Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:46, реферат
Процесс формирования и развития рыночных отношений в Республике Казахстан сопровождается усилением конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, постоянным изменением внешней и внутренней маркетинговой среды, что требует совершенствования предпринимательской и маркетинговой деятельности по созданию, распределению и потреблению товаров и услуг. Поэтому интерес к маркетингу как философии и инструментарию предпринимательства значительно возрос.
Введение………………………………………………………………………...3
Зарождение маркетинга………………………………………………………………………………...5
Дальнейшие развитие маркетинга………………………………………….....8
РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА……….11
Особенности маркетинга в переходный период экономики……………...…15
Заключение. ……………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………….…19
Мировой опыт показывает, что маркетинг может быть применен при определенных условиях, к которым относятся: формирование "рынка покупателя", наличие полноценных рыночных, а также развитыхконкурентных отношений, предполагающих свободу действий экономических субъектов в рыночном пространстве. Необратимость происходящих в социально-экономической жизни перемен, демократизация системы управления экономикой, привлечение иностранных инвестиции, активное развитие сферы услуг, информатизации и другие преобразования в обществе также являются предпосылками развития маркетинга.
Интерес к маркетингу в бывшем Союзе начал проявляться в 70-х годах. Первоначально его принципы были использованы во внешнеэкономической деятельности предприятий. Начиная с 1976 года маркетинг как концепция управления и направление в науке, как практический подход к решению задач создания продукции с учетом требований потребителей был основан в СССР, а затем в России и других странах СНГ (1,7).
В Казахстане маркетинг как направление
науки, область хозяйственной
Как было отмечено, важным условием становления маркетинга является создание полноценных рыночных отношений. Однако годы становления рыночной экономики в Казахстане характеризуются спадом производства, увеличением реальной и скрытой безработицы, убыточностью и банкротством многих предприятий, снижением инвестиционной активности и уровня потребления продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров. ВВП на душу населения в реальном выражении уменьшился с 1992 г. по 1999 г. на 32%.
Форсированное, неконтролируемое открытие
экономики к внешнему миру, практически
бесконтрольный экспортно-валютный режим,
наличие различных нетарифных барьеров
привели к массовому оттоку капитала,
сырьевых ресурсов и валюты за пределы
страны и породили коррупцию. Либерализация
внешней торговли, открытие казахстанского
рынка для иностранных товаров
при некоторых положительных
результатах привели к
Все это привело к росту теневой экономики, к демонетизации, бартеризации, долларизации экономики и бегству капитала.
Согласно данным единовременного учета 1999 г., значительная часть работников (около 50%), получают заработную плату, которая составляет от 1 до 3 минимальных размеров зарплаты, что свидетельствует также о низком уровне оплаты труда (3,18),
При переходе к рыночным отношениям
оказались нарушенными
За последние годы выросла скрытая и реальная безработица. Численность безработных, состоящих на учете в службах занятости на конец августа 2000 года, по данным Министерства труда и социальной защиты, составила 257,6 тысяч человек, или 4,5 % к экономически активному населению, из них 37%
- жители сельской местности.
Все эти негативные явления
приводят к уменьшению
Отечественные товары становятся неконкурентоспособными,
как за счет ценового фактора, также
по качеству, сервису, упаковке и продвижению.
Финансовый кризис России усугубил положение
предприятий перерабатывающей промышленности
Казахстана, из-за завышенного курса
тенге к рублю усилился поток
продовольствия из России в Казахстан
по низким ценам. Принятые меры правительства
Казахстана по ограничению ввоза
продовольственных товаров из России,
Кыргызстана и Узбекистана не
привели к положительным
В современных условиях позитивное влияние на состояние потребительского рынка оказывает деятельность коммерческих и посреднических структур, самостоятельные закупки торговых предприятий и частных лиц, особенно "челноков". По различным оценкам экспертов, в настоящее время "челночной" торговлей заняты около 1 млн. человек. По данным Национального Агентства по статистике, экспорт, осуществляемый "челноками" за 1999 г. составил 113,9, импорт — 1511 млн. долл. В общем объеме розничного товарооборота к августу 2000 г. 76,8 % падает на долю вещевых, смешанных и продовольственных рынков (6,125). Челночная торговля, с одной стороны, способствует наполнению рынка потребительскими товарами, обеспечивая население дешевыми продуктами и товарами, а с другой
- способствует бегству капитала
в другие страны, и является
одной из причин спада
В Казахстане, в результате описанных
ранее особенностей переходного
периода, имеется своя специфика
формирования маркетинга в различных
сферах экономики. Первоначально он
начал развиваться в наиболее
конкурентных сферах, то есть в торговых
и финансовых секторах, затем в
промышленности. Развитие маркетинга
в Казахстане можно условно разделить
в два этапа. Первый этап приблизительно
начал развиваться в 90-х годах
и имел в основном коммерческую направленность.
