Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, реферат
Услуги являются специфическим объектом гражданских прав: их результат неосязаем, проверить их качество не специалисту практически невозможно, для оказания услуг, клиент зачастую должен предоставлять консультанту конфиденциальную информацию о своем бизнесе. Все эти особенности приводят к тому, что определяющее значение в отношениях консультантов и их клиентов играет доверие. И именно доверительное отношение со стороны клиентов является залогом успешного и долгосрочного развития любой консалтинговой компании. Базовыми составляющими доверительного отношения являются узнаваемое имя и положительная деловая репутация. В свою очередь, наличие этих двух составляющих говорит о том, что у компании есть бренд.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Услуги являются специфическим объектом гражданских прав: их результат неосязаем, проверить их качество не специалисту практически невозможно, для оказания услуг, клиент зачастую должен предоставлять консультанту конфиденциальную информацию о своем бизнесе. Все эти особенности приводят к тому, что определяющее значение в отношениях консультантов и их клиентов играет доверие. И именно доверительное отношение со стороны клиентов является залогом успешного и долгосрочного развития любой консалтинговой компании. Базовыми составляющими доверительного отношения являются узнаваемое имя и положительная деловая репутация. В свою очередь, наличие этих двух составляющих говорит о том, что у компании есть бренд.
И, несмотря на то, что на тему «выращивания» 1 брендов написано предостаточно книг, а также существует доступ к информации об опыте их создания в развитых странах, успешное выращивание бренда в условиях российской действительности является практически невыполнимой задачей.
О проблемах в этой области и пойдет речь в настоящей статье.
ИГРОКИ
Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто же в России заинтересован в выращивании брендов и какие имеются для этого возможности, необходимо, прежде всего, назвать типы компаний, влияющих на развитие российского консалтинга.
Местные компании
В настоящее время можно назвать три ярко выраженных типа российских компаний.
Первый тип. Компании, которые созданы для обслуживания одного основного клиента.
Такие компании
создаются по инициативе руководства
холдинговых структур, и в большей
степени их можно назвать структурно-
Экономическое положение подобных компаний полностью зависит от их отношений с основным, стратегическим клиентом. Следствием этого является отсутствие у них какой-либо маркетинговой стратегии и ориентация только на выполнение заказов, поступающих от основного клиента(а по сути своей, от материнской компании).
В связи с этим, качество услуг таких консультантов достаточно высокое, но они не преследуют целей развития самостоятельного бизнеса. Руководители таких компаний заняты текущей работой, являются специалистами в какой-то конкретной области практики и не обладают менеджерскими знаниями и опытом.
Такие компании, как правило, так и остаются всего лишь формально «независимыми». Как только отношения с материнской компанией по любым причинам прекращаются, компания рассматриваемого типа, спустя какое-то время, после использования всех своих финансовых резервов обычно исчезает с рынка.
Второй тип. Компании, которые оказывают услуги в одной хорошо освоенной ими области.
В качестве примера таких компаний можно привести компании, занимающиеся торговлей «готовыми фирмами», либо компании по сопровождению получения определенного вида лицензий.
Компании второго типа, как правило, выполняют техническую работу и по сути своей консалтинговыми, в классическом понимании, не являются. Скорее, это компании, продающие определенного рода технологии.
Прибыль от продаж у таких компаний низкая вследствие высокой конкуренции и посредственности самих услуг. Персонал соответствует уровню прибыли, которая формируется в основном за счет объема. Качество услуг и уровень сервиса низкие.
Срок жизни компаний данного типа зависит от потребности рынка в соответствующей технологии: как только потребность в ней пропадает, компания умирает, если не успевает освоить другую технологию или каким-либо иным образом реорганизовать свой бизнес, что, как правило, не получается.
У таких компаний, как и у компаний первого типа, отсутствует долгосрочная маркетинговая стратегия. Объясняется это низкой квалификацией менеджеров2 , узкой специализацией компаний и их сильной зависимостью от спроса на технологию: нет смысла создавать компанию на века, если спрос на услугу, которой она зарабатывает себе на жизнь, пропадет в лучшем случае через несколько лет.
Третий тип. Классические консалтинговые компании.
К сожалению, более точное определение компаний данного типа сформировать в процессе исследования не удалось. Данные компании отличаются от компаний первых двух типов:
Как правило, это компании широкой специализации, ориентированные на формирование солидного клиентского портфеля, и, соответственно, заинтересованные в выращивании брендов. Их менеджеры делают все возможное для того, чтобы оказывать услуги максимально высокого качества, однако получается это далеко не всегда в силу и объективных, и субъективных причин.
Проблемы с качеством услуг, оказываемых российскими консультантами, связаны с тем, что к ним обращаются не для решения текущих стратегических и хозяйственных задач, а для решения проблем, возникших вследствие того, что вовремя эти задачи либо не решались вообще, либо решались ненадлежащим образом за счет «дешевых» некачественных услуг.
