Разработка процедур организации процесса принятия и реализации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Ретроспективно жизнь каждого человека, конкретной организации, определенного социума, государства может быть представлена как цепь принятых решений. Везде, где действует сознательный человек, он преследует определенные цели и принимает конкретные решения, связанные с необходимостью их достижения. Теоретическими проблемами принятия решений занимались психологи, математики, социологи, управленцы. Несомненно, что представители каждой из упомянутых отраслей научного и практического знания внесли свой вклад в теорию принятия решений.

Содержание

Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………..…………........……3
Глава 1. Понятие управленческого решения………………………….…………..... 5
1.1. Сущность управленческого решения и характерные особенности………………………………………………………..……..…..….....…..5
1.2. Классификация управленческих решений………………………………............9
1.3. Требования к качеству управленческих решений…………………….…..…...12
Глава 2. Процесс принятия управленческого решения и его реализация…..…...16
2.1. Структура принятия решения………………………………….…………...…...16
2.2. Распределение полномочий на принятие решений ………………….…..........19
2.3. Стадии и факторы принятия решений………………………….………......…..21
2.4. Риск при принятии решений…………………………………………...…...…...30
2.5. Реализация управленческих решений………………………………….…...…..31
Заключение…………………………………………….………………….…...……..38
Список литературы………………………………………………………….…..…..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УР.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ. Информация – это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели или периода времени. Информация, как вы понимаете, необходима для рационального решения проблем. Но иногда информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации стоит включать время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические, издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, оплатой услуг внешних экспертов и т.д. Поэтому руководитель должен решать, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.

Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но скоро такая возможность скоро  появится, самое правильное для менеджера  – отложить принятие решения, но если время не является критическим фактором и потери от задержки будут более чем покрыты выгодой от принятия от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода и издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем, что, в особенности, относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решений улучшений.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Многие факторы, затрудняющие межличностные и организационные  коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководителя часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они также могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.

Руководители настолько могут быть перегружены информацией и текущей работой, что будут неспособны воспринять открывающиеся возможности. Согласно одному исследованию, руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет разражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. Т.е. от способа обмена менеджера с подчиненными информацией в значительной мере зависит поведение последних.

Руководитель  может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий  или лояльности по отношению к  кому-то. Установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу более высококачественной продукции влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на более дешевый аналог и т.д.

Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении  минусов с плюсами в целях  получения наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходится выносить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации. К примеру, нарушение законов или этических норм. В таких случаях это буде трактоваться как ограничения.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ РЕШЕНИЙ. В организации все решения  некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение может потребовать сотен решений менее значительных.

Крупные решения  имеют последствия для организации  в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем  или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, то она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, решение отражается не только на производственном отделе, но и на отделе сбыта и маркетинга.[9] 
 
 

2.4. Риск при принятии  решений 

Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку  риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так  как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.

Риск может  заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

Можно различать  риск :

- общий (угрожает  предприятию как целому);

- специальный  по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);

- специальный  при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);

- специальный  при оценке продукции (при сбыте,  в цехах, в гарантиях, в оплате).

Риск можно  подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.

Для влияния  на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис. 3). [4] 
 
 

    Рис. 3. Инструментарий снижения влияния  риска 
 

2.5. Реализация управленческих  решений

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для  конкретизации решения и доведения  его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией.

Выполнение решения - это завершающая стадия, состоящая  из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то оно обязательно будет выполнено.

Следующий этап – это встраивание в решение  механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой  такого механизма должна стать система  обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система  такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того как они появятся.

Утверждение решения. Процедура утверждения решения является подчас чистой формальностью по сбору соответствующих подписей и санкций, поскольку на предыдущих этапах механизма формирования решения отыскивался, по существу, наилучший вариант и способ его осуществления. Однако необходимость выполнения этой работы обусловлена также и требованиями законности, указывающими, что решение достигло такого пункта, когда все члены коллектива, привлекаемого к решению проблемы, взяли на себя определённую ответственность.

При определённом варианте решения руководителю подчас необходимо посоветоваться с профсоюзными организациями или с коллективом работников. Однако, в конечном счёте утверждает решение сам руководитель, поскольку он несёт персональную ответственность за эффективность деятельности вверенного ему коллектива, выполняя возложенные на него функции в соответствии с принципом единоначалия

Выполнение решения  – это устранение породившей его  проблемы, по отношению к которой  было принято решение.

Организация выполнения решения предусматривает  координацию  многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, заинтересовать и мотивировать людей на реализацию решения, расставить их таким образом, чтобы максимально использовались их способности.

Для этого, во-первых, следует составить план мероприятий, превращающих решение в реальность.

При решении  важных проблем целесообразно критически осмысливать любое обобщение  в методологии принятия решения, учитывать, что под час необходимо допускать исключения из общих правил, но при этом надо всегда придерживаться главных принципов при окончательном решении проблемы, ещё раз осмыслить принимаемое решение и определить:

А) на что может  повлиять принятое решение, каковы цели и почему вообще необходимо изменить существующее реальное положение;

Б) какова степень свободы действий, т.е. чем мы с самого начала связаны  (постановления, условия принятия решений, внутренние и внешние взаимосвязи в управлении);

В) срочность  и важность решения, условия собственной  работы и сотрудничества с другими  работниками;

Г) риск при принятии решения (возможность выгоды и потерь, нежелательного исхода).

Окончательное решение принимается именно руководителем  независимо от процедуры обсуждения и согласования.

Полученная в  ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера  много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных  проблем и их решений. Это также позволяет показать  подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению.

Большую роль в  принятии решения играет интуиция. Она  включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция – это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией  быстро переходить от этапа к этапу. Часто опытные руководители, приняв верное решение, затрудняются объяснить, как они это сделали.

Оптимизация решения  – это процесс перебора множества  факторов, влияющих на результат. Оптимальное  решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс  оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно  применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные  задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

Методы оптимизации:

      - анализ;

      - прогнозирование;

      - моделирование.

Модель это  представление объекта системы  или идеи в некоторой форме  отличной от самой целостности. Она  является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.

Существует ряд  причин обусловливающих использование  модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

- сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);

- экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы). Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма «Боинг» проектирует новый самолет, «Ниссан» новый автомобиль, «Ай Би Эм» - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство.  Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);

- ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты). Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете, должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование - единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений,  что позволяет их объективно сравнивать. [6]

Информация о работе Разработка процедур организации процесса принятия и реализации управленческих решений