Скачать)

Для заключения региональных соглашений создаются региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии действуют  на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. В заключении регионального соглашения участвуют региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей, органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с чем на момент заключения регионального соглашения его сторонами являются региональные объединения работников, региональные объединения работодателей, органы государственной власти субъекта РФ, подписавшие соглашение. После заключения регионального соглашения оно распространяется на всех работодателей, работников и их представителей, региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие в заключении соглашения регионального органа государственной власти влечет возникновение взаимных прав и обязанностей у работников и их представителей, работодателей и их представителей, региональных органов государственной власти. Следовательно, в реализации положений регионального соглашения участвуют работодатели, работники, их представители, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с этим стороной при исполнении регионального соглашения следует признавать работодателей, работников и их представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые на основании регионального соглашения реализуют свои права и исполняют возложенные на них обязанности. По этой причине полномочные представители работников, работодатели и их представители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, попадающие под применение регионального соглашения, могут обжаловать данное соглашение в суд соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку региональное соглашение является правовым актом, действующим на территории субъекта Российской Федерации. 

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия  оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может быть заключено на федеральном, региональном и местном уровнях. В связи с чем могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению указанного соглашения, в состав которых входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей федерального уровня, соответствующие федеральные органы исполнительной власти. На региональном уровне также могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению соглашений. В состав таких комиссий входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей регионального уровня, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление соответствующей отраслью или отраслями. На местном уровне также могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений, в состав которых входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей местного уровня, а также отраслевое (межотраслевое) подразделение органа местного самоуправления. При подписании отраслевых (межотраслевых) соглашений его сторонами выступают отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей федерального, регионального или местного уровней, а также отраслевые (межотраслевые) органы исполнительной власти федерального или регионального уровней либо отраслевые (межотраслевые), структурные подразделения органов местного самоуправления. Отраслевые (межотраслевые) соглашения распространяются на объединения работников, работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления, полномочные представители которых участвовали в их заключении. Применение отраслевых (межотраслевых) соглашений имеет свои особенности. Если генеральное и региональное соглашения распространяются на всех работников, работодателей, их представителей, действующих на территории Российской Федерации или ее субъекта, отраслевые (межотраслевые) соглашения могут быть применены по отношению к работодателям и работникам, имевшим представительство при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения. Применение отраслевого (межотраслевого) соглашения обусловлено составом участвующих в его заключении лиц в связи с тем, что органы исполнительной власти и местного самоуправления, принимающие участие в его заключении, не имеют при его заключении представительства, обеспечивающего распространение отраслевого (межотраслевого) соглашения на всех работников и работодателей отрасли (отраслей) соответствующей территории. Далеко не все федеральные министерства и ведомства наделены полномочиями издавать акты, обязательные для исполнения всеми работодателями соответствующих их деятельности отраслей. Структурные подразделения региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления также не имеют полномочий по изданию актов, обязательных для работодателей, осуществляющих деятельность в управляемой ими отрасли (отраслях) на соответствующей территории. В связи с изложенным отраслевые (межотраслевые) соглашения не могут быть автоматически распространены на всех работодателей и работников определенной в нем отрасли на соответствующей территории. Для применения соглашения по отношению к конкретному работодателю необходимо, чтобы он являлся членом соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей, принимавшего участие в его заключении. На основании ст. 8 ФЗ "Об объединениях работодателей" от 30 октября 2002 года у работодателя в силу факта членства в объединении работодателей возникает обязанность по выполнению заключенных им соглашений, в частности отраслевых (межотраслевых) соглашений. По этой причине работодатель, являющийся членом отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей, заключившего отраслевое (межотраслевое) соглашение, обязан исполнять его положения. То есть он становится непосредственным исполнителем отраслевого (межотраслевого) соглашения со стороны работодателей. В силу чего данного работодателя при исполнении соглашения следует признавать полномочным представителем стороны отраслевого (межотраслевого) соглашения. Объединения работодателей, работодатели, полномочные представители работников, на которых распространяется действие отраслевого (межотраслевого) соглашения в зависимости от уровня его заключения, могут обжаловать такое соглашение в Верховный Суд РФ, суд субъекта Российской Федерации, районный (городской) суд, поскольку отраслевое (межотраслевое) соглашение является правовым актом соответственно федерального, регионального или местного уровней. 

