Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа
Проблема сбыта решается уже на стадии разработки политики предприятия в области формирования сбыта. Здесь осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому разработка сбытовой политики имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, что предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов.
ВВЕДЕНИЕ
. основы СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
.1 Сущность и основные понятия сбытовой политики
1.2 Процесс разработки сбытовой политики
.3 Современные проблемы разработки эффективной политики формирования спроса и стимулирования сбыта на промышленных предприятиях
2. Анализ эффективности сбытовой политики ОАО «Автоагрегат» в отношении определенного товара предприятия
2.1 Характеристика ОАО «Автоагрегат»
.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Автоагрегат»
.3 Оценка формирования сбытовой политики ОАО «Автоагрегат»
3. Совершенствование политики формирования сбыта фильтрующих элементов ОАО «Автоагрегат»
3.1 Моделирование конкурентоспособности продукции ОАО «Автоагрегат» как ключевого элемента сбытовой политики фильтрующих элементов предприятия
.2 Проектирование комплекса стимулирующих мероприятий в рамках реализации сбыта фильтрующих элементов ОАО «Автоагрегат»
3.3 Обоснование целесообразности предлагаемых мер по совершенствованию политики формирования сбыта фильтрующих элементов ОАО «Автоагрегат»
Заключение
Список используемой литературы
Данные показатели могут быть использованы при оценке эффективности каналов сбыта и деятельности посредников. Полученные значения показателей подвергаются анализу, результаты которого являются основанием для принятия последующих решений о продолжении сотрудничества или отказе от него, а также о путях дальнейшего совершенствования работы по сбыту.
Таким образом, при выборе канала наилучшим является тот, который охватывает все необходимые функции по промежуточной обработке продажи товаров конечному потребителю лучше конкурентов и при наиболее низких относительных расходах.
Особенности разработки сбытой политики
Сбытовая политика, сформулированная на основе целей и задач сбыта, должна соответствовать бизнес-концепции организации (что собой представляет организация, чем она сильнее конкурентов, каково желаемое ею место на рынке и т.д.), а также принятому курсу действий (ориентирам). Сбытовая политика зависит от внутренних и внешних условий функционирования предприятия (организации), и для ее разработки необходим их детальный анализ, а также возможностей организации. Рынок предоставляет конкретному производителю разные возможности для сбыта и одновременно накладывает на его деятельность определенные ограничения. Производитель, заинтересованный в эффективности сбыта своей продукции, должен знать реальное положение дел на рынке и на этой основе принимать обоснованные решения по реализации товаров. Сбытовая политика строится на основе упорядоченного анализа потребностей и запросов, восприятий и предпочтений, свойственных потребителям продукции организации. Потребности и запросы покупателей постоянно меняются. Эффективная сбытовая политика тем самым должна быть направлена на постоянное обновление ассортимента и повышение разнообразия предлагаемых покупателям услуг (гарантийное обслуживание, консультации по эксплуатации, обучение пользователей и т.д.).
В рамках этих представлений
организация должна перестраивать свою
деятельность быстрее и эффективнее, чем
конкуренты, учитывая интересы, связанные
с сохранением и повышением благополучия
как самой организации, так и потребителей,
общества. Сбытовая политика организации
должна служить базой для разработки ее
снабженческой, производственно-
Разрабатывать сбытовую политику целесообразно руководителям отделов сбыта и маркетинга. Они должны согласовывать текст (проект) «Положения о сбытовой политике» с другими руководителями организации (главным конструктором, главным технологом, начальником планово-экономического отдела (ПЭО), начальником финансового отдела, начальником отдела труда и заработной платы (ОТИЗ), начальником отдела материально-технического снабжения (ОМТС), начальником юридического отдела (юрисконсультом), главным инженером (техническим директором), заместителем директора по коммерческим, экономическим, производственным вопросам). После необходимых согласований начальник отдела сбыта (маркетинга) представляет завизированный вышеуказанными должностными лицами текст «Положения о сбытовой политике» на утверждение директору организации. «Положение о сбытовой политике» вводится в действие приказом руководителя (директора) организации.
