Пути повышения конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция сегодня – это борьба между производителями за конкретного потребителя. Конкурентоспособность товара, традиционно трактуемая как характеристика, отражающая его отличие от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности или как способность продукции отвечать требованиям рынка, в современных условиях определяется по иному. Основное внимание теперь уделяется показателям качества продукции и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции, что в современных условиях становится главным условием успеха производителя на рынке

Работа содержит 1 файл

курсовая конкурентоспособность.doc

— 759.50 Кб (Скачать)

Достоинством этой методики является учет трех важнейших параметров (критериев) конкурентоспособности: качества товаров и послепродажного обслуживания, а также цены потребления. К недостаткам относится сокращение области применения указанного способа до оценки только товаров, обладающих разной ценой потребления. Однако ранее отмечалось, что не все товары обладают ею (например, многие продукты питания).

Исследуемые методы оценки конкурентоспособности  легли в основу практического анализа конкурентоспособности продукции ТОО «Нур».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка конкурентоспособности  продукции ТОО «Нур»

 

2.1  Развитие рынка алкогольной продукции в Республике Казахстан

 

Среди множества  продуктов агропромышленного производства алкогольная продукция занимает совершенно особое и значительное положение по своему разнообразному влиянию на человеческое общество, на отношения людей и на возникающие общественные проблемы. При этом весьма важно подчеркнуть, что такие три магистральных направления проблем, сопутствующих производству спиртных напитков, как фискальная (позиция в государственном бюджете и финансах), производственная (изыскание и возделывание сельскохозяйственного сырья, создание и техническое оснащение спиртоводочной промышленности и ее инкорпорирование в общественную систему экономики страны), социальная (пьянство, его влияние на производство из-за потери рабочих часов, на отношение людей, на семью), веками не умирают, а, наоборот, имеют тенденцию возрастать и усложняться в связи с развитием жизни общества.

За годы независимости  производство алкогольных напитков в Казахстане прошло через сложную эволюцию, которую сегодня можно оценивать с разных позиций. Экономика, рынок, технологии, политические коллизии в отрасли (а политика здесь присутствовала всегда), наконец, культура и традиции пития – все это очень сильно изменилось за последнее десятилетие. Один из результатов – Казахстан стал видным производителем качественных алкогольных напитков не только в СНГ, но и на всем континенте.

Динамика розничного товарооборота алкогольных напитков (рис.5) свидетельствует о значительном росте. За период с 2004 по 2010 год розничный товарооборот увеличился более чем в два раза. В то же время в общей структуре розничного товарооборота доля на реализацию алкогольной продукции сократилась с 5,9% в 2004 г. до 4,0% в 2010 г.

 

Рисунок 5. Розничный товарооборот алкогольных напитков

в Республике Казахстан, млрд.тенге

 

Исторически Казахстан  не был крупным производителем алкоголя, хотя, будучи зерновой житницей СССР, имел для этого все возможности. До перестройки в республике было 13 ликеро-водочных заводов и четыре спиртзавода, причем два из них – Усть-Каменогорский и Джамбулский – объединяли производство спирта и водки, а два – Айдаболский и Талгарский – специализировались только на выпуске спирта. Таким образом, всего отрасль насчитывала 15 предприятий. Ассортимент водок, которые делали эти заводы, не превышал традиционных 5–6 наименований: «Русская», «Столичная», «Пшеничная», «Посольская», «Экстра». В общей сложности, эти предприятия обеспечивали не более 55 процентов общей потребности рынка Казахстана. Все остальное завозилось из Украины и России.

Общее производство алкогольной  продукции в Казахстане с 2004 г по 2010 г. увеличилось на 87,7% (рис.6). [13]

 

Рисунок 6. Динамика производства алкогольной продукции в РК

 

Динамика производства алкогольной продукции (табл.2) характеризует тенденцию снижения производства алкогольных напитков, таких как водка и ликероводочные изделия, этиловый спирт и вина, и увеличения производства коньяка, пива.

 

Таблица 2

Производство алкогольной продукции  в РК, тыс.литров [13]

Виды алкогольной продукции

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Спирт этиловый

42453,3

38957,1

36315,1

18428,5

18168,9

28405,3

27491,2

Водка и ЛВИ

48396,0

51892,0

62757,7

29379,1

33345,1

56984

54767,3

Коньяк

678,2

1042,3

1262,8

2213,3

2797,2

5430,8

6278,1

Вино

46093,3

41031,8

45693,8

39300,1

40352,1

52869,3

36794,9

Пиво

135678,0

173189,1

201956,6

234846,4

278041,4

323470,9

363838,8

Итого

273298,8

306112,3

347986

324167,4

372704,7

467160,3

489170,3


 

Изменилась  структура производства алкогольной  продукции (рис.7). Так, доля производства пива увеличилась с 49,6% до 79,7%, коньяка с 0,2% до 1,2%; соответственно снизилась доля производства спирта с 15,5% до 5,4%, водки и ликероводочной продукции с 17,7% до 9,8%, вина с 16,9% до 4%.

 

 

Рисунок 7. Структура производства алкогольной продукции в Казахстане

 

В Казахстане имеется 17 предприятий по производству этилового  спирта. Наиболее крупными из них являются Айдабульский, Талгарский спиртозаводы, ТОО “БМ”, АО “Арай”, “Семей Су” и ТОО “Бастау”. Спиртовое производство в основном сосредоточено в г Алматы (42,6%) и Алматинской области (44,5%).

Производством водки и ликероводочных изделий  в Казахстане занимается 78 предприятий: АО “Адиль”, ТОО “Сагжан”, АО “Тараз”, АО “АЛВЗ” и др. Преимущественно производство водки и ЛВИ сосредоточено в Актюбинской области – 37,2%, Акмолинской области – 22,5%, в г.Алматы и Алматинской области – 19,1%. Обстановка в отрасли осложняется тем, что на рынке существует много суррогатной, фальсифицированной продукции.

По производству вина в стране действует 46 заводов первичного и вторичного виноделия, кроме того, 39 водочных заводов имеют лицензию на розлив винодельческой продукции. Основные казахстанские производители вин - АО "Бахус", АО "Винзавод Казахстан", ТОО "Винзавод "Дионис" и ТОО ТПК "Зергер" (винзавод "Семиречье"), АО “Иссык”, АО “Семей Су”, компании «Голд Продукт», "Vincom", "Капланбек".

На протяжении нескольких последних десятилетий  ситуация на казахстанском алкогольном рынке остается напряженной. Сохраняется достаточно высокий уровень потребления алкоголя, сопоставимый в абсолютных показателях с уровнем потребления в странах – лидерах этого рынка. Однако в нашей стране это обстоятельство усугубляется следующей спецификой структуры и форм потребления.

По данным исследования компании TNS Gallup Media Asia (табл. 3) в 2010 году по сравнению с 2009 годом среди населения Казахстана увеличилось потребление таких крепких алкогольных напитков, как текила (на 16,7%), коньяк / бренди (на 2,8%) и виски (на 2,1%), потребление вина уменьшилось на 3,3%, шампанского – на 1,6%, в тоже время увеличилось потребление слабоалкогольных напитков. [14]

Среди потребителей вина наблюдается следующая тенденция: 48,0% потребителей ориентируются на 2-3 определенные марки, 32,8% потребителей покупают вино "как получится". Приверженцами одного определенного брэнда являются 12,8% казахстанцев - потребителей вина. Ориентируясь на качество и цену, потребители данного продукта разделились следующим образом: 75,9% казахстанцев выбирают качество, а 17,2% казахстанцев при покупке ориентируются на цену.

 

Таблица 3

Потребление алкогольных  напитков в Казахстане среди потребителей алкогольной продукции, 2009-2010гг. [14]

Алкогольные напитки

Потребление, %

2009

2010

Прирост к 2009г., %

Текила 

2.4

2.8

16.7

Ром

2.1

2.4

14.3

Джин 

3.3

3.7

12.1

Вермут 

5.8

6.1

5.2

Коньяк / брэнди

42.9

44.1

2.8

Виски

4.7

4.8

2.1

Пиво

79.1

80.7

2.0

Водка

78.0

77.9

-0.1

Шампанское  и др. игристые вина

51.4

50.6

-1.6

Ликер

7.1

6.9

-2.8

Вино 

63.6

61.5

-3.3


 

На рынке Казахстана происходит активное перегруппирование  критериев выбора вина потребителями: формирование представлений о различных видах вин, увеличение значимости внешнего вида, но самое главное и важное - принципиальное изменение роли места покупки и, соответственно, снижение чувствительности к цене. Кроме того, следует отметить, что на первом месте в розничных продажах вина в казахстанских магазинах и супермаркетах принадлежит красным полусладким винам - их покупают 44,8% от общего количества потребителей вина (табл.4). [14]

 

Таблица 4

Распределение потребительских предпочтений по видам вин

Виды вин

Предпочтения 

потребителей, %

Красное полусладкое

44,8

Красное сухое, полусухое

38,7

Белое сухое, полусухое

27,8

Красное сладкое (десертное)

27,1

Белое полусладкое

18,9

Портвейны

17,3

Белое сладкое (десертное)

7,6

Розовое

5,4

Мадера

3,0

Херес

2,5


 

Сложившаяся картина предпочтений вина по производителям показывает, что доля потребителей отечественных вин является подавляющей. 52,6% потребителей вина предпочитают этот вид спиртных напитков, произведенных на заводе "Бахус". По-прежнему высока доля потребителей молдавских и грузинских вин - 42,8% и 24,3% соответственно. В то время как популярные ранее болгарские и венгерские вина (16,2% и 9,9% соответственно) вынуждены уступить свои позиции казахстанским производителям: "Семей Су", "Wimpex", винзаводам "Иссык", "Семиречье", "Казахстан"

Рост популярности у казахстанцев качественных виноградных  вин обусловлен не только материальными возможностями, но и фактором престижности. Среди молодежи и людей среднего возраста все более модным становится умение разбираться в марках вина, знание вкусовых качеств вина и правил винопития. Сегодня буквально на глазах формируется поколение с более высокой культурой потребления алкогольных напитков.

Анализ потребительских  предпочтений казахстанцев выявил следующее:

  • казахстанцы пьют преимущественно крепкие спиртные напитки;
  • потребление крепкого алкоголя на душу населения, с учетом суррогатов, более чем в 4 раза превосходит его потребление в других странах;
  • сокращается потребление вина

Одним из представителей отечественного бизнеса по производству алкогольной продукции является ТОО «Нур». Рассмотрим его характеристику и основные показатели его деятельности в следующем параграфе курсовой работы.

 

 

2.2 Общая характеристика  и анализ деятельности ТОО  «Нур»

 

В Казахстане виноделие  зародилось в начале 50-х годов. Развивалось  оно достаточно успешно и имело  неплохие перспективы. Для становления  отрасли широко использовался опыт Грузии, Молдовы, Украины. И, конечно, благоприятные климатические условия для выращивания винограда и на юге, и в предгорьях Заилийского Алатау. Развитию виноделия способствовала специализация. Например, в Алма-Атинской области выращивался виноград для шампанских и натуральных вин, в Чимкентской - для десертных и сладких и т. д.

История винзавода ТОО  «НУР» не столь давняя, началась она в послевоенные годы с колхоза имени Чкалова с 1945 года.

В 1950 году на заводе появился первый конвейер по разливу вина. В эти годы винзавод  колхоза имени Чкалова перерабатывал до 200 тонн винограда. Площадь виноградников составляла около 100 га. В 1958 году был поставлен второй конвейер. Таким образом, в 60-ые годы винзавод был в числе сравнительно крупных, по тем масштабам, механизированных предприятий первичного и вторичного производства винодельческой продукции.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции