Развитие прямого маркетинга в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Процесс формирования и развития рыночных отношений в Республике Казахстан сопровождается усилением конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, постоянным изменением внешней и внутренней маркетинговой среды, что требует совершенствования предпринимательской и маркетинговой деятельности по созданию, распределению и потреблению товаров и услуг. Поэтому интерес к маркетингу как философии и инструментарию предпринимательства значительно возрос.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Зарождение маркетинга………………………………………………………………………………...5
Дальнейшие развитие маркетинга………………………………………….....8
РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА……….11
Особенности маркетинга в переходный период экономики……………...…15
Заключение. ……………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………….…19

Работа содержит 1 файл

развитие прямого маркетинга в РК.docx

— 88.33 Кб (Скачать)

Мировой опыт показывает, что маркетинг  может быть применен при определенных условиях, к которым относятся: формирование "рынка покупателя", наличие  полноценных рыночных, а также  развитыхконкурентных отношений, предполагающих свободу действий экономических субъектов в рыночном пространстве. Необратимость происходящих в социально-экономической жизни перемен, демократизация системы управления экономикой, привлечение иностранных инвестиции, активное развитие сферы услуг, информатизации и другие преобразования в обществе также являются предпосылками развития маркетинга.

Интерес к маркетингу в бывшем Союзе  начал проявляться в 70-х годах. Первоначально его принципы были использованы во внешнеэкономической  деятельности предприятий. Начиная с 1976 года маркетинг как концепция управления и направление в науке, как практический подход к решению задач создания продукции с учетом требований потребителей был основан в СССР, а затем в России и других странах СНГ (1,7).

В Казахстане маркетинг как направление  науки, область хозяйственной деятельности и система управления производственно-сбытовой деятельностью начал формироваться  с переходом республики к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года на предприятиях и организациях начали создаваться службы маркетинга и должности специалистов по маркетингу. Особенно активными секторами экономики, где начали внедряться принципы маркетинга, явились торговля, сельское хозяйство, финансовые структуры и банки. Позже он начал развиваться на промышленных предприятиях, в сфере услуг и, в последнюю очередь, в Некоммерческой деятельности. В 1993 году среди казахстанских вузов первой открыла специальность по подготовке специалистов по маркетингу Казахская государственная академия управления.

Как было отмечено, важным условием становления  маркетинга является создание полноценных  рыночных отношений. Однако годы становления рыночной экономики в Казахстане характеризуются спадом производства, увеличением реальной и скрытой безработицы, убыточностью и банкротством многих предприятий, снижением инвестиционной активности и уровня потребления продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров. ВВП на душу населения в реальном выражении уменьшился с 1992 г. по 1999 г. на 32%.

Форсированное, неконтролируемое открытие экономики к внешнему миру, практически  бесконтрольный экспортно-валютный режим, наличие различных нетарифных барьеров привели к массовому оттоку капитала, сырьевых ресурсов и валюты за пределы  страны и породили коррупцию. Либерализация  внешней торговли, открытие казахстанского рынка для иностранных товаров  при некоторых положительных  результатах привели к остановке  предприятий перерабатывающей промышленности.

Все это привело к росту теневой  экономики, к демонетизации, бартеризации, долларизации экономики и бегству капитала.

Согласно данным единовременного  учета 1999 г., значительная часть работников (около 50%), получают заработную плату, которая составляет от 1 до 3 минимальных  размеров зарплаты, что свидетельствует  также о низком уровне оплаты труда (3,18),

При переходе к рыночным отношениям оказались нарушенными оптимальные  пределы дифференциации доходов (4-6 раз), проверенные мировой практикой. По данным Агентства по статистике, коэффициент Джинни в Казахстане за первое полугодие 2000 г. составил 0,348, тогда как в 1998 г. - 0,338, что свидетельствует об увеличении неравенства в распределении доходов. Разрыв в уровне 10% наиболее состоятельных и самых бедных слоев населения в республике до реформы составлял 4, а в 1999 г. -11 раз. На долю самых состоятельных 10 % населения приходилось 26%, а менее обеспеченных - всего 2,3 % дохода (4,9).

За последние годы выросла скрытая  и реальная безработица. Численность  безработных, состоящих на учете  в службах занятости на конец  августа 2000 года, по данным Министерства труда и социальной защиты, составила 257,6 тысяч человек, или 4,5 % к экономически активному населению, из них 37%

- жители сельской местности.  Все эти негативные явления  приводят к уменьшению платежеспособного  спроса населения и как следствие  - к сужению внутреннего рынка  и сокращению объемов производства.

