Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, реферат
Услуги являются специфическим объектом гражданских прав: их результат неосязаем, проверить их качество не специалисту практически невозможно, для оказания услуг, клиент зачастую должен предоставлять консультанту конфиденциальную информацию о своем бизнесе. Все эти особенности приводят к тому, что определяющее значение в отношениях консультантов и их клиентов играет доверие. И именно доверительное отношение со стороны клиентов является залогом успешного и долгосрочного развития любой консалтинговой компании. Базовыми составляющими доверительного отношения являются узнаваемое имя и положительная деловая репутация. В свою очередь, наличие этих двух составляющих говорит о том, что у компании есть бренд.
Экономика
И без того нездоровое экономическое состояние дел в компаниях клиентов стало в последнее время ухудшаться.
Укрепление рубля и рост мировых цен на нефть плохо отражается на доходности и рентабельности компаний, не входящих в нефтяную отрасль: растут арендные ставки, платежи за коммунальные услуги, зарплаты сотрудников, увеличиваются другие расходы.
Издержки растут у всех компаний, в том числе и у консалтинговых.
Нельзя не отметить,
что падение рентабельности бизнеса,
связано также и с его
В прессе стали говорить о тенденциях к укрупнению консультантов. Это свидетельствует о том, что мелкие и средние компании неспособны противостоять даже краткосрочным падениям доходности.
Проблемы в экономике отрицательно влияют на успешную реализацию консалтинговыми компаниями своих стратегических программ развития, что, в свою очередь, отрицательно сказывается и на имидже компаний, и на качестве их работы.
ПРОБЛЕМЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ И СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Изменения макроэкономической ситуации в нашей стране за последние пятнадцать - двадцать лет привели к серьезному перераспределению трудовых ресурсов. Из-за сокращения рабочих мест в отраслях экономики в консалтинговый бизнес в поисках заработков пришло много непрофессионалов. Гуманитарное образование является для таких специалистов дополнительным, либо вторым. Указанные выше обстоятельства не могут не накладывать отпечаток на их менталитет и уровень профессионализма.
В России мало потомственных юристов, специалистов по HR, head-hunting, greenmail, ведению бухгалтерского учета по международным стандартам, поскольку широкая необходимость в таких услугах появилась в нашей стране совсем недавно.
Консалтинговый бизнес в России, повторимся, имеет очень непродолжительную историю. В связи с этим в нашей стране не существует наработанного с годами опыта преподавания большинству из существующих в данном бизнесе профессий. В настоящее время только происходит становление соответствующих традиций и разработка адаптированных для нашей страны программ и методик.
Многие вузы, пытаясь решать свои финансовые проблемы и адаптируясь к потребностям рынка в определенных специалистах, открывают у себя непрофильные факультеты и кафедры - на рынке образования тоже существует своя конкуренция.
Данные учебные
заведения выпустили огромное число
формальных специалистов - на рынке
занятости наблюдается
Только недавно стал возможным доступ, не выезжая за пределы страны, к международному бизнес-образованию. И это несмотря на то, что в настоящее время Россия активно интегрируется в международное бизнес-сообщество.
Данные обстоятельства не могут отрицательно не влиять на уровень профессионализма консультантов: у специалистов отсутствует теоретическая база и концептуальные основы оказания услуг, отсутствуют даже элементарные навыки самообразования.
НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВЕННОГО КОНСАЛТИНГА
Не понимая сути и не преследуя цели оказывать профессиональные услуги, без долгосрочной стратегии, специалисты, речь о которых шла в предыдущем разделе, попадая в бизнес-среду, ставят перед собой только одну задачу – сделать их предложение наиболее конкурентоспособным по форме (в первую очередь, по цене) и, в результате, в максимально короткие сроки заработать как можно больше денег на объеме. Часто они берутся за работу, сути которой даже не понимают. Привлечение, а не удержание клиента является основной целью подобных специалистов.
На основании большого количества недобросовестных предложений формируется мнение рынка о стандартных условиях (цена, сроки и так далее) оказания определенного рода услуг.
Предложение от компании третьего типа, которая продает квалифицированные услуги, при данных обстоятельствах, не выглядит конкурентоспособным для большинства клиентов.
В связи с этим услуги, оказываемые профессиональными консультантами, покупаются только теми клиентами, которые понимают, услуги какого качества им необходимы: специалистами в той же области 6 и не специалистами, но которые уже сталкивались с некачественным консалтингом, понимают последствия покупки подобных услуг и умеют их отличать от предложений профессиональных консультантов.
Большинство же клиентов не могут самостоятельно разобраться в квалификации и компетентности консультанта и, соответственно, не могут принять взвешенное и обоснованное решение о том, с кем работать, даже если такая возможность выбора имеется.
На первый взгляд, защита от недобросовестных предложений видится в получении рекомендаций от партнеров по бизнесу. Однако поскольку партнеры, как правило, сами не являются профессионалами в области соответствующих услуг, они не в состоянии дать обоснованную рекомендацию. Их оценка работы консультантов построена преимущественно на основе анализа непрофессиональных параметров: офиса, манеры общения, обаятельности сотрудников, уровня сервиса и качества оформления документов. Заметим, что все они являются очень важными элементами формы бизнеса, но представляют собой лишь косвенное подтверждение профессионализма консультантов, да и то только в развитых странах со стабильной экономикой и соответствующей бизнес-культурой.
Непосредственно уровень профессионализма консультанта может оценить только другой профессионал.
Серьезным объективным свидетельством профессионализма консалтинговой компании также служит ее деловая репутация, которая, в свою очередь, является составной частью бренда.
В заключении данного раздела стоит отметить, что, несмотря на большое количество формальных специалистов, реальный бизнес испытывает огромный дефицит в консультационных услугах высокого качества. Большая часть бизнесменов при этом до сих пор не осознает, что значительное количество проблем в их бизнесе вызвано либо использованием в работе некачественных консультаций либо неумением использовать консультации профессиональных специалистов.
ПРОБЛЕМЫ С ДОХОДНОСТЬЮ КОНСАЛТИНГОВОГО БИЗНЕСА
Помимо объективных причин падения рентабельности бизнеса, речь о которых шла выше, у данной проблемы существуют еще и субъективные.
В осложнившихся условиях российской экономики, где уже не так просто зарабатывать деньги, клиенты учатся их считать и, как они полагают, достаточно хорошо стали представлять себе себестоимость консалтинговых услуг. К сожалению, в большинстве случаев эти представления отличаются от реальности в сторону ее существенного приуменьшения. Этот факт существенно усложняет задачу менеджеров консалтинговых компаний осуществлять эффективные продажи. В результате контракты, заключаемые консультантами, с трудом покрывают издержки на оказание самих услуг, не говоря уже об их высокой доходности.
Одновременно
с этим, на рынке достаточно высокая
конкуренция и клиенты
В то же время, и это необходимо повторить еще раз, не имея возможности оценить качество работы консультантов, клиент вряд ли сможет понять разницу между услугами двух консалтинговых компаний до момента, пока в дело не вмешаются специалисты контрагентов, каких-либо заинтересованных лиц или государственных органов. Следует оговориться, что высокая цена услуг также не является свидетельством их качества.
В целом бизнес и консультанты еще не научились вести конструктивный диалог по условиям оказания консультационных услуг.
Многие холдинговые
компании находятся в поиске наиболее
эффективной системы
На решение задач, описанных в двух последних абзацах, может уйти предположительно от 5 до 10, лет при сохранении существующих темпов развития российского государства и бизнес-сообщества.
СОВРЕМЕННАЯ БИЗНЕС-ЭТИКА
Российские бизнесмены редко оценивают риски и последствия принимаемых ими решений. А предварительная оценка рисков – это вообще экстраординарное явление для отечественного предпринимательства.
Это накладывает отпечаток на характер тех задач, которые ставятся перед российскими специалистами в области консалтинга.
Как правило, обращение в российскую консалтинговую компанию происходит с целью решения какой-либо перезревшей проблемы, которая вот-вот готова либо уже заявила о себе. И в этой ситуации работа специалиста больше похожа (понимаю, что сравнение слишком смелое) на борьбу врача с последней стадией онкологического заболевания.
Несмотря на небольшие шансы на успех, и тот и другой берутся за выполнение работы, поскольку врач скован клятвой Гиппократа, а консультант объективными условиями жесткой конкурентной среды, в которой он вынужден браться за решение даже самых сложных проблем, чтобы обеспечить своему бизнесу возможность существования и хотя бы небольшого развития.
Консалтинговой компании для защиты своей репутации в таких условиях необходимо стремиться к сохранению первоначальных договоренностей, действовать профессионально, честно, добропорядочно, добросовестно, реально защищать интересы клиента и обеспечивать высокое качество сервиса.
Менталитет российских
бизнесменов порождает
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Создание успешного бренда в области консалтинга в нашей стране является крайне неблагодарным, трудным, но весьма интересным занятием.
Препятствий для менеджеров российских консалтинговых компаний, которые нацелены и понимают важность создания брендов, предостаточно: и объективных, и субъективных. В статье сделана попытка указать лишь на основные из них.
Очень часто в российском консалтинге сталкиваются с объективной невозможностью разрешения, казалось бы, простых и понятных задач, которые на Западе с успехом можно решить, не тратя при этом большого количества времени и сил.
Уровень качества работы отечественных компаний и грамотности ее сотрудников в целом далек от идеального. Далек он также и от уровня работы тех же западных компаний. И это, несмотря на те проблемы, с которыми можно столкнуться при работе с ними на местных рынках.
Показателем состояния дел в данной области служит то обстоятельство, что сейчас сложно назвать хотя бы одну российскую консалтинговую компанию, которая была бы хорошо известна на всю страну и имела бы положительную деловую репутацию. И это после 15 лет развития отечественного консалтинга!
В качестве пожелания хотелось бы сказать, что для улучшения возможностей создания российских брендов клиенты сами должны стать более разборчивыми и требовательными к качеству консалтинговых услуг. Клиенты должны стать более компетентными в вопросах, которые они поручают выполнять консультантам. Особую роль в повышении уровня требований клиентов к качеству услуг должны сыграть сами консультанты.
В таких условиях рынок постепенно очиститься от недобросовестных предложений и услуг.
А до тех пор,
учитывая большое количество формальных
игроков рынка, качество услуг и
профессионализм специалистов в
большинстве случаев будут
Позитивным для целей улучшения данной ситуации является присутствие на рынке международных компаний. Однако это обстоятельство, скорее всего, позитивно отразиться только на работе крупных консалтинговых компаний и компаний, которые реализуют долгосрочные программы развития.
Прогнозируя развитие
событий на рынке консалтинга, можно
сказать, что в России будет увеличиваться
роль международных компаний, а условия
конкурентной борьбы станут еще более
жесткими. Доходность бизнеса будет
падать.
(1) Термин «выращивание брендов» в своем труде «Корпоративная религия» использует Йеспер Кунде. Этот термин весьма точно отражает суть процесса создания брендов и именно поэтому используется в данной статье.
(2) У руля компаний второго типа стоят либо бывшие специалисты профильных государственных учреждений, либо люди, сделавшие себе карьеру в той же или аналогичной компании. Поэтому знания в области управления бизнесом у них самые общие, если вообще имеются.
Информация о работе Проблемы формирования брендов на рынке российского консалтинга