Принципы, функции и методы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Обычно думают, что хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Думайте о рекламе!
Сегодня все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Теоретические основы и сущность маркетинга…………………..…………5
1.1 История развития маркетинга в России……………………………………..5
1.2 Сущность маркетинга. Современная концепция……………………………8
2. Основные принципы маркетинга…………………………………………….13
3. Методы маркетинга…………...………………………………………………18
3.1 Основные методы, применяемые в маркетинге………...…………………18
3.2 Метод ориентации на продукт, услугу, изделие…………………………..22
3.3 Экспертные методы в маркетинге………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Принципы функции и методы маркетинга.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Существует отраслевая дифференциация маркетинга, которая, сохраняя единство его целей и принципов, позволяет решать специфические задачи, присущие каждой отрасли экономики и сфере социальной жизни. Естественно, сказываются особенности продукта, создаваемого в отрасли, и форм его потребления.

 

Рис. 1 Этапы маркетингового цикла

 

Можно назвать следующие  отраслевые виды маркетинга:

• производственный маркетинг (в том числе промышленный, строительный, аграрный), главными целями которого являются: поиск рынка сбыта, оценка его емкости, обоснование производственно-инвестиционной программы, разработка нового продукта, соответствующего по своим качественным признакам требованиям потребителей, самосертификация и оценка конкурентоспособности продукта;

• торгово-сбытовой маркетинг, к главным целям которого относятся: дистрибуция и формирование канала товародвижения, организация сбыта и продажи товаров, перемещение и складирование товаров (логистика), изучение и прогнозирование покупательского спроса, создание системы торгового и послеторгового сервиса;

• маркетинг сферы услуг, где сочетаются цели производственного и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируются во времени и в пространстве), но в то же время имеется своя специфика (нематериальность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.);

• маркетинг интеллектуального  продукта (в том числе маркетинг  информационного продукта и информационных технологий), когда продукт может  иметь нематериальную форму и  используются особые формы его реализации и сервиса;

• международный маркетинг, предметом которого является внешнеэкономическая деятельность;

• маркетинг финансово-кредитного продукта и страхового дела, а также  маркетинг ценных бумаг, продуктом  которого являются различные формы  биржевой и финансовой деятельности.

Кроме того, существует маркетинг некоторых специфических рынков, в частности рынка труда и рынка образования. Приемы и методы маркетинга распространяются и на нерыночные сферы, например политическую жизнь, социальные отношения, искусство и культуру.

 

 

  1. Основные принципы маркетинга

 

Принципы маркетинга — это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:

1) производить только  то, что нужно потребителю;

2) выходить на рынок  не с предложением товаров  и услуг, а со средствами  решения проблем потребителей;

3) организовывать производство  товаров после исследования потребностей  и спроса;

4) концентрировать усилия  на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности предприятия;

5) использовать программно-целевой  метод и комплексный подход  для достижения поставленных  целей, что предполагает формирование  маркетинговых программ на основе  применения комплекса маркетинговых средств, их сочетания, а не отдельные маркетинговые действия, так как только взятые во взаимосвязи и взаимообусловленности средства маркетинга могут обеспечить синергетический эффект;

6) применять тактику  и стратегию активного приспособления  производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

7) ориентировать деятельность  предприятия в целом и маркетинговой  службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;

8) учитывать социальный  и экономический факторы производства  и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;

9) помнить о первичности  рынка (но, не противопоставляя  его) по отношению к планам  организаций и отраслей;

10) придерживаться взаимодействия  и межотраслевой координации  планов в целях сбалансированности  спроса и предложения;

11) стремиться к активности, наступательности, в определенных  ситуациях к агрессивности в  процессе поиска и формирования  конкурентных преимуществ и имиджа  предприятия или товаров на  рынке.

Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. отмечают, что «для маркетинга характерны следующие основополагающие положения, или принципы:

1) глубокое и всестороннее  научно-практическое исследование  рынка и экономической конъюнктуры,  а также производственно-сбытовых  возможностей предприятия;

2) сегментация рынка;

3) гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса;

4) инновация;

5) планирование» (9; с.8-9)

Здесь представленность "основных принципов маркетинга" выглядит, достаточно обоснованно, но, опять-таки, список не достаточно полон и не совсем точен: так как не вполне ясны критерии выделения тех или иных принципов.