Отечественные товары становятся неконкурентоспособными, как за счет ценового фактора, также  по качеству, сервису, упаковке и продвижению. Финансовый кризис России усугубил положение  предприятий перерабатывающей промышленности Казахстана, из-за завышенного курса  тенге к рублю усилился поток  продовольствия из России в Казахстан  по низким ценам. Принятые меры правительства  Казахстана по ограничению ввоза  продовольственных товаров из России, Кыргызстана и Узбекистана не привели к положительным эффектам и были отменены. Поэтому товаропроизводители  Казахстана продолжают испытывать прессинг со стороны дешевого импорта товаров. Большинство предприятий не могут  восполнить свои оборотные средства, не говоря об осуществлении технического перевооружения и модернизации производства. Из-за высокого уровня налогообложения они вынуждены скрывать действительные объемы производства, и уходят в теневой бизнес, который по оценкам экспертов составляет 30-50% объемов товарооборота. Его нарастанию способствуют не только дефицит товаров, но и коррумпированность государственных чиновников и несовершенство налогового законодательства (5,28).

В современных условиях позитивное влияние на состояние потребительского рынка оказывает деятельность коммерческих и посреднических структур, самостоятельные  закупки торговых предприятий и  частных лиц, особенно "челноков". По различным оценкам экспертов, в настоящее время "челночной" торговлей заняты около 1 млн. человек. По данным Национального Агентства по статистике, экспорт, осуществляемый "челноками" за 1999 г. составил 113,9, импорт — 1511 млн. долл. В общем объеме розничного товарооборота к августу 2000 г. 76,8 % падает на долю вещевых, смешанных и продовольственных рынков (6,125). Челночная торговля, с одной стороны, способствует наполнению рынка потребительскими товарами, обеспечивая население дешевыми продуктами и товарами, а с другой

- способствует бегству капитала  в другие страны, и является  одной из причин спада отечественного  производства. Следовательно, необходимо  пересмотреть политику по отношению  к "челночной" торговле.

В Казахстане, в результате описанных  ранее особенностей переходного  периода, имеется своя специфика  формирования маркетинга в различных  сферах экономики. Первоначально он начал развиваться в наиболее конкурентных сферах, то есть в торговых и финансовых секторах, затем в  промышленности. Развитие маркетинга в Казахстане можно условно разделить  в два этапа. Первый этап приблизительно начал развиваться в 90-х годах  и имел в основном коммерческую направленность. Поэтому этот этап можно назвать  коммерциализацией маркетинговой  деятельности предприятия, когда на вооружение были приняты лишь отдельные  принципы и элементы маркетинга, а  не вся его концепция полностью.

Второму этапу развития, который  начал формироваться приблизительно с 97-го года, характерна маркетинговая  ориентация производства. С этого  периода по настоящее время маркетинговая  концепция не стала основополагающей идеей в формировании стратегии  и тактики предприятий, так как  не созданы необходимые условия  для ее развития.

Особенности маркетинга в переходный период экономики.

Экономика республики вышла из состояния  депрессии, вступила в фазу восстановления и оживления, тем не менее, условия  для развития системы маркетинга в республике еще полностью не сформированы. Основные особенности  маркетинга в переходный период экономики  заключаются в следующем:

1. В отечественной экономике  маркетинг является самым динамичным  понятием, которое нашло свое  развитие, как в теории, так и  на практике. Отдельные теоретические  аспекты и возможности его  использования в практической  деятельности предприятий различных  сфер экономики исследуются казахстанскими  специалистами и учеными. Однако  следует отметить недостаточную  практическую направленность концепции  маркетинга в казахстанской экономике  переходного периода.

2. В практической деятельности  отечественных предприятий выполняются  отдельные функции маркетинга. Отсутствует  системность и комплексность  в осуществлении маркетинговой  деятельности предприятий и организаций.  Предприятия используют на практике  отдельные элементы маркетинга, вся их деятельность пока не  охвачена единой стратегией, учитывающей  комплексно потребительский спрос,  рыночную конъюнктуру, поведение  конкурентов, а также особенности  внешней среды.

3. Недостаточно сформирована инфраструктура  маркетинга. На рынке Казахстана  функционируют несколько центров  и организаций маркетинга, осуществляющие  исследовательские проекты по  заказу зарубежных и отечественных  компаний. Практически отсутствуют  маркетинговые фирмы, оказывающие  консультационные услуги.

4. Первоначально маркетинг развивался  в коммерческих и финансовых  структурах, затем охватил деятельность  промышленных предприятий. На  большинстве предприятий маркетинговые  функции преимущественно выполняются  отдельными сотрудниками различных  служб или руководителями высшего  и среднего звена. Более последовательно  они осуществляются в коммерческих  фирмах, а также на предприятиях  среднего и малого бизнеса,  где существуют условия для  принятия самостоятельных решений.

5. Главной целью маркетинга большинства  казахстанских предприятий на  первоначальном этапе его развития  явилось выживание. Сейчас такой  целью выступает отвоевывание отечественного рынка, завоеванного в свое время зарубежными компаниями.

