Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа
Теория и практика управления по-разному и с разной скоростью развивались в разных странах. Однако, при анализе эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюционного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрываются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную концепцию связывают с какой-либо личностью.
Введение
2. Эволюция школ и концепций менеджмента
2.1 Школа научного управления
2.2 Административная или классическая школа управления
2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
2.4 Математическая школа управления
3. Развитие маркетингового подхода в маркетинге
4. Заключение
5. Список использованной литературы
В становление и развитие математической школы управления внесли существенный вклад Р. Акофф, С. Вир, Д. Форрестер и др., которые заложили системный подход к проблемам менеджмента и созданию систематехники.
Литературные источники приводят разные ключевые понятия, раскрывающие содержание системного подхода. Приведем некоторые из них:
Система — это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.
Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позицией системного анализа, использование экономико-математических моделей, детализация целей, определение критериев их решения.
Системотехника
— прикладная наука, исследующая задачи
реального создания сложных управленческих
систем.
3.РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Маркетинг неотделим от менеджмента. Современный менеджмент, управляя положением и деятельностью фирмы во внешнем мире, неизбежно реализует маркетинговый подход, который может быть понят прежде всего как рыночно ориентированная система управления. Это не управление производством, финансами или персоналом и даже не система внутрифирменного управления. Это управление фирмой с ориентацией на запросы рынка и воздействие на окружающую рыночную среду и ее элементы, без чего невозможен рыночный успех. Смена этапов становления и развития маркетинга, его концепций происходила и происходит в тесной связи с этапами развития менеджмента. Если рассмотреть основные этапы развития теории и практики менеджмента в XX веке, выявить черты, которые характеризовали менеджмент в отношении изменений внешней среды и перспектив фирмы, отследить, какие маркетинговые установки им соответствовали, то мы обнаружим: каков менеджмент, таков и маркетинг, и наоборот.
1. Управление путем контроля за исполнением (1900-1920 гг.). Контролируется исполнение инструкций, стандартов. Управляющее воздействие осуществляется «постфактум» — вслед за произошедшим событием. Будущее воспринимается как повторение прошлого. Именно в это время, фактически на рубеже веков в США получает распространение термин «маркетинг». Он понимался тогда как метод сбыта, цель которого — найти покупателя для продукции, которую производитель готов выпускать или уже выпустил, т.е. тоже «постфактум».
2. Управление на основе экстраполяции (1920—1950 гг.) Темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого. Появляется и развивается составление текущих бюджетов, целевое управление, долгосрочное планирование. Параллельно происходит дальнейшее накопление структурных элементов и формирование маркетинга (прежде всего массового, т.е. рассчитанного на очень усредненного потребителя) в условиях стихийно-рыночного капитализма, экономической депрессии, мировой войны и послевоенного бума спроса.
3. Управление с ориентацией на предвидение изменений (1950—1970 гг.) В экономике начали возникать неожиданные явления. Темп изменений и прежде всего темп научно-технического прогресса стал слишком велик, чтобы вовремя определить тенденции и оптимальную реакцию на них. Стало развиваться стратегическое планирование по периодам, появился выбор стратегических позиций. Соответственно в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг начал рассматриваться как ведущая функция управления, основанная на знании потребительского спроса и определяющая рыночную и производственную стратегии фирм. Сформировался классический маркетинг (концепция общего маркетинга). Особо остановимся на маркетинговых изменениях 1960-х гг. Появились признаки насыщения рынка в ряде стран, предложение стало превышать спрос. Покупатель в этих странах стал прав, начал выбирать, обдумывать и пользоваться своей властью. С 1960-х гг. рынок развитых стран стал стремительно превращаться в рынок покупателя. Появились признаки «общества изобилия»: рост доходов потребителя и свободное распоряжение ими; рост товарного предложения; интернационализация рынков; сокращение жизненного цикла производимой продукции; информационный взрыв. Знаменательным становится новый статус маркетинга в менеджменте: возникла рыночная, маркетинговая ориентация управления в целом.
4. Управление за счет гибких экстренных решений (1970—1990 гг.) Условия таковы, что стремительность возникновения многих важных задач делает невозможными упреждающие действия. Возникает управление на основе ранжирования стратегических задач, управление по слабым сигналам, управление в неожиданных ситуациях и др. Маркетинг понимается как концепция, направленная на обеспечение сбалансированности спроса и предложения. Сначала формируется концепция стратегического, позднее социально-этичного маркетинга в русле идеи оптимального использования человеческих и природных ресурсов.
5. Современный этап развития менеджмента, начавшийся на рубеже 1990-х гг., чаще всего обозначается как этап эффективного управления. Деятельность и цели не только руководства фирмы и ее работников, но и различных по своим ролям участников рыночной деятельности становятся совместными, конкуренция все чаще начинает уступать место партнерству, как более эффективному способу взаимодействия. Планы преимущественно нежесткие, все больше нестандартных решений, среди используемых организационных структур все реже встречаются классические пирамидальные, все чаще — штабные, матричные, а в последнее время — еще и виртуальные, сетевые. Бюджет — децентрализован, к его формированию и использованию полу- чают доступ периферийные подразделения. Закрепление персонала — гибкое, все больше работников на контрактах. Новое лицо обретает и маркетинг. Формируются и развиваются особые, новые свойства стратегического маркетинга: глобализм, инновационность, интегрированность, предпочтение структурных исследований рынка, активное использование связей с общественностью (public relations). Отчетливо проявляется новая целевая ориентация маркетинга: на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного обмена. Более того, маркетинг впервые уверенно вступает в сферу, где нет рыночных отношений — в сферу распределения общественных благ.
История
знает немало примеров рационального
управления не только отдельными коллективами,
но и целыми государствами и империями.
При этом уровень управления, его
качество являлись определяющим началом
в благополучном развитии целых
народов, однако до нас не дошли сколь
либо достоверные данные о развитии
теории управления, а бум теоретической
мысли начался в нач. XX века. Он
связан с тем, что в 1911 году инженер
Тейлор опубликовал свои исследования
в книге "Принципы научного управления".
Этот год традиционно считается
началом признания управления наукой
и самостоятельной областью исследования.
В последствии наука об управлении
развивалась на как ряд последовательных,
взаимосвязанных разделов теории, а
как отдельное направление
Смена
этапов становления и развития маркетинга,
его концепций происходила и происходит
в тесной связи с этапами развития менеджмента.
Если рассмотреть основные этапы развития
теории и практики менеджмента в XX веке,
выявить черты, которые характеризовали
менеджмент в отношении изменений внешней
среды и перспектив фирмы, отследить, какие
маркетинговые установки им соответствовали,
то мы обнаружим: каков менеджмент, таков
и маркетинг, и наоборот.
5. Список использованной литературы:
1. Феденя, А.К. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования по экон. специальностям / А.К. Феденя, - 2-е изд. – Минск: Тетра-системс, 2008.- 320с.
2.
Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для
студентов, обучающихся по специальности
«Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов.
— 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
Информация о работе Развитие маркетингового подхода в маркетинге