Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:06, реферат
Под региональным маркетингом понимается рыночно ориентированная концепция управления, направленная на устойчивое развитие региона, где регион – это исторически эволюционирующее географическое пространство, внутренне единое и отличное от иных регионов по ряду критериев, в рамках которого осуществляется хозяйственная и социокультурная деятельность территориально идентифицируемого населения.
В данном случае регионом может быть отдельное муниципальное образование, несколько муниципальных образований, например туристский регион, субъект федерации и даже несколько субъектов Федерации.
Основные понятия, цели и задачи регионального маркетинга.
Функции регионального маркетинга.
Пример регионального маркетинга.
¨ единого коммуникационного
Логическая последовательность реализации
маркетинговой стратегии
¨ повышение привлекательности территории для бизнеса за счет развития инфраструктуры;
¨ рост привлекательности для
¨ усиление привлекательности региона для специалистов;
¨ формирование и распространение положительного имиджа;
Длительность в сфере
Все практические задачи, решаемые в ее рамках, в конечном итоге направлены на достижение главной цели – повышение эффективности связей между производителем и потребителем, их выгодности как для производителя (увеличение прибыли), так и для потребителя (удовлетворение нужд и потребностей). Эти задачи объединяются в следующие группы:
1. Сбор, первичная обработка и
анализ информации о
¨ сбор и обобщение данных о территориальных различиях маркетинговой среды (вкусы и запросы потребителей, спрос и предложение, ассортимент товаров и услуг, уровень конкуренции и т.д.);
¨ упорядочение информации о рынках сбыта (ранжирование и сегментация).
2. Обеспечение наилучшего
¨ изучение территориальных различий сбыта;
¨ выбор оптимальных каналов распределения;
¨ географическое изучение эффективности рекламы;
¨ определение оптимальных мест сбыта товара и услуг.
Рисунок 1. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда региона.
2.Функции регионального маркетинга.
Основные функции
1. Информация и коммуникация
– анализ рынка региона,
2. Инициация и реализация –
синтез возникающих идей с
инновационными направлениями,
3. Координация, управление и
контроль – ориентирование
Некоторые исследователи ограничивают применение регионального маркетинга формированием имиджа и привлечением в регион инвестиций и новых экономических агентов, что более близко к такому понятию, как маркетинг местоположения. Однако возможности регионального маркетинга значительно шире.
Помимо построения определенного
имиджа, большое значение региональный
маркетинг имеет также с точки
зрения продвижения региональной продукции,
поддержки местных предприятий
и создания на основе их интеграции
региональных кластеров. В регионе
выделяется ряд предприятий, играющих
лидирующую роль. Вокруг них концентрируются
компании – поставщики сырья, компонентов,
услуг. Все они взаимодействуют
с предприятиями
Важнейшую роль в кластерах играют
структуры, обеспечивающие взаимодействие
предприятий между собой. Чем
больше подобных сетевых структур,
ориентированных на потребителей и
способных быстро адаптироваться в
меняющихся рыночных условиях, работает
в различных отраслях, тем стабильнее
общая социально-экономическая
Таким образом, концепция комплексного
регионального маркетинга требует
рассмотрения региона как единого
субъекта рынка, интеграции различных
производств и целевых групп
и максимально эффективного использования
внутренних ресурсов, производственного
и трудового потенциалов
В сельской местности, где велика роль аграрного сектора и связанных с ним отраслей для успешного социо-эколого-экономического развития, модель комплексного регионального маркетинга выглядит следующим образом:
Рисунок 2.Комплексный региональный
маркетинг.
Использование регионального
маркетинга для усиления процесса экономической
интеграции в аграрной сфере способно
оказать положительное
– экономический эффект заключается в уменьшении трансакционных издержек, создании добавленной стоимости и увеличении объемов сбыта региональной продукции, что приводит к повышению экономической эффективности деятельности местных предприятий;
– социальный эффект проявляется в сохранении существующих и создании новых рабочих мест, увеличении доходов местного населения;
– экологический эффект выражается в снижении нагрузки на окружающую среду в результате сокращения транспортных и производственных путей, более рационального использования природных ресурсов территории и т.д.