Поэтому этот этап можно назвать
коммерциализацией
Второму этапу развития, который
начал формироваться
Особенности маркетинга в переходный период экономики.
Экономика республики вышла из состояния депрессии, вступила в фазу восстановления и оживления, тем не менее, условия для развития системы маркетинга в республике еще полностью не сформированы. Основные особенности маркетинга в переходный период экономики заключаются в следующем:
1. В отечественной экономике
маркетинг является самым
2. В практической деятельности
отечественных предприятий
3. Недостаточно сформирована
4. Первоначально маркетинг
5. Главной целью маркетинга
6. Особенности характерны также
в отношении применения
7. Недостаточное внимание уделяется процессу установления взаимоотношений с покупателями. Недооценка роли покупателя и непонимание важности маркетинга как основы получения доходов отодвигают на задний план работу с покупателями.
Таким образом, основными причинами, сдерживающими развитие маркетинга, являются падение платежеспособности потребителей, недостаток оборотных средств у предприятий, потеря традиционных каналов сбыта, происшедшей из-за банкротства бывших оптовых баз и крупных торговых фирм, интервенция импортных конкурирующих товаров, усугубляемая "челночным" ввозом. Критическим фактором, препятствующим развитию производства, а также осуществлению систематизированного подхода к маркетингу является снижение платежеспособности потребителей. В сложившихся условиях предприятия ставят перед собой краткосрочные цели, поэтому у них отсутствуют четко определенные маркетинговые стратегии, рассчитанные на долгосрочный период. Действующая система организации маркетинговой деятельности предприятий недостаточно эффективна с точки зрения удовлетворения потребностей рынка и решении экономических проблем предприятия. Развернуть свою деятельность функционирующие отделы маркетинга не могут, так как ограничены нехваткой денежных средств. Необходимо в последующем пересмотреть структуру управления предприятием, наделив подразделения маркетинга соответствующими функциями ориентируя их работу на потребителя, прибыль или другие цели предприятия. Руководство предприятий недостаточно выделяет денежные средства на финансирование маркетинговых мероприятий, поэтому отдача от действий службы маркетинга низкая. Ф.Котлер по этому поводу в своем выступлении в сентябре 1998 г. на московской международной конференции по маркетингу сказал: "Если в обычных условиях маркетинг нужен для процветания, то в условиях кризиса он становится единственным механизмом, который поможет фирме выжить" (8,17). Поэтому следует по возможности увеличить расходы на маркетинг, так как именно усилия специалистов по рынку позволяют выжить фирме в условиях экономического кризиса и получить прибыль.
Заключение.
В Казахстане маркетинг как направление
науки, область хозяйственной
В последние годы все больше требуется специалистов по маркетингу, растут требования к маркетологам. По данным исследования, проведенного в 2002 году экспертами «Казахстанской ассоциации маркетинга», уже более половины предприятий имеют в своей структуре отделы маркетинга и специалистов по маркетингу. В 36,3% компаниях существует отдельно выделенная служба маркетинга, треть компаний (28,6%) в своем составе имеют специалистов с маркетинговой подготовкой. Более 20% предприятий распределили функции маркетинга по другим службам. Почти 11% фирм используют другие формы организации маркетинга на своем предприятии: в большинстве отдельно выделенных департаментах и службах маркетинга работает до 5 человек.
Список литературы
1. Андреева О.Д. Технология
бизнеса: маркетинг. Учебное
2. Яаш Е. Поражение пли отступление. Вопросы экономики, 1999. С.4.
3. Судтанбекова.- Экономика и статистика, 2000. №2. С. 19.
4. Кривко Н. Оценка уровня бедности в Республике Казахстан.- Экономика и статистика, 2000, № 2. С.9.
5. Дебердеев А., Ельцова О.
Потребительский рынок и государство: стратегия сотрудн
6. Социально-экономическое
положение Республики
7. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17 — модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 13. - М.: "ИНФРА-М", 1999. - 336 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999. - 896 с.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Зарождение маркетинга………………………