Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:40, реферат
Регулирование отношений в сфере труда может происходить на различных уровнях. Для этой цели создаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.
регулированию социально-трудовых
отношений: порядок формирования и
основные направления деятельности
Регулирование отношений
в сфере труда может
В ч. 4 ст. 35 ТК
РФ предусмотрена возможность
В соответствии с
ч. 5 ст. 35 ТК РФ на федеральном, региональном
уровне могут быть созданы отраслевые
комиссии по регулированию социально-
На уровне субъектов
Российской Федерации могут быть
образованы региональные комиссии по
регулированию социально-
На федеральном
уровне образуется постоянно действующая
Российская трехстороння комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений,
(далее по тексту - РТК). Деятельность РТК
регламентируется ТК РФ, ФЗ "О Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений" от 2
апреля 1999 года, Законом РФ "О коллективных
договорах и соглашениях". Членами РТК
являются полномочные представители общероссийских
объединений профсоюзов, общероссийских
объединений работодателей, Правительства
РФ. Основные принципы формирования РТК
закреплены в п. 1 ст. 2 ФЗ "О Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений". К их
числу отнесены: 1) добровольность участия
общероссийских объединений профессиональных
союзов и общероссийских объединений
работодателей в деятельности РТК; 2) полномочность
представителей сторон; 3) самостоятельность
и независимость каждого общероссийского
объединения профессиональных союзов,
каждого общероссийского объединения
работодателей, Правительства РФ при определении
персонального состава своих представителей
в РТК.
Таким образом, полномочиями
для работы в РТК могут наделить
полномочные органы и должностные
лица общероссийских объединений профсоюзов,
общероссийских объединений работодателей,
Правительства РФ. Замена представителей
в РТК также производится по решению
перечисленных органов и
В соответствии с
ч. 2 п. 2 ст. 2 ФЗ "О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Аналогичным образом
могут быть сформированы трехсторонние
комиссии по регулированию социально-
Полномочия РТК
связаны с осуществлением деятельности
в нескольких направлениях. В ст.
4 ФЗ "О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Во-первых, необходимо
выделить информационные полномочия РТК,
которые заключаются в том, что
члены РТК вправе получать от компетентных
органов информацию, которая необходима
для ведения коллективных переговоров.
Данные полномочия связаны с ведением
коллективных переговоров и разработкой
проекта генерального соглашения.
Во-вторых, следует
выделить совещательные полномочия
РТК. Данная группа полномочий связана
с участием РТК в разработке и
обсуждении нормативных правовых актов,
направленных на регулирование отношений
в сфере труда. Данные полномочия
позволяют РТК высказать свое
мнение по поводу указанных актов. Однако
эти полномочия РТК носят совещательный
характер. В силу чего учет мнения РТК
органом, полномочным принимать
названные нормативные акты, не является
обязательным. Члены РТК могут
обжаловать такие акты, если считают,
что содержащиеся в них положения
противоречат вышестоящим по юридической
силе нормативным правовым актам.
В-третьих, необходимо
выделить правотворческие полномочия
РТК. Данные полномочия связаны с
непосредственным участием РТК в
разработке нормативных правовых актов
в сфере труда. Например, в ч. 3
ст. 265 ТК РФ сказано о том, что
перечень работ, на которых запрещается
применение труда лиц моложе 18 лет,
определяется Правительством РФ с учетом
мнения РТК. Такие полномочия РТК
являются правотворческими. Поэтому
РТК вправе требовать от органа,
принимающего акт, который должен быть
разработан с учетом мнения РТК, признания
необоснованным отказа от учета мнения
РТК. В этом случае проверяется не
только соответствие принятого акта
вышестоящему по юридической силе законодательству,
но и обоснованность отказа полномочного
государственного органа от учета мнения
РТК по поводу нормативного правового
акта, который в соответствии с
законодательством принимается
с учетом мнения РТК.
В-четвертых, можно
выделить контрольные полномочия РТК,
которые связаны с
Деятельность РТК
в соответствии с Постановлением
Правительства РФ "Об обеспечении
деятельности Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Со стороны Правительства
РФ указом Президента РФ назначается
координатор, который не является членом
РТК, но ведет ее заседания.
Каждая из сторон
РТК определяет своего координатора,
который призван координировать
деятельность стороны.
В соответствии со ст.
5 ФЗ "О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Принятые РТК решения
могут быть обжалованы в установленном
порядке. В частности, решения по
реализации правотворческих полномочий
могут быть обжалованы заинтересованными
лицами в Верховный Суд РФ, если
они считают, что мнение РТК является
необоснованным и (или) противоречит действующему
законодательству. Признание судом
мнения РТК необоснованным или незаконным
позволяет полномочному органу принять
нормативный правовой акт без
учета данного мнения. Другие решения
РТК могут быть обжалованы в том
случае, если они нарушают права
и свободы конкретных лиц.
В работе региональных
и местных комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений также
могут быть использованы принципы деятельности
РТК.
Понятие, виды и стороны
соглашений
В ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашения
определены как правовой акт, устанавливающий
общие принципы регулирования социально-
Из данного правового
понятия можно выделить несколько
обстоятельств, которые его характеризуют.
Во-первых, к их числу следует отнести
заключение соглашения на федеральном,
региональном, отраслевом (межотраслевом)
и территориальном уровнях в соответствии
с имеющимися у представителей сторон
полномочиями. То есть на федеральном
уровне соглашения должны заключать органы,
действующие в масштабе Российской Федерации.
Региональный уровень предполагает заключение
соглашения между региональными объединениями
работников и работодателей и органами
государственной власти соответствующего
региона. Соответственно на местном уровне
в заключении соглашения участвуют объединения
работников и работодателей, действующие
на уровне органов местного самоуправления,
а также непосредственно орган местного
самоуправления.
Во-вторых, из данного
определения следует, что соглашение
является правовым актом, то есть актом,
имеющим в своем содержании обязательные
для исполнения требования.
В-третьих, правовое
понятие соглашение характеризуется
направленностью правовой регламентации.
В качестве предмета правового регулирования
соглашениями указаны не только социально-трудовые,
но и связанные с ними экономические
отношения. В связи с изложенным в содержании
соглашений могут появляться не только
условия, которые связаны непосредственно
с социально-трудовыми отношениями, но
и положения с экономическими показателями,
которые призваны обеспечивать социально-трудовые
льготы.
Для заключения соглашений
формируются соответствующие
Российская трехстороння
комиссия по регулированию социально-