Документальное закрепление сбытовой политики целесообразно по следующим причинам:
1) формальное установление и документальное закрепление стандартов деятельности по сбыту снижает возможность злоупотреблений (сговор сбытовиков с покупателями и т.д.) и ошибок;
2) наглядно демонстрирует взаимосвязь различных аспектов сбытовой деятельности и формирует единое видение сбытовой работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других подразделений предприятия;
3) способствует более четкой координации предпринимаемых усилий по сбыту;
4) ведет к формальному установлению показателей сбытовой деятельности для контроля;
5) делает организацию более подготовленной к внезапным переменам;
6) на базе документально закрепленных положений сбытовой политики функциональные специалисты могут разрабатывать свои подробные планы -- например, планы исследований различных аспектов рынка, планы рекламных мероприятий, сметы затрат на сбытовую деятельность, планы формирования портфеля заказов и т.д.;
7) заставляет руководителей мыслить перспективно и более ответственно относиться к своим решениям. 3
Персонал, имеющий отношение к реализации готовой продукции, должен быть формально ознакомлен (обязательно наличие отметок об ознакомлении) с информацией в «Положении о сбытовой политике» и обязан четко придерживаться принятых решений в своей текущей деятельности. Обязанности по осуществлению контроля на предмет соблюдения утвержденного «Положения о сбытовой политике» всеми структурными подразделениями организации целесообразно возложить на руководителя отдела сбыта. Сбытовая политика должна разрабатываться на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) -- оформляться соответствующим приказом. В условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в «Положении о сбытовой политике», представляет определенный интерес для конкурентов организации и поэтому должна быть отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно, следует определить и документально закрепить приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.
В целях контроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики быстро меняющимся внутренним и внешним условиям и адекватного реагирования организации на изменения рыночной конъюнктуры целесообразно периодически (ежемесячно или ежеквартально в зависимости от размеров организации и объемов реализации) проводить рабочие совещания. В них должны участвовать лица, ответственные за разработку сбытовой политики, а также лица, участвовавшие в ее согласовании, в том числе заместители директора по коммерческим, экономическим, производственным вопросам, главный инженер, начальник ОМТС и начальник финансового отдела.
Такие совещания позволяют:
лучше контролировать эффективность отдельных элементов сбытовой политики и вносить в нее необходимые поправки;
оценивать целесообразность принятых стратегий ценообразования и сбытовых стратегий маркетинга (с учетом определения стадии жизненного цикла товарных групп);
оценивать политику товародвижения (на основе анализа продаж), соответствие товарного ассортимента потребительскому спросу;
принимать решения по упразднению нерентабельных видов изделий, их модификации, разработке новых или улучшенных (модифицированных) изделий.
Современные проблемы разработки эффективной сбытовой политики
политика сбыт спрос конкурентоспособный
Для преодоления барьера недоверия к товару, а главным образом к фирме-продуценту, предлагающей товар, ставится задача создать положительный имидж фирмы. Для этого:
а) проводятся пресс-конференции о некоммерческих (положительных) событиях в жизни фирм;
б) используется различная реклама престижного характера, представляющая уже не товар, а фирму и ее предприятия;
в) применяется спонсорство (субсидирование, финансирование, организационная и финансовая поддержка, ручательство и т.д.). Например, финансируются: издание книг, научные исследования и экспедиции в гуманитарных целях, разнообразные культурные акции, а также различные некоммерческие статьи, телепередачи и т.п.
Разумеется, о всех мероприятиях «паблик рилейшн» через средства массовой информации оповещаются потенциальные потребители.
Действенность всех этих мероприятий и в целом эффективность функционирования каналов сбыта во многом зависят от квалификации персонала, занимающегося сбытовыми операциями. Считается, что работники сбыта должны как минимум обладать следующими знаниями и информацией:
о политике и тенденциях развития фирмы;
о методах представления товара, включая рекламу и технику заключения сделок;
о требованиях, традициях и привычках покупателей применительно к продукции фирмы;
о конкурентах - характеристика выпускаемых изделий, цены, политика и т.д.