Таким образом, применение регионального маркетинга в сочетании с другими инструментами развития сельских территорий обеспечивает их успешное социально-экономическое и экологически ориентированное развитие.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ РМ
Стратегическими направлениями,
обязательно присутствующими в
плане маркетинга региона, являются:
1. Маркетинг имиджа
2. Маркетинг достопримечательностей
3. Маркетинг инфраструктуры
4. Обеспечение поддержки со стороны граждан,
политиков, организаций
5. Реклама
Маркетинг имиджа подразумевает
создание, развитие и распространение
позитивной картины региона уполномоченным
рекламным агентством или PR - фирмой.
По сравнению с другими
Можно выделить различные
исходные ситуации - позитивный, слабый,
негативный, смешанный, противоречивый,
чрезмерно привлекательный
Применяемые инструменты: слоганы, визуальные символы, различные акции, имиджевое позиционирование.
Маркетинг достопримечательностей, аттракционов дополняет маркетинг имиджа. Территория использует при это или естественные достопримечательности (набережные рек, озера, моря, горы), или историческое наследие (музеи, памятники архитектуры, храмы), или известные личности, или объекты культуры и отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки)
Чем более индивидуальны
и известны будут достопримечательности,
тем лучше. Стратегии
Комплексное оформление территории
как единого целого повышает ее привлекательность
и уникальность, эстетические достоинства.
Необходимым инструментом является
здесь территориальное
Вопрос - а если у города (населенного пункта) нет достопримечательностей? Ответ: их надо создать.
Маркетинг инфраструктуры служит важнейшим элементом маркетинга региона, поскольку сама инфраструктура - его несущий каркас и фундамент одновременно. Надежное энергоснабжение, хорошее образование, чистая питьевая вода, развитые коммуникации, безопасность на улицах - признаки достаточно поддерживаемой инфраструктуры. Её наличие - это еще не гарантия регионального роста, но ее отсутствие или плохое состояние делает рост невозможным.
Для постоянной санации и обновления инфраструктуры недостаточно только строительства. Ограничения в ресурсах, требования охраны окружающей среды и межтерриториальные связи вынуждают территории развивать особый вид управленческой деятельности - инфраструктурный менеджмент, от слежения за инфраструктурными объектами до их систематического улучшения с помощью современных методов и технологий.
Обеспечение поддержки со
стороны граждан, политиков, организаций
относится к жителям данной территории,
объединениям и союзам граждан, работе
с общественностью. Задача заключается
в их доброжелательной мотивации
по отношению к иногородним, инорегиональным
жителям, повышении уровня их сплоченности,
а также квалификации и образования,
чтобы лучше удовлетворять
Недружелюбие к приезжим
или отрицательное
Реклама и коммуникации, являясь и одной из стратегий, и конкретным инструментом маркетинга регионов, пересекается со всеми его разделами. Ее роль заключается в распространении и поддержании регионального имиджа среди представителей избранных целевых групп, причем усилия и затраты идут по нарастающей от возможных, потенциальных к вероятным и действительным клиентам.
В распоряжении регионального
маркетолога находятся
Критериями выбора служат привычки целевых групп, свойства самого канала коммуникации, содержание рекламы и затраты. Далее уже в рамках выбранного инструмента принимается решение о широте и частоте рекламы в зависимости от соотношения эффективность/затраты.
Общим принципом является
созвучная реклама всеми
Логический порядок следования
стратегий заключается сначала
в создании инфраструктуры, затем
расширении достопримечательностей, аттракционов,
обеспечении дружественности
3.Примеры регионального маркетинг.
1.Калужская область.
Калужская область сумела перенять лучшие формы взаимодействия с инвесторами, и многое сделала с позиции современного продвижения региона.
Пакет информационных материалов
о Калужской области для
Рекламно-информационные материалы – это лишь «одежка» региона, но по ней встречают, формируют первое мнение, отмечают характерные (исключительные) детали. Если первое мнение подкрепляется, и регион действительно умеет работать с инвесторами, то результат не заставит себя долго ждать. Весной 2006 года концерн «Фольцваген» выбирал место строительства сборочного предприятия в России и отдал предпочтение Калужской области. Калужская область победила в очень жесткой конкурентной борьбе, поскольку специалисты «Фольцвагена» с немецкой тщательностью осуществляли выбор места размещения предприятия на протяжении 2 лет и изучили свыше 150 возможных вариантов.