А в случаях, когда консалтинговая компания занимается сопровождением текущей хозяйственной деятельности клиента, за счет чего часто существуют небольшие местные компании, консультанты сталкиваются в своей работе со всеми прелестями российского бизнеса, который во многом сохранил признаки «постсоветской дикости». В подобной работе результат во многом зависит не от профессионализма консультантов, а от действий контрагентов, конкурентов, внутренних подразделений клиента, и еще от массы объективных проблем, существующих в современном российском обществе3 .
Клиентами отечественных консалтинговых компаний, в основном являются российские бизнесмены и граждане, что накладывает свой отпечаток и на характер взаимоотношений между консалтинговыми компаниями и их клиентами в процессе оказания услуг, и на оценку клиентами их качества 4 .
С целью обращения внимания читателей на некоторые нюансы развития консалтингового бизнеса, следует заметить, что хорошо зарекомендовавшую себя на внутреннем рынке компанию третьего типа, в итоге может поглотить крупная международная компания. Примером может служить имевшая место в конце 2004 года сделка по продаже российской компании Stiles & Riabokobylko американской Cushman & Wakefield.
Иностранные компании
Взросление российских компаний происходит на фоне активной деятельности крупных международных аудиторских и юридических гигантов, таких как, KPMG, Baker & McKenzie, Ernst & Young, Latham & Watkins. Помимо них на нашем рынке также присутствуют и компании поменьше, но также давно существующие и имеющие офисы в нескольких странах: юридические, аудиторские, HR и другие (такие как Salans, например).
Отделение международной компании, открытое в любой стране, в том числе и в России, имеет весомые преимущества перед местными консультантами: известный бренд, финансовая поддержка от материнской компании, накопленный опыт технологии продажи услуг, значительный интеллектуальный потенциал, солидный клиентский портфель и детально разработанная маркетинговая стратегия.
Несмотря на это, у такого рода компаний все же существуют объективные препятствия для всеобъемлющего завоевания внутреннего рынка: иностранное происхождение, а, соответственно, ментальная и профессиональная чужеродность для России 5 , высокие цены на услуги, а также неспособность оперативно реагировать на внутренние изменения в бизнесе и законодательстве.
В связи с этим, обращение в такие компании происходит только в определенных случаях. Так к международным консультантам обращаются:
Международные консультанты не страдают от недостатка клиентов, так как репутация и имидж, сформированные за многие годы по всему миру, и возможность обслуживания международных проектов, делают их фактически эксклюзивными продавцами консалтинговых услуг в вышеуказанных случаях.
Поскольку международные компании продают в основном «мозги», качество предоставляемых ими услуг зависит полностью и всецело от квалификации собственных специалистов, а так как берутся они только за те дела, которые могут выполнить с необходимым качеством, имидж таких компаний неуклонно растет.
И только из-за совершенно бездарной кадровой политики в таких компаниях может серьезно пострадать, и иногда страдает, бренд.
На российском рынке иностранные консалтинговые компании работают с иностранными же клиентами, либо с элитными отечественными компаниями.
Все это, учитывая ментальность, зрелость и правосознание таких клиентов, позитивно отражается на уровне и культуре взаимодействия между консультантами и клиентами в процессе оказания услуг и опять же позитивно влияет на конечную оценку клиентами их качества.
В заключении раздела хотелось бы отметить, что далеко не все участники рынка заинтересованы в выращивании брендов и проводят осмысленную политику оказания услуг. В основном маркетинговая стратегия существует у иностранных компаний, которые обладают почти всеми условиями для ее успешной реализации, и у российских компаний третьего типа.
В настоящее время продолжается становление российского рынка консалтинга. Приведенная типология компаний является приблизительной. Возможно существование компаний и иных типов. Тем не менее выявленные типы компаний являются преобладающими и оказывают наибольшее влияние на развитие и функционирование рынка.
Теперь же от описания участников перейдем к рассмотрению непосредственных проблем выращивания бренда на рынке российского консалтинга.
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА НА ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА
Право
В настоящее время, в России по-прежнему идет активное реформирование законодательства и спешная его адаптация к постоянно изменяющейся правовой, экономической и социальной среде.
Последствиями
таких активных изменений являются:
большое количество противоречащих
друг другу правовых норм, в целом
низкая юридическая техника
Из-за отсутствия правового воспитания, постоянно изменяющихся политических и экономических условий уровень правосознания, не только бизнесменов, но и представителей государственных, в том числе и судебных, органов оставляет желать лучшего.
Поскольку данные проблемы всем хорошо известны, нет смысла останавливаться на них более подробно.
Стоит только резюмировать, что в такой атмосфере практически невозможно оказывать качественные консультационные услуги, что требуется для завоевания положительной деловой репутации.
Информация о работе Проблемы формирования брендов на рынке российского консалтинга