Для применения отраслевых соглашений по отношению к работодателям, не имевшим представительство при  его заключении, установлена особая процедура привлечения к выполнению условий соглашения. 

В соответствии с  ч. 6 ст. 48 ТК РФ в случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду, то есть Минтруда РФ, имеет право  предложить работодателям, не участвовавшим  в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня получения данного предложения не представили в Минтруда РФ письменный мотивированный отказ от присоединения к нему, то соглашение распространяется на них со дня получения указанного предложения. Отметим, что отказ от присоединения к соглашению должен быть мотивирован работодателем. Следовательно, такой отказ может быть обжалован заинтересованными лицами, например профсоюзами соответствующего уровня, в судебном порядке на предмет проверки его обоснованности. Признание отказа необоснованным позволяет обязать работодателя присоединиться к заключению соглашения, а также возбудить ходатайство о привлечении работодателя к административной ответственности за необоснованный отказ в заключении соглашения. В свою очередь работодатель после присоединения к соглашению становится полномочным представителем стороны соглашения при его реализации. В силу чего работодатель может обжаловать данное соглашение в Верховный Суд РФ, поскольку федеральное отраслевое (межотраслевое) соглашение является правовым актом именно федерального уровня. 

Для заключения территориальных  соглашений создаются территориальные  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В состав этих комиссий входят представители местных объединений  профсоюзов и работодателей, а также  органов местного самоуправления. Территориальное  соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам соответствующего муниципального образования. 

Территориальные соглашения обязательны для всех работодателей, работников, их представителей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования, а также  для органов местного самоуправления. Участие органов местного самоуправления в заключении территориального соглашения обеспечивает соблюдение предусмотренных им общих условий труда, трудовых гарантий и льгот работникам на территории соответствующего муниципального образования всеми работодателями. На момент заключения территориального соглашения его сторонами выступают местные объединения работников и работодателей, а также орган местного самоуправления. После заключения соглашения реализация содержащихся в нем положений осуществляется работниками, работодателями, их представителями, а также органом местного самоуправления. Поэтому от имени стороны территориального соглашения при его исполнении могут выступать работодатели, полномочные представители работников, на которых распространяется данное соглашение. В связи с чем работодатели, представители работников, попадающие в сферу применения территориального соглашения, могут обжаловать его в районный (городской) суд. 

В ст. 45 ТК РФ дан не исчерпывающий перечень соглашений. 

В ней ничего не сказано  о возможности заключения профессиональных соглашений. Хотя в ст. 18 Закона РФ "О  коллективных договорах и соглашениях" дано понятие профессионального  тарифного соглашения. В соответствии с ним устанавливаются нормы  оплаты и другие условия труда, а  также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. Сказанное позволяет сделать  вывод о том, что трудовое законодательство позволяет заключать профессиональные соглашения на федеральном, региональном и местном уровнях. Профессиональное соглашение, например, могут заключить  работники милиции. Для разработки и заключения профессионального  тарифного соглашения на соответствующем  уровне может быть создана комиссия из профессиональных объединений работников и работодателей, а также органов  государственной власти и местного самоуправления. Профессиональное соглашение распространяется на всех работодателей, имевших представительство в комиссии при его заключении. В связи с чем при реализации данного соглашения работодатели, являющиеся членами профессионального объединения работодателей, заключившего соглашение, становятся полномочными представителями стороны данного соглашения. По этой причине они могут обжаловать такое соглашение в зависимости от уровня его заключения в Верховный Суд РФ, региональный суд или районный (городской) суд, поскольку профессиональное тарифное соглашение признается законодательством правовым актом соответственно федерального, регионального, местного уровней. 