6. Особенности характерны также  в отношении применения инструментов  маркетинга. В отечественных условиях  наиболее привлекательным элементом  комплекса маркетинга является  цена. Именно цепа, во многих условиях  не привлекая другие инструменты  маркетинга, позволяет предприятиям  получить прибыль. Для сравнения:  в США особое место в комплексе  маркетинга занимает реклама,  и меры по стимулированию сбыта.  В Европе преимущество отдается  развитию каналов распределения,  в Японии — инновациям в  продуктовой политике (7,16).

7. Недостаточное внимание уделяется процессу установления взаимоотношений с покупателями. Недооценка роли покупателя и непонимание важности маркетинга как основы получения доходов отодвигают на задний план работу с покупателями.

Таким образом, основными причинами, сдерживающими развитие маркетинга, являются падение платежеспособности потребителей, недостаток оборотных  средств у предприятий, потеря традиционных каналов сбыта, происшедшей из-за банкротства бывших оптовых баз  и крупных торговых фирм, интервенция импортных конкурирующих товаров, усугубляемая "челночным" ввозом. Критическим фактором, препятствующим развитию производства, а также осуществлению систематизированного подхода к маркетингу является снижение платежеспособности потребителей. В сложившихся условиях предприятия ставят перед собой краткосрочные цели, поэтому у них отсутствуют четко определенные маркетинговые стратегии, рассчитанные на долгосрочный период. Действующая система организации маркетинговой деятельности предприятий недостаточно эффективна с точки зрения удовлетворения потребностей рынка и решении экономических проблем предприятия. Развернуть свою деятельность функционирующие отделы маркетинга не могут, так как ограничены нехваткой денежных средств. Необходимо в последующем пересмотреть структуру управления предприятием, наделив подразделения маркетинга соответствующими функциями ориентируя их работу на потребителя, прибыль или другие цели предприятия. Руководство предприятий недостаточно выделяет денежные средства на финансирование маркетинговых мероприятий, поэтому отдача от действий службы маркетинга низкая. Ф.Котлер по этому поводу в своем выступлении в сентябре 1998 г. на московской международной конференции по маркетингу сказал: "Если в обычных условиях маркетинг нужен для процветания, то в условиях кризиса он становится единственным механизмом, который поможет фирме выжить" (8,17). Поэтому следует по возможности увеличить расходы на маркетинг, так как именно усилия специалистов по рынку позволяют выжить фирме в условиях экономического кризиса и получить прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В Казахстане маркетинг как направление  науки, область хозяйственной деятельности и система управления производственно-сбытовой деятельностью начал формироваться  с переходом республики к рыночным отношениям. Начиная с 1991 года на предприятиях и организациях начали создаваться службы маркетинга и должности специалистов по маркетингу. Особенно активными секторами экономики, где начали внедряться принципы маркетинга, явились торговля, сельское хозяйство, финансовые структуры и банки. Позже он начал развиваться на промышленных предприятиях, в сфере услуг и, в последнюю очередь, в Некоммерческой деятельности. В 1993 году среди казахстанских вузов первой открыла специальность по подготовке специалистов по маркетингу Казахская государственная академия управления.

В последние годы все больше требуется  специалистов по маркетингу, растут требования к маркетологам. По данным исследования, проведенного в 2002 году экспертами «Казахстанской ассоциации маркетинга», уже более  половины предприятий имеют в  своей структуре отделы маркетинга и специалистов по маркетингу. В 36,3% компаниях существует отдельно выделенная служба маркетинга, треть компаний (28,6%) в своем составе имеют  специалистов с маркетинговой подготовкой. Более 20% предприятий распределили функции маркетинга по другим службам. Почти 11% фирм используют другие формы  организации маркетинга на своем  предприятии: в большинстве отдельно выделенных департаментах и службах  маркетинга работает до 5 человек.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреева О.Д. Технология  бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 224 с.

2. Яаш Е. Поражение пли отступление. Вопросы экономики, 1999. С.4.

3. Судтанбекова.- Экономика и статистика, 2000. №2. С. 19.

4. Кривко Н. Оценка уровня бедности в Республике Казахстан.- Экономика и статистика, 2000, № 2. С.9.

5. Дебердеев А., Ельцова О. Потребительский рынок и государство: стратегия сотрудничества//Аль-Пари, 1999. №1. С.28.

6. Социально-экономическое  положение Республики Казахстан,  август 2000. Алматы, 2000.

7. Соловьев Б.А. Управление  маркетингом: 17 — модульная программа  для менеджеров "Управление развитием  организации". Модуль 13. - М.: "ИНФРА-М", 1999. - 336 с.

8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999. - 896 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Зарождение маркетинга………………………………………………………………………………...5

Информация о работе Развитие прямого маркетинга в РК