Региональный маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить цели и принципы регионального маркетинга.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. дать наиболее полное определение регионального маркетинга;
2. выделить задачи, которые решает региональный маркетинг;
3. рассмотреть процесс планирования и реализации регионального маркетинга;
4. дать краткое описание стратегическим направлениям и мероприятиям регионального маркетинга.

Содержание

Введение 2
1. Основные понятия, цели, принципы и задачи регионального маркетинга 4
2. Покупатели услуг территории и региональный маркетинг 8
3. Стратегические направления и мероприятия регионального маркетинга 9
4. Процесс планирования и реализации регионального маркетинга 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Кр по регион. экономике тема Региональный маркетинг.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Комплексное оформление территории как единого  целого повышает ее привлекательность  и уникальность, эстетические достоинства. Необходимым инструментом является здесь территориальное планирование.

     Маркетинг инфраструктуры служит важнейшим элементом  регионального маркетинга, поскольку  сама инфраструктура - его несущий  каркас и фундамент одновременно. Хорошее образование, чистая питьевая вода, развитые коммуникации, безопасность на улицах - признаки достаточно поддерживаемой инфраструктуры. Её наличие - это еще не гарантия регионального роста, но ее отсутствие или плохое состояние делает рост невозможным.

     Для постоянной санации и обновления инфраструктуры недостаточно только строительства. Ограничения в ресурсах, требования охраны окружающей среды и межтерриториальные связи вынуждают территории развивать особый вид управленческой деятельности - инфраструктурный менеджмент, от слежения за инфраструктурными объектами до их систематического улучшения с помощью современных методов и технологий.

     Обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций относится к жителям  данной территории, объединениям и  союзам граждан, работе с общественностью. Задача заключается в их доброжелательной мотивации по отношению к иногородним, повышении уровня их сплоченности, а также квалификации и образования, чтобы лучше удовлетворять потребности целевых рынков.

     Недружелюбие  к приезжим или отрицательное представление о жителях какой-либо территории может свести к нулю все усилия и достигнутые результаты по другим направлениям регионального маркетинга.

     Реклама и коммуникации, являясь и одной  из стратегий, и конкретным инструментом регионального маркетинга, пересекается со всеми его разделами. Ее роль заключается в распространении и поддержании регионального имиджа среди представителей избранных целевых групп.

     В распоряжении регионального маркетолога  находятся различные инструменты  для влияние на целевые группы: СМИ (телевидение, радио, внешняя реклама, региональная пресса, общие и специальные журналы), прямая реклама, региональные стимулы и скидки, музыка и т.д. Задача заключается в их правильном выборе, смешивании и применении.

     Критериями выбора служат привычки целевых групп, свойства самого канала коммуникации, содержание рекламы и затраты. Далее уже в рамках выбранного инструмента принимается решение о широте и частоте рекламы в зависимости от соотношения эффективность/затраты.

     Логический порядок следования стратегий заключается сначала в создании инфраструктуры, затем расширении достопримечательностей, аттракционов, обеспечении дружественности жителей и в распространении уже сложившегося на этой основе положительного имиджа.

     Объем финансирования по отдельным мероприятиям должен корреспондировать с объемом целевого рынка, который в свою очередь тщательно исследуется. Иначе недостатки в предшествующем анализе оборачиваются потерями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Процесс планирования и реализации регионального маркетинга

 

     При разработке и проведении концепций  регионального маркетинга используются подходы, аналогичные используемым в сфере маркетинга предприятий.

     Первый  шаг: создание информационных основ  такой концепции. Второй: исходя из SWOT-анализа регионов как:

    • места для проживания и работы населения;
    • места путешествий и посещений туристов;
    • места для размещения предприятий.

     Регион  находится на пересечении требований различных целевых групп (туристов, уже имеющихся предприятий, населения, стремящихся к размещению в регионе новых предприятий). Общее внутреннее самосознание жителей служит при этом базой для достоверного внешнего выступления региона вовне.

     На  основе этих исходных пунктов, систематических  исследований восприятия региона со стороны и изнутри он профилируется и позиционируется (третий шаг).

     Позиционирование - это усиление сильных сторон региона, причем не только и не столько тех, которые были сильными в прошлом, сколько тех, которые, опираясь на достигнутое, направлены в будущее.

     Успешное  позиционирование должно ясно отличаться от конкурирующих регионов и быть долгосрочно защитимо. Существует опасность  быстрого подражания, имитации со стороны  других регионов. В этой связи важно  видеть, что профилирование региона  всегда должно рассматриваться только относительно конкурентов и может стать удачным только тогда, когда у целевых групп укрепилось непротиворечивое и вызывающее доверие представление о регионе.

     Для успеха профилирования надо выяснить требования различных целевых групп в смысле их приоритетов и предложить им соответствующие достижения. Так как укрепление этих достижений в восприятии целевых групп недостижимо за одну ночь, для такого профилирования особенно подходят такие отрасли, в которых можно реализовать долгосрочные преимущества.

     Далее, для достижения направленных внутрь и вовне целей регионального  маркетинга проектируются согласованные  с специфичной региональной ситуацией  маркетинговые стратегии и специфичные  для каждой целевой группы маркетинговые  мероприятия (четвертый шаг).

     Реализация (пятый шаг) - ключевой вопрос регионального  маркетинга. Любая хорошая концепция  может быть выполнена лишь наполовину. Необходимо обратить внимание на особенности  реализации маркетинга регионов (по отношению  к маркетингу предприятий): в целом необходимо укреплять маркетинговый образ мышления в политическом процессе волеобразования и волепроведения. В частности:

    • укреплять внутреннее самосознание и территориальную идентификацию;
    • утвердить на длительный срок приоритеты в мероприятиях и целях;
    • обеспечить координацию и ответственность;
    • обеспечить комплексную реализацию;
    • проводить контроль реализации.

     Следует учитывать, что продукт "регион" нельзя создать или улучшить за один день, это должен быть долгосрочный процесс реализации стратегической концепции в последовательно проводимых мероприятиях. Для реализации также нужно иметь представление о будущем и, кроме того, нужно иметь навыки воплощать задуманное в жизнь.

     На  каждом этапе проводится контроль результатов - качественный и количественный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В своей курсовой работе я рассмотрела  основные понятия, принципы и задачи регионального маркетинга, а также  ряд других вопросов, которые играют немаловажную роль.

      Подводя итог, можно сказать, что региональный маркетинг является мало разработанным экономическим инструментом. Есть ряд работ авторов, изучающих проблемы регионального рынковедения, а также конкретные вопросы согласования возможностей производства и предоставления, благ потребителям в регионах в контексте обоснования региональной политики. Однако материалов по непосредственному обоснованию маркетинговых подходов к реформированию региональной экономики в условиях России крайне мало.

      Объективная необходимость распространения  регионального маркетинга в России в условиях формирования рыночных отношений подтверждается мировой практикой, так как использование маркетинговых подходов весьма продуктивно для организации производства и реализации на выбранных сегментах рынка определенных товаров или товарных систем, обоснования рыночной концепции региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Бияков  О. А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. – Томск, 2004. – 152 с.
  2. Бутов В. И., Игнатов В. Г. Основы региональной экономики. – М.; Ростов н/Д, 2001.- 448 с.
  3. Видяпина В. И., Степанова М. В. Региональная экономика. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 666 с.
  4. Генералова С. В. Повышение привлекательности регионов на основе использования регионального маркетинга// Известия № 7(22). – 2006. – (Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики. Вып. 4.)
  5. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий 2-е изд. – 2006. – 416 с.
  6. Фетисов Г. Г., Орешкин В. П. Региональная экономика и управление. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 416 с.

Информация о работе Региональный маркетинг