Развитие маркетингового подхода в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Теория и практика управления по-разному и с разной скоростью развивались в разных странах. Однако, при анализе эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюционного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрываются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную концепцию связывают с какой-либо личностью.

Содержание

Введение

2. Эволюция школ и концепций менеджмента
2.1 Школа научного управления
2.2 Административная или классическая школа управления
2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
2.4 Математическая школа управления
3. Развитие маркетингового подхода в маркетинге
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Эволюция школ и концепций менеджмента.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

                                        План: 

  1. Введение
 

     2. Эволюция школ и концепций менеджмента

           2.1  Школа научного управления

           2.2   Административная или классическая школа управления

      2.3  Школа человеческих отношений  и поведенческих наук

       2.4   Математическая школа управления 

     3.  Развитие маркетингового подхода в маркетинге 

     4.  Заключение 

     5.  Список использованной литературы

 

 

          1. ВВЕДЕНИЕ
 

     История менеджмента насчитывает несколько  тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило  в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений.

     Организации, как группы людей, объединившихся для  достижения определений цели, существуют столько же, сколько существуют люди. Однако управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства.

     Теория  и практика управления по-разному  и с разной скоростью развивались  в разных странах. Однако, при анализе  эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюционного процесса на этапы  достаточно условно, так как они  перекрываются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную концепцию  связывают с какой-либо личностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 
     

    1.         Школа научного управления (1885-1920)
 

     Научная школа сформировалась и получила широкую известность под названием  «научный менеджмент».

     Появление школы научного управления связано  с теоретическими разработками и практическими рекомендациями Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Исследователи считают, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора — всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм — это скала, на которой мы воздеваем нашу дисциплину».

     На  смену расплывчатым, достаточно противоречивым принципам управления, предлагавшимся его предшественникам, пришла строгая научная система знаний о законах рациональной организации труда Тейлора.

     В своих трудах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм». Он развил научные идеи в пяти основных направлениях:

     1- создание научного фундамента по замене старых, практических методов работы;

     2 - отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев и их профобучение;

     3- стимулирование труда за конечный продукт;

     4 - сотрудничество администрации с рабочими;

     5 -равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

     Практическая  заслуга Тейлора состоит в  том, что он как основатель школы  научного управления разработал методические основы нормирования труда (хронометраж), дифференциальную систему оплаты труда, инструкционные карточки, методы повышения квалификации рабочих, сбор социальной информации и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента».

     Тейлор  писал о сути своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; доведение каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния»

        Старая система управления отвергалась Тейлором, так как допускала изрядную долю субъективного произвола и некомпетентности там, где должны царить объективность и строгий расчет. По его мнению научная организация труда должна предполагать выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение работника и которые могут быть использованы после того, как будет произведен систематический учет и изменение их действия.

       Основной принцип дифференциальной системы труда сводился Тейлором к построению системы оплаты труда работника таким образом, чтобы за брак и намеренные ошибки, за работу с прохладцей он наказывался, а за отличную работу — дополнительно вознаграждался. По его замыслу, такая система оплаты труда призвана обеспечить: во-первых, средства к существованию и материальный достаток семьи рабочего; во-вторых, справедливое распределение зарплаты и справедливую оценку труда; в-третьих, чувство полного удовлетворения, которое возникало при соблюдении первых двух условий.

     В то же время он считал вознаграждением  уступки рабочим со стороны управляющих, поддержание дружеских отношений с ними, рекомендовал открывать на предприятии детские сады, столовые, различные курсы повышения квалификации для продвижения более умелых и интеллектуальных рабочих.

     Тейлор  доказал необходимость неукоснительного следования разработанным стандартам на основе тщательного изучения движений, усилий, оптимальных методов осуществления нормализации инструментов и оборудования, трудовых операций и норм расхода времени на них.

     Наряду  с Тейлором наиболее яркими сподвижниками  школы научного управления были Френк  и Лилия Гилберт, Генри Ганнт и др. Концепция школы базировалась на рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и выработке подходов по сотрудничеству управляющего и рабочего.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     Наиболее  близким учеником Тейлора был  Генри Л. Ганнт (1861—1919), занимавшийся разработкой методики премиальной оплаты труда рабочих, составлявшего карто-схемы для производственного планирования, которые получили название графики Ганнта, а также внесшего вклад в разработку теории лидерства.

     Работы  Ганнта «Труд, заработная плата и  доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919) характеризуют осознание ведущей роли человеческого фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он строил планы «демократии на производстве» и мечтал о гуманизации науки управления в будущем.

     Солидный  вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878—1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство.

     Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные  исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом.

     Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой сферы начали применять научное управление не только в США, но и в других странах. В СССР(странах СНГ) идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К.Гостев, О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики.

     А. А. Богданов (1873—1920) вошел в историю как естествоиспытатель, философ, экономист. В своих трудах « Тектология. Всеобщая организационная наука», «Очерки всеобщей организационной науки», «Организационная наука и хозяйственная планомерность», «Организационные принципы социальной техники и экономики» и др. обосновывает и развивает концепцию организационного управления. Он считал, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты, и предложил основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей); экономике (организация людей); в политике (организация идей), и заявил о необходимости их системного изучения.

     Богданов  сформулировал универсальный «закон наименьших», действующих во всех сферах общественной жизни, согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым ее звеном.

     Н.А. Витке сформулировал социально-трудовую концепцию управления производством, при этом четко разграничил управление вещами и людьми. По его мнению, все элементы управления соединяются в единый органический процесс с помощью административной функции. При этом содержание административной работы должно сводиться к созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Он также установил совокупность требований к руководителям, как носителям административной функции,

     А. К. Гостев (1882—1941) и его сотрудники Центрального института труда, директором которого он был, заложили основы комплексного подхода к теории управления, разработали концепцию трудовых установок, которая воплотила основы кибернетики, инженерной психологии, эргоэкономики и др.

     Основными элементами этой концепции были теория трудовых движений, организация рабочего места и управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

     О.А. Ерманский (1866—1941) развил теорию рационального управления, сформулировал принцип физиологического оптиума, в основе которого был положен критерий рациональности выполнения любой работы как отношение полезной работы к затратам используемой энергии.

     Идеи  и концепции, разработанные школой научного управления, получили дальнейшее развитие представителями административной школы управления. 

     2.2  Административная или классическая школа управления (1920-1950)

     Главным направлением исследований административной школы была разработка универсальных принципов управления по созданию эффективной работы организации в целом и велась в основном по проблемам рационализации производства и проблемам управления.

     В этот период выделяют работы Гарринггона  Эмерсона (1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдола  Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947). В СССР в 20-е  годы также развернулась исследовательская работа в областях научной организации труда и управления. Большой вклад в развитие отечественной науки управления внесли Алексей Константинович Гостев (1882—1941) и Платон Михайлович Керженцев (1881 — 1940). 22

     Г.Эмерсон поставил и обосновал необходимость и целесообразность применения комплексного, системного подхода к решению сложных производственных проблем. Заслугой Эмерсона послужило и то, что он дополнил линейный принцип построения организации штабным и полагал, что штабной принцип применим не только к военным организациям, но и ко всем типам организаций.

     Н своем главном труде «Двенадцать принципов производительности» (1911) Эмерсон сформулировал 12 принципов управления, которые не потеряли значения и по сей день:

     1.  Точно поставленные идеалы и цели как исходный пункт управления.

     2.  Здравый смысл, предполагающий признание отдельных ошибок и поиск их причин.

     3. Компетентная консультация и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

     4.   Дисциплина — подчинение всех членов коллектива усыновленным правилам и распорядку.

Информация о работе Развитие маркетингового подхода в маркетинге