Регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:40, реферат

Описание работы

Регулирование отношений в сфере труда может происходить на различных уровнях. Для этой цели создаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

принц.docx

— 37.08 Кб (Скачать)

регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и  основные направления деятельности  
 

Регулирование отношений  в сфере труда может происходить  на различных уровнях. Для этой цели создаются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. 

В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в  соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными  органами местного самоуправления. 

В соответствии с  ч. 5 ст. 35 ТК РФ на федеральном, региональном уровне могут быть созданы отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, они в своей деятельности также должны руководствоваться  федеральным и региональным законодательством. 

На уровне субъектов  Российской Федерации могут быть образованы региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ч. 3 ст. 35 ТК РФ субъектам  Российской Федерации предоставлено  право принимать законы, регламентирующие деятельность такой комиссии. При осуществлении своей деятельности комиссия должна соблюдать и правила, установленные федеральным законодательством. 

На федеральном  уровне образуется постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, (далее по тексту - РТК). Деятельность РТК регламентируется ТК РФ, ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 2 апреля 1999 года, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях". Членами РТК являются полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Основные принципы формирования РТК закреплены в п. 1 ст. 2 ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". К их числу отнесены: 1) добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности РТК; 2) полномочность представителей сторон; 3) самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в РТК. 

Таким образом, полномочиями для работы в РТК могут наделить полномочные органы и должностные  лица общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Замена представителей в РТК также производится по решению  перечисленных органов и должностных  лиц. 

В соответствии с  ч. 2 п. 2 ст. 2 ФЗ "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" каждое общероссийское объединение  работодателей, каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, которые зарегистрированы в установленном  порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей  стороны РТК. Следовательно, гарантией  для получения места в составе  стороны РТК является регистрация  в Минюсте РФ в качестве общероссийского  объединения профсоюзов или общероссийского  объединения работодателей. Количество представителей каждой из сторон в  составе РТК в соответствии с  п. 4 ст. 2 названного Федерального закона не должно превышать 30 человек. Поэтому при формировании стороны работников и работодателей в РТК вначале обеспечивается одно место каждому объединению профсоюзов или работодателей, получившим в соответствии с действующим законодательством статус общероссийских. Если после получения места каждым объединением остаются незанятые места стороны РТК, общероссийские объединения профсоюзов вправе увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Возникающие по поводу представительства в РТК споры разрешаются представителями соответствующей стороны в РТК или судом. При разрешении подобных споров обстоятельством, имеющим правовое значение, является количество объединяемых общероссийским профсоюзом членов. Исходя из установленной в ходе такого спора численности членов объединения профсоюза, сторона профсоюзов в РТК или суд могут определить количество членов профсоюза, гарантирующих получение дополнительного места в составе стороны РТК. После чего пропорционально численности членов общероссийского профсоюза и может быть определено количество дополнительных мест в составе РТК. Общероссийские объединения работодателей могут увеличить свое представительство в РТК по согласованию с другими членами стороны работодателей в РТК. В качестве критерия для такого увеличения указанный Федеральный закон не устанавливает количество входящих в объединение работодателей членов. В связи с чем дополнительные места стороны работодателей в РТК могут быть получены общероссийским объединением работодателей на основании решения большинства членов РТК со стороны работодателей. 

Аналогичным образом  могут быть сформированы трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на региональном и местном  уровнях. 

Полномочия РТК  связаны с осуществлением деятельности в нескольких направлениях. В ст. 4 ФЗ "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" можно выделить несколько  видов полномочий, связанных с  основными направлениями деятельности РТК. 

Во-первых, необходимо выделить информационные полномочия РТК, которые заключаются в том, что  члены РТК вправе получать от компетентных органов информацию, которая необходима для ведения коллективных переговоров. Данные полномочия связаны с ведением коллективных переговоров и разработкой  проекта генерального соглашения. 

Во-вторых, следует  выделить совещательные полномочия РТК. Данная группа полномочий связана  с участием РТК в разработке и  обсуждении нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений  в сфере труда. Данные полномочия позволяют РТК высказать свое мнение по поводу указанных актов. Однако эти полномочия РТК носят совещательный  характер. В силу чего учет мнения РТК  органом, полномочным принимать  названные нормативные акты, не является обязательным. Члены РТК могут  обжаловать такие акты, если считают, что содержащиеся в них положения  противоречат вышестоящим по юридической  силе нормативным правовым актам. 

В-третьих, необходимо выделить правотворческие полномочия РТК. Данные полномочия связаны с  непосредственным участием РТК в  разработке нормативных правовых актов  в сфере труда. Например, в ч. 3 ст. 265 ТК РФ сказано о том, что  перечень работ, на которых запрещается  применение труда лиц моложе 18 лет, определяется Правительством РФ с учетом мнения РТК. Такие полномочия РТК  являются правотворческими. Поэтому  РТК вправе требовать от органа, принимающего акт, который должен быть разработан с учетом мнения РТК, признания  необоснованным отказа от учета мнения РТК. В этом случае проверяется не только соответствие принятого акта вышестоящему по юридической силе законодательству, но и обоснованность отказа полномочного государственного органа от учета мнения РТК по поводу нормативного правового  акта, который в соответствии с  законодательством принимается  с учетом мнения РТК. 

В-четвертых, можно  выделить контрольные полномочия РТК, которые связаны с деятельностью  по контролю за исполнением принимаемых РТК решений. Реализация этих полномочий происходит путем принятия мер, направленных на обеспечение исполнения решений РТК. 

Деятельность РТК  в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об обеспечении  деятельности Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 5 ноября 1999 года обеспечивается Аппаратом Правительства РФ. 

Со стороны Правительства  РФ указом Президента РФ назначается  координатор, который не является членом РТК, но ведет ее заседания. 

Каждая из сторон РТК определяет своего координатора, который призван координировать деятельность стороны. 

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" решение РТК считается  принятым, если за него проголосовала  каждая из сторон РТК. То есть для принятия решения РТК необходимо, чтобы  большинство представителей стороны  работников, большинство представителей стороны работодателей, большинство  членов РТК от Правительства РФ проголосовали  за ее решение. Только после этого  решение считается принятым. Члены  РТК, которые не согласны с принятым решением, вправе требовать занесения  их особого мнения в протокол заседания  РТК. 

Принятые РТК решения  могут быть обжалованы в установленном  порядке. В частности, решения по реализации правотворческих полномочий могут быть обжалованы заинтересованными  лицами в Верховный Суд РФ, если они считают, что мнение РТК является необоснованным и (или) противоречит действующему законодательству. Признание судом  мнения РТК необоснованным или незаконным позволяет полномочному органу принять  нормативный правовой акт без  учета данного мнения. Другие решения  РТК могут быть обжалованы в том  случае, если они нарушают права  и свободы конкретных лиц. 

В работе региональных и местных комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений также  могут быть использованы принципы деятельности РТК. 

Понятие, виды и стороны  соглашений 

В ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашения определены как правовой акт, устанавливающий  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в  пределах их компетенции. 

Из данного правового  понятия можно выделить несколько  обстоятельств, которые его характеризуют. Во-первых, к их числу следует отнести заключение соглашения на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в соответствии с имеющимися у представителей сторон полномочиями. То есть на федеральном уровне соглашения должны заключать органы, действующие в масштабе Российской Федерации. Региональный уровень предполагает заключение соглашения между региональными объединениями работников и работодателей и органами государственной власти соответствующего региона. Соответственно на местном уровне в заключении соглашения участвуют объединения работников и работодателей, действующие на уровне органов местного самоуправления, а также непосредственно орган местного самоуправления. 

Во-вторых, из данного  определения следует, что соглашение является правовым актом, то есть актом, имеющим в своем содержании обязательные для исполнения требования. 

В-третьих, правовое понятие соглашение характеризуется  направленностью правовой регламентации. В качестве предмета правового регулирования  соглашениями указаны не только социально-трудовые, но и связанные с ними экономические  отношения. В связи с изложенным в содержании соглашений могут появляться не только условия, которые связаны непосредственно с социально-трудовыми отношениями, но и положения с экономическими показателями, которые призваны обеспечивать социально-трудовые льготы. 

Для заключения соглашений формируются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Подобные комиссии, как уже  отмечалось, создаются на федеральном, региональном и местном уровнях. 

Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) разрабатывает генеральное  соглашение. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на федеральном  уровне. Генеральное соглашение подписывают  полномочные представители объединений  работников, работодателей, Правительства  РФ, являющиеся членами РТК. В связи с изложенным на момент заключения генерального соглашения его сторонами являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, входящие в состав стороны РТК, а также Правительство РФ. После введения в действие генеральное соглашение распространяется на всех работников, работодателей, органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в реализации генерального соглашения участвуют профсоюзы, работодатели, органы государственной власти и местного самоуправления, которые на основании генерального соглашения становятся участниками отношений, содержанием которых является совокупность корреспондирующих прав и обязанностей, вытекающих из содержания генерального соглашения. В связи с изложенным стороной при исполнении генерального соглашения следует признавать работодателей, работников и их представителей, органы государственной власти и местного самоуправления, которые на основании генерального соглашения реализуют свои права и исполняют возложенные на них обязанности. По этой причине полномочные представители работников, работодатели и их представители, органы государственной власти и местного самоуправления, попадающие в сферу действия генерального соглашения, могут обжаловать его содержание в Верховный Суд РФ, поскольку соглашения являются правовым актом федерального уровня. 

Информация о работе Регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности