Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 08:45, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности мотивации формирования потребительского спроса.
Задачи данной работы:
1. Выявить понятие и типы потребителей
2. Рассмотреть понятие мотивации и ее суть;
3. Изучить мотивации, которыми руководствуется индивид при выборе товара или услуги
4.Рассмотреть особенности формирования мотивации потребителя в туризме.
Введение....…………………………………..……………………………….......3
1. Специфика предприятий малого бизнеса.............………............................5
1.1 Малый бизнес: понятие и сущность, история развития ………………........5
1.2 Государственное регулирование малого бизнеса...................….……......7
1.3 Проблемы деятельности предприятий малого бизнеса.................………..11
2. Малые гостиничные предприятия................................................….................17
2.1 Сущность гостиниц, гостиничных услуг.........................................………...17
2.2 Особенности малых гостиниц.......................................................................18
2.3 Проблемы и перспективы развития малых гостиниц в России..................56
Заключение...............................…………………………………………….........63
Список использованных источников..............................................................
Каждый туристский регион, каждая страна, каждый город и местность стремятся рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы для получения экономических выгод и доходов. Для привлечения туристов необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу соответствующий уровень обслуживания, безопасность, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей [45, с.80].
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определённых экономических показателей, которые отражают количественный объём реализации туристских услуг, экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности хозяйственных туристских субъектов.
Система показателей развития туризма включает: объём туристского потока, состояние и развитие материально-технической базы, показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы, показатели развития международного туризма, ценообразование и т. Д.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объём реализации туристских услуг, показатели использования рабочей силы, показатели использования производственных фондов, себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и другое).
Многие компании индустрии гостеприимства периодически испытывают трудности в экономической среде и встречаются с неопределённостью в будущем. В постоянно меняющейся конкурентной среде бизнеса возрастает необходимость планирования в компаниях, в связи, с чем прогнозирование спроса является основой эффективного планирования.
Компаниям туристской индустрии мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить, сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособность населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги и уровень дохода.
Немаловажно знать структуру распределения доходов между различными группами населения. Поэтому при выборе для обслуживания определённого сегмента рынка фирма должна исходить из материального положения своих клиентов.
Туризм для каждого региона имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества проявляются в следующем: увеличивается денежный поток в регионе, в том числе приток иностранной валюты; растёт валовый национальный продукт; появляются новые рабочие места; реформируется структура отдыха, привлекается капитал. Недостатки проявляются в том, что туризм влияет на рост цен на местные товары и услуги, способствует оттоку денег за границу, вызывает, экологические и социальные проблемы.
Цена является механизмом коммерческой политики и имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость производственного товара; верхний предел определяется спросом на данный товар. Уровень цен влияет на объём реализации туристского продукта.
Определение рынка услуг и товаров рассматривается с точки зрения спроса и предложения. Спрос включает в себя внутренние и международные туристские рынки. Предложение состоит из транспорта, туристских достопримечательностей и форм досуга, туристских объектов, системы обслуживания, а также рекламно-информационной деятельности.
Туризм определяется как платежеспособная потребность в туристском продукте, измеряемом и оцениваемом в мировом масштабе.
6. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что немногие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив [28, с.92].
При выборе туристского продукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определённые имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих своё влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.
Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно связано с изучением психологии. Туристские ресурсы присутствуют практически во всех уголках Земли, на всех континентах и во всех странах. На условиях свободы выбора направления и вида туризма организаторам туризма важно знать и прогнозировать туристские потоки и даже управлять ими.
Без изучения и понимания мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и предложить его на рынке потребителя, а главное, удовлетворить желание клиента, обеспечить ему положительную гамму туристских впечатлений и эмоций. Закон «ложка дёгтя в бочке мёда» безукоризненно действует в туризме и достаточно малейшего срыва, чтобы положительное впечатление от тщательно подготовленного и организованного путешествия было утрачено.
При организации необходимо тщательное изучение моделей поведения человека в различных ситуациях, мотивации принятия решений, выбора вида отдыха, главных целей, направления путешествия, выбора партнёров и туристской фирмы.
