Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить цели и принципы регионального маркетинга.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. дать наиболее полное определение регионального маркетинга;
2. выделить задачи, которые решает региональный маркетинг;
3. рассмотреть процесс планирования и реализации регионального маркетинга;
4. дать краткое описание стратегическим направлениям и мероприятиям регионального маркетинга.
Введение 2
1. Основные понятия, цели, принципы и задачи регионального маркетинга 4
2. Покупатели услуг территории и региональный маркетинг 8
3. Стратегические направления и мероприятия регионального маркетинга 9
4. Процесс планирования и реализации регионального маркетинга 12
Заключение 14
Список литературы 15
В
настоящее время перед
Создание
и осуществление программы
Цель данной курсовой работы – изучить цели и принципы регионального маркетинга.
Поставленная цель определила следующие задачи:
Актуальность и необходимость работы над региональным маркетингом вызвана, прежде всего, обострившейся конкурентной борьбой между регионами страны за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
В первом разделе даны основные понятия регионального маркетинга, его цели, принципы, а также подробно расписаны те задачи, которые он решает.
Второй раздел посвящен изучению покупателей услуг территории и региональному маркетингу.
В третьем разделе описаны такие стратегические направления регионального маркетинга, как маркетинг имиджа, достопримечательностей, инфраструктуры, рекламы и обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков и организаций.
Четвертый
раздел состоит из описания процесса
планирования и реализации регионального
маркетинга.
Динамика внутреннего развития регионов может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков.
С внешней стороны на территориальное развитие влияют такие силы, как глобальная конкуренция, НТП, региональная политика государства и другие факторы.
В
результате регионы интегрируются
в мировую экономику и
Выделим ряд определений регионального маркетинга:
Эмпирические исследования показывают следующие главные цели регионального маркетинга:
Цели второго ранга: улучшение управления, повышение культурной привлекательности и улучшение инфраструктуры региона.
Достижение этих целей позволяет использовать становящиеся все ограниченнее ресурсы с большей пользой и большей ориентацией на целевые группы. При этом подразумевается решение следующих задач:
Из сущности и целей регионального маркетинга вытекают его принципы.
Первый
принцип - нацеленность на конечный практический
результат производственно-
Второй принцип - ориентация региона на долговременные результаты рыночной деятельности, что в условиях трансформации региональных экономик в России предполагает преодоление монополизма и создание конкурентных рынков в регионе, превращение «рынка продавца» в «рынок покупателя», развитие на предприятиях всех форм собственности, а также предпринимательства во всех секторах экономики. Реализация этого принципа предполагает освоение в полной мере маркетинговых подходов к региональной экономике.
Третий
принцип - применение в единстве и
взаимосвязи тактики и
Реализация
принципов регионального
К покупателям услуг территории относятся местные жители и работающие по найму, приезжие, отрасли экономики и инвесторы и инорегиональные рынки.
Рынок приезжих:
Деловые посетители - бизнесмены, командировочные, коммивояжеры. Частные посетители - туристы, путешественники, друзья или родственники.
Каждый
посетитель тратит деньги на питание,
ночлег, покупку других товаров и
услуг. Эти расходы влияют с эффектом
мультипликатора на доходы населения,
занятость и налоговые
Второй важный целевой рынок представляют жители и работающие по найму.
Факторы увеличения трудовых ресурсов региона:
Третью категорию целевых рынков образуют отрасли экономики и инвесторы. Как правило, все населенные пункты пытаются усилить свой экономический базис, чтобы создать для своих жителей рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы.
Территория должна соответствовать критериям размещения производительных сил (инвестиционный климат, качество жизни, доступность, качество трудовых ресурсов).
Четвертая группа целевых рынков - отечественные и международные рынки, т.е. способность города или региона производить товары и услуги, необходимые находящимся за его пределами другим территориям, физическим и юридическим лицам.
Стратегическими
направлениями, обязательно присутствующими
в плане регионального
Маркетинг имиджа подразумевает создание, развитие и распространение позитивной картины региона уполномоченным рекламным агентством или PR - фирмой. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требующей определенных затрат. Последние, так же, как и эффективность стратегии в целом зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе.
Можно выделить различные исходные ситуации - позитивный, слабый, негативный, смешанный, противоречивый, чрезмерно привлекательный имидж. В зависимости от диагностики вида имиджа выбираются мероприятия по его улучшению, которые должны проводиться комплексно и иметь продолжительный характер.
Применяемые инструменты: визуальные символы, различные акции.
Маркетинг достопримечательностей, аттракционов дополняет маркетинг имиджа. Территория использует при этом или естественные достопримечательности (набережные рек, озера, моря), или историческое наследие (музеи, памятники архитектуры), или известные личности, или объекты культуры и отдыха.
Чем более индивидуальны и известны будут достопримечательности, тем лучше. Стратегии достопримечательностей различаются в зависимости от того, много или мало их имеется, сколько дней обычно надо для их осмотра.