Особенно тщательно подбираются управляющие по сбыту. Требования к ним, как и к руководителям других подразделений фирмы (или к кандидатам на выдвижение), могут быть сформулированы примерно так:
наличие коммерческих и технических знаний и опыта;
способность к долгосрочному планированию;
умение планировать и организовывать повседневные задания, контролировать их выполнение и энергично доводить дело до конца;
способность работать с людьми (руководить и координировать) и повышать их деловую квалификацию.
Деятельность персонала, занимающегося сбытовыми операциями, систематически контролируется вице-президентом фирмы или начальником отдела маркетинга. Много внимания уделяется анализу загрузки рабочего времени, поскольку считается, что активность сбытовой деятельности зависит от того, как и на что расходуется время. Одна компания провела следующий эксперимент. Все управляющие сбытовых отделов в течение месяца должны были вести хронометраж рабочего дня, отмечая, что было сделано за каждые 15 минут. Затем эти данные были сопоставлены с объемом продаж за анализируемый месяц. На основе этих материалов для управляющих были организованы занятия, на которых детально был проработан вопрос оптимального использования и распределения рабочего времени с точки зрения увеличения объема продаж.
При таких общих установках по подбору и организации работы персонала по сбыту у каждой фирмы, конечно, имеются свои особенности в зависимости от номенклатуры сбываемых товаров. Если, например, фирмы, реализующие сырье, полуфабрикаты или товары бытового назначения, обращают внимание главным образом на коммерческую подготовку работников сбыта, то от работника, занимающегося сбытом продукции машиностроения, наряду с коммерческими знаниями требуется хорошая техническая подготовка. Такой работник должен располагать исчерпывающими техническими сведениями о предлагаемой им продукции. В случае необходимости он должен быть в состоянии проконсультировать клиента по вопросам подбора технологического оборудования, оценки его эффективности и другим техническим вопросам.
Заключение
Таким образом, в ходе реализации политики сбыта прежде всего формируется ее цель, которая обычно не совпадает с коммерческими целями буквально. Исследовав теоретическую основу организации сбыта можно сделать некоторые выводы:
При создании или совершенствовании отдела сбыта на предприятии, следует решить несколько вопросов, касающихся выбора каналов реализации продукции, стратегии охвата рынка, коммуникационной стратегии и методов стимулирования сбыта. Все организационные решения по сбытовой политике фирмы должны быть приняты лишь только после глубокого анализа существующей ситуации и должны быть нацелены на выполнение конкретных задач предприятия, как то получение максимальной прибыли или завоевание наибольшей доли рынка.
Сбытовую систему предприятия нельзя отделять от комплекса маркетинга, несмотря на то, что в организационной структуре предприятия за службой маркетинга и службой сбыта закреплены разные отделы. Процесс организации сбыта в полной мере использует инструментарий маркетинга, в то время как сбыт является одной из важнейших функций маркетинга.
Для создания эффективного отдела сбыта или маркетинга необходимо знать опыт других предприятий и знать методы и в России, и на Западе.
Список используемой литературы:
Акулич, И.Л. Маркетинг: учеб. пособие для вузов / А.Л. Акулич, И.З. Герчиков. - Мн.: Интер-прессервис: Мисанта, 2005г.
Болт Г.Дж. «Практическое руководство по управлению сбытом»: Перевод с английского. \ Под редакцией Ф.А. Крутикова. М.: Экономика, 1991г.
Бурцева, Т.А. Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень. - М.: Экономистъ, 2007г.
Ефимова С.А. «Управление сбытом или как увеличить объем продаж», изд. «Прогресс», М., 2008г
Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник для сред. проф.образования / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007г.
Моисеева А.К., Аниськин Ю.П. «Современное предприятие, конкурентноспособность, маркетинг, обновление» М.: Внешторгиздат, 1993г.
Наумов В.Н. «Маркетинг сбыта», изд. «ЮНИТИ», М., 2007г.
Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник для вузов / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2007г.
Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / Б.Е. Токарев. - М.: Экономистъ, 2007г.
1 Наумов В.Н. «Маркетинг сбыта», изд. «ЮНИТИ», М., 2007г.
2 Ефимова С.А. «Управление сбытом или как увеличить объем продаж», изд. «Прогресс», М., 2008г
3 Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.