Мотивы совершения путешествий самые различные и существенным образом зависят от возраста, уровня интеллекта, состоятельности (наличия финансовых средств), принадлежности к тому или иному сословию или кругу общества, а также многие другие факторы, влияющие на выбор.
Туристом становятся по различным мотивам: в целях отдыха и досуга, расширения кругозора и познания неизведанного, для развлечения, по религиозным мотивам, в целях лечения, посещения родственников и по многим другим.
Психология занимается, широким спектром знаний в этой области и её методы широко используются, в маркетинге туризма.
Изменения в мотивациях при выборе путешествия влекут за собой весьма негативные последствия для туристской фирмы, предлагающей туристский продукт на рынке потребителя. Проявление невнимания к настроениям, моде, общей политико-экономической ситуации и множеству других факторов, существенным образом влияющих на мотивационный исход, определяющий направление туристских потоков, влечёт за собой потерю клиентов и экономические трудности в туристской деятельности.
Последнее время жители крупных городов и промышленных центров предпочитают «зеленый» или экологический туризм в местности с сохранившейся экологически чистой природой.
Проектирование туристского продукта начинается за два года до представления его на оптовую продажу на туристских выставках или ярмарках. Необходимо иметь профессиональное понимание, чутьё и глубокий опыт прогнозирования туристского платежеспособного спроса, который в значительной мере зависит от факторов и событий, определяющих бытие человека и сообщества.
Понятие мотива действия выступает значимой категорией среди тех психологических понятий, которые нужны для того, чтобы раскрыть, в чём заключается сущность сложного человеческого действия, поскольку мотив является реальным компонентом прогресса, приводящего к осуществлению человеком целенаправленного действия, и без понятия мотива нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий.
Чтобы истолковать мотивацию поведения человека, требуется предварительно выполнить задачи:
1. Классифицировать и систематизировать многообразные формы мотивации.
2. Теоретически осмыслить весь процесс целенаправленного поведения человека.
Это связано с установлением связей между звеньями мотивации, выявлением действительных и определяющих связей и присущих им закономерностей.
Определенные действия, влияющие на мотивирование поведения человека:
1) политические, представление о будущем, о перспективе, нравственные идеалы, достаточно действенные и влияющие на поведение, на систему целенаправленных действий;
2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений (от спорта, искусства, развлечений различного характера);
3) стремление к организации жизни и быта;
4) сильная потребность в чём-то (в книгах, в деньгах, в эстетических впечатлениях и так далее);
5) достаточно сильное чувство (признательность, любовь, жалость и так далее);
6) действенные моральные убеждения необходимости соответствующим образом реагировать в известных ситуациях;
7) привычки;
8) подражание (мода на одежду, поведение, определённые манеры и так далее).
Эти группы психических образований, которые могут влиять на поведение, поступки человека, определять их, мотивировать их.
В основе мотивации поведения лежат психические процессы и образования, которые возникли в ходе социального развития человека, трансформировавшись из первичных социальных стремлений и потребностей, заставляющие расширить область мотивации и круг явлений, связанных с нею.
3.2 Особенности мотивации в туризме
Мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействие, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определённое индивидуальное проявление у каждого человека. Известный американский ученый-психолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:
1. физиологические потребности и потребности самосохранения;
2. социальные потребности (встречи, дружба, любовь);
3. потребности в уважении;
4. потребности в самоутверждении.
Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:
1. Природные факторы (географическое положение места отдыха, климат, флора, фауна и др.)
2. Социально-экономическое развитие места отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны)
3. Материальная база туристской индустрии (транспорт, гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и др.)
4. Инфраструктура места отдыха (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и др.)
5. Туристское предложение (ресурсы гостеприимства, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное и рекреационное предложения).
Мотив вызывает определённые действия человека. Мотив зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а так же от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека обладает определённой стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых.
Туристы отправляются в путешествие, преследуя различные цели. Обязательным условием каждой поездки является наличие мотивов.
Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. Д.