В книге: «Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей  предприятий, экономических и коммерческих служб...» дается исходное определение, что такое «принципы маркетинга» вообще - это «основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью»; определяется, что такое принципы маркетинга – они «отражают сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности»; наконец, перечисляются и сами «основные принципы маркетинга», к которым авторы относят:

1) производство продукции,  основанное на точном знании  потребностей покупателей, рыночной  ситуации и реальных возможностей предприятия;

2) наиболее полное  удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами или  комплексом средств для решения  конкретных проблем (альтернативный  принцип - производство товаров  и услуг с последующим поиском  сбыта);

3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

4) обеспечение долговременной  результативности (прибыльности) производственно-коммерческой  деятельности предприятия, что  предполагает постоянный задел  научно-технических идей и разработок для производства товаров рыночной новизны;

5) единство стратегии  и тактики производителя в  целях активной адаптации к  изменяющимся требованиям покупателей  при одновременном воздействии  на формирование и стимулирование  потребностей (6; с.4)

Итак, если проанализировать все выше представленные определения  «основных принципов маркетинга»  у разных авторов, то, как видим, эти  «принципы маркетинга» не являются чем-то достаточно единым и устоявшимся, и если говорить о совокупности принципов маркетинга в целом, то они в целом несут разноречивый смысл, приобретают, если брать «системный контекст» - у каждого автора противоречивый характер.

Тем не менее, если исходить из предложенного «системного контекста» принципов маркетинга, то нетрудно заметить и нечто общее в представленных определениях совокупности «основных принципов маркетинга», а именно:

- необходимость знания  покупателей и их потребностей;

- необходимость знания  рыночной ситуации в определенном  секторе (сегменте) рынка;

- стремление удовлетворить нужды, потребности и запросы покупателей;

- наличие гибкости  производства, основанного на точном  знании целевого сегмента «своего»  рынка;

- необходимость проведения  инноваций (например, создание нового  товара);

- необходимость планирования по различным временным горизонтам: построение маркетинговых программ в долго-, средне-, кратко- временных аспектах, планирование их «увязки»;

- необходимость проведения  в жизнь принятых маркетинговых  решений (в основном, краткосрочных  задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках);

- продвижение товаров  и услуг;

- осуществление различных  форм информации, убеждения или  напоминания о своих товарах,  услугах, предприятии, торговой  марке и т.п.

«Набирается» достаточное  количество «принципов маркетинга», которые надо как-то идентифицировать и осмыслить.

Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:1. Достаточное  ли количество принципов маркетинга выделено? 2. Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть?

Ответ на 1-й поставленный вопрос сводится к тому, что мы стремились предложить минимально необходимое  число принципов, используемых в  маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах. Ответ на 2-й поставленный вопрос сводится к тому, что практически любой «новый принцип» маркетинга может быть либо «интегрирован» в данный список, либо «приплюсован» к имеющимся.

Также, в маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную корректировку показателей.

К примеру, если программа  составлена на 5 лет, то корректировки  должны вносится ежегодно, а для  российских условий даже чаще, поскольку  политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом  рынке и достижение определенных количественных показателей (объем прибыли, объем рынка и т. д.) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов рекламы и т. п. Поэтому, необходимо включение в планы некоторых финансовых и ресурсных «подушек» – резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.

Еще один принцип маркетинга, это – принцип многовариантности, который используется как при разработке маркетинговых программ, так и планов внутрифирменного развития, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта - минимальный или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный и максимальный или наилучший).

Несмотря на разнообразие принципов, в маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных из них:

1) производство и продажа товаров  должны соответствовать потребностям  покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

2) полное удовлетворение потребностей  покупателей и соответствие современному  техническому и художественному  уровню;

3) присутствие на рынке на  момент наиболее эффективно возможной  реализации продукции; 

4) постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

5) единство стратегии и тактики  для быстрого реагирования на  изменяющийся спрос.

 

  1. Методы маркетинга

 

3.1 Основные методы, применяемые  в маркетинге

 

В маркетинге, как и в любой  другой науке, используется определенный комплекс методов. Под методом, как известно, понимается система способов и приемов того или иного вида деятельности.

Многие методы маркетинга заимствованы из других областей знаний. Особенно из таких, как социология (анкетирование, «панельные» обследования и т.п.) и психология (психологические тесты, мотивационный анализ). В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, позволяющие на основе знаний национальных культур и уровня жизни разных народов лучше изучить рыночную среду.

В любом случае, существуют специфические  подходы к организации службы маркетинга в компании, а исследования рынков превратились практически в  отдельную, самостоятельную науку. Также давно выработаны подходы  к планированию всей деятельности компании таким образом, чтобы максимизировать ее рыночные преимущества. К сожалению, многие компании, не обладая соответствующей компетенцией, ограничиваются сбытом и "какой-нибудь" рекламой. Это приводит к поучительным ошибкам.

В маркетинге реализуются общенаучные методы, позволяющие:

  • накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно или по специальному заказу) информацию о рынке, и, прежде всего - о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;
  • синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения (в т.ч. долгосрочные), производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику;
  • экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения;
  • в соответствии с полученной информацией изменять практику, планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять учреждением, рыночным поведением, воздействовать на восприятие учреждения и его продукции другими субъектами рынка.

Информация о работе Принципы, функции и методы маркетинга