Изменениями, внесенными в ст. 45 ТК РФ, предусматривается  заключение межрегиональных соглашений. Межрегиональное соглашение призвано установить общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Следовательно, могут быть созданы  и комиссии по заключению межрегиональных  соглашений. В состав этих комиссий должны входить представители объединений  работников и работодателей, действующие  на региональном уровне, а также  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будет действовать  межрегиональное соглашение. Участие  в заключении межрегионального соглашения полномочных представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает возложение на них обязанности по обеспечению соблюдения установленных данным соглашением принципов регулирования социально-трудовых отношений. 

Поэтому межрегиональное  соглашение распространяется на всех работодателей, работников, их представителей, органы местного самоуправления, которые  осуществляют свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, заключивших  данное соглашение. В связи с изложенным полномочными представителями стороны при реализации условий межрегионального соглашения выступают работодатели, полномочные представители работников, которые попадают в сферу его действия. Сказанное позволяет работодателям и полномочным представителям работников обжаловать межрегиональное соглашение в один из региональных судов, на территории юрисдикции которого действует такое соглашение. Очевидно, что и межрегиональное соглашение является правовым актом, который распространяет свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу чего суд данного субъекта Российской Федерации имеет полномочия по рассмотрению заявления о незаконности или необоснованности данного соглашения. 

Нами рассмотрены  основные виды соглашений. Особенностью соглашений как договоров о труде, является их заключение представителями  работников и работодателей, которые  не всегда имеют полномочия на заключение соглашений в интересах данного  конкретного работодателя. Участие  органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления обеспечивает соблюдение условий соглашений, заключенных с участием полномочных  представителей названных органов, на территории, где они осуществляют свою деятельность, работодателями и  представителями работников. В связи с чем при реализации условий соглашения, являющегося разновидностью договора о труде, полномочной стороной становятся конкретные работодатели, работники, их представители, которые попадают в сферу применения его положений. Таким образом, на стадии исполнения соглашений наступает существенное увеличение числа субъектов, выступающих в качестве стороны данных договоров о труде при реализации предусмотренных ими прав и исполнении установленных в них обязанностей. 

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений 
 

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными  принципами правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений признаются: 

 свобода труда,  включая право на труд, который  каждый свободно выбирает или  на который свободно соглашается,  право распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать профессию  и род деятельности; 

запрещение принудительного  труда и дискриминации в сфере  труда; 

Примечание: 

 По вопросу,  касающемуся гарантий государства  по реализации конституционных  прав граждан на труд и социальную  защиту от безработицы, см. Закон  РФ от 19.04.1991 N 1032-1. 

защита от безработицы  и содействие в трудоустройстве; 

 обеспечение права  каждого работника на справедливые  условия труда, в том числе  на условия труда, отвечающие  требованиям безопасности и гигиены,  права на отдых, включая ограничение  рабочего времени, предоставление  ежедневного отдыха, выходных и  нерабочих праздничных дней, оплачиваемого  ежегодного отпуска; 

 равенство прав  и возможностей работников; 

 обеспечение права  каждого работника на своевременную  и в полном размере выплату  справедливой заработной платы,  обеспечивающей достойное человека  существование для него самого  и его семьи, и не ниже  установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда; 

 обеспечение равенства  возможностей работников без  всякой дискриминации на продвижение  по работе с учетом производительности  труда, квалификации и стажа  работы по специальности, а  также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; 

 обеспечение права  работников и работодателей на  объединение для защиты своих  прав и интересов, включая право  работников создавать профессиональные  союзы и вступать в них; 

 обеспечение права  работников на участие в управлении  организацией в предусмотренных  законом формах; 

 сочетание государственного  и договорного регулирования  трудовых отношений и иных  непосредственно связанных с  ними отношений; 

 социальное партнерство,  включающее право на участие  работников, работодателей, их объединений  в договорном регулировании трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений; 

Информация о работе Регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности