Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:02, статья
Стоимость исследовательского проекта может быть уменьшена, за счет сокращения затрат на организацию и проведение одного интервью, на 25-50% по сравнению с аналогичным проектом, осуществленным оффлайн. За умеренную плату можно провести более ускоренный и результативный пилотаж инструментария.
ПРЕИМУЩЕСТВА ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЙ
(НА ПРИМЕРЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ФОКУС ГРУПП)
В чем преимущества онлайн исследований по сравнению с традиционными (оффлайн) методами?
Экономия средств
Стоимость исследовательского проекта может быть уменьшена, за счет сокращения затрат на организацию и проведение одного интервью, на 25-50% по сравнению с аналогичным проектом, осуществленным оффлайн. За умеренную плату можно провести более ускоренный и результативный пилотаж инструментария. Стоимость онлайн опроса зависит от количества вопросов анкеты, размера выборки и достижимости целевой аудитории (По умолчанию, достижимость пользователей интернета равна 100 %).
Высокая скорость реализации
Сроки сбора информации при онлайн исследовании, как правило, существенно короче, чем при реализации проекта оффлайн. Сотни и тысячи интервью в режиме онлайн могут быть проведены в течение нескольких дней. Около 70% приглашенных к опросу респондентов отвечают в первые два-три дня, 20% - до конца первой недели опроса, позже - не более 10%. Возможность быстро отобрать необходимое число респондентов с учетом заданных квот обеспечивается рассылкой приглашений по E-mail с таргетингом по имеющимся регистрационным данным участников веб-панелей.
Отслеживание результатов в режиме реального времени
В ходе проведения онлайн исследования можно контролировать через веб-интерфейс процесс сбора информации (количество успешных интервью, соблюдение квот и т.д.). В случае необходимости возможно получить ответы на некоторые ключевые вопросы еще до завершения этапа сбора информации. Держать руку на пульсе потребителя, проводя регулярные замеры, помогут мониторинговые и трекинговые онлайн исследования.
Возможность повысить достижимость целевой аудитории
При регистрации в access-панели фиксируются данные о каждом участнике, которые позволяют строить сложные квотные выборки для репрезентативности конкретной целевой группы, а также изучать потребителей определенных продуктов и услуг, в том числе редких и эксклюзивных, не всегда доступных для оффлайн опроса.
Изучение платежеспособной аудитории с широким географическим охватом
За последние годы в Рунете заметно выросло число пользователей не принадлежащих к замкнутому сообществу профессионалов, связанных с компьютерным и интернет-бизнесом. Сегодня российская аудитория интернета представлена в основном социально и экономически активными людьми со средними и высокими доходами, проживающими преимущественно в городах с населением более 100 тыс. жителей, и по своим характеристикам приближается, в первую очередь, к такой генеральной совокупности, как российский "средний класс".
Повышение отклика
IT-инфраструктура онлайн исследований позволяет конструировать многоуровневые анкеты с дружественным интерфейсом, а респондент может выбирать наиболее удобное для него время и комфортное место для ответов на вопросы. В сочетании с технической простотой подачи ответов, это создает условия для более легкого, быстрого, заинтересованного и ответственного заполнения респондентом любого вопросника. Повышению количества заполненных и полученных анкет весьма способствует материальное стимулирование респондента к регулярному участию в онлайн-опросах, а также рассылка аналитических материалов по результатам опросов.
Отсутствие "эффекта интервьюера"
Поскольку при онлайн опросах используется метод самозаполнения, респонденты более склонны давать честные, продуманные, а не социально-ожидаемые ответы. Более высокий уровень откровенности респондента, вызванный анонимностью опроса, позволяет избежать смещений в деликатных вопросах - например, о доходе, заболеваниях, возрасте и т.д. Отвечая на вопросы, респондент чувствует себя равноправным участником диалога. Субъективное ощущение "сопричастности делу" располагает его к заинтересованному взаимодействию с исследователем.
Возможность более глубокого анализа мнений
В количественном онлайн исследовании можно получить больше информации, помогающей ответить на вопросы "как?", "почему?". При самозаполнении респонденты более склонны высказываться свободно, комментировать свои оценки, давать подробные и развернутые ответы на открытые вопросы. Эта информация является чрезвычайно ценным источником получения дополнительного знания о продуктах, услугах, рынках. Возможность получить обратную связь.
Расширенные медиа-возможности
В ходе онлайн опроса возможна демонстрация видео- и аудиоматериалов, а также изображений в любых распространённых форматах (JPEG, TIFF, GIF и т.д.).
Высокое качество данных
Существует большое количество методов контроля качества данных, полученных в онлайн исследовании, которые успешно используются для того, чтобы повышать надежность результатов (перекрестные проверки ответов с данными, указанными при регистрации, отслеживание множественных регистраций в панели, время заполнения анкеты, качество заполнения открытых вопросов, проверочные вопросы и т.д.). Программный контроль ограждает респондента от ошибок и не позволяет пропускать вопросы. Отсутствие дополнительной работы по переносу ответов с бумажных анкет на электронные носители избавляет от
Преимущества онлайн-методов:
1.
Уменьшение затрат на проект за счет
отсутствия необходимости оплачивать
работу интервьюеров и кодировщиков.
2. Увеличение скорости проведения опросов.
Возможность быстро отобрать необходимое
число (либо квоту) респондентов через
рассылку приглашений по e-mail. Нет необходимости
дополнительной работы по переносу ответов
с бумажных анкет на электронные носители.
3. Возможность опросить специфические
группы, не всегда доступные для оффлайн-опроса,
(возможность привлечения труднодоступных
респондентов).
4. Создание с помощью IT-инфраструктуры
возможности более легкого и быстрого
заполнения любого множественного вопросника.
5. Выбор респондентом наиболее удобного
для него времени и места для ответов на
вопросы анкеты, а значит, увеличение качества
ответов.
6. Отсутствие так называемого «эффекта
интервьюера» – вольного или невольного
воздействия интервьюера на ответы респондента.
7. Более высокий уровень откровенности
респондента, связанный с анонимностью
опроса (отсутствие смещений в так называемых
сензитивных вопросах – например, о доходе,
заболеваниях, в некоторых случаях возрасте
и т.д.)
8. Отсутствие возможных ошибок, возникающих
при переносе ответов респондентов с бумажных
носителей в электронные таблицы данных.
9. Возможность формирования сложной квотированной
выборки, исходя из пожеланий клиента.
10. Возможность контроля непротиворечивости
получаемой информации.
Вместе
с тем, многие российские и некоторые
западные специалисты продолжают неоднозначно
относиться к он-лайн исследованиям. Сейчас
мы попытаемся рассмотреть плюсы и минусы
использования новых технологий для проведения
так называемых “качественных” исследований,
прежде всего, фокус-групп.
В науке
еще звучат непримиримые голоса сторонников
количественных и качественных методов,
но практические маркетологи давно осознали
важность их сочетания. Классическим вариантом
комбинирования методов является проведение
сначала качественного исследования (например,
серии фокус-групп), а затем массового
(количественного) опроса, анкета которого
составлена на основе результатов качественного
исследования. Однако существуют такие
целевые группы, в которых проведение
количественных исследований просто невозможно
или серьезно затруднено. К ним, например,
относятся люди с высокими доходами; потребители
уникальных продуктов и услуг (например,
покупатели яхт или дорогих машин), представители
немногочисленных и труднодоступных групп
населения (например, эксперты в определенных
областях). Кроме того, достаточно сложно
проводить массовые опросы на щекотливые
темы, такие как сексуальная ориентация,
использование противозачаточных средств
или проблемы со здоровьем. В этих случаях
качественные методы просто не имеют альтернатив.
Качественные
исследования в режиме он-лайн обеспечивают
еще более широкий доступ к целевой аудитории.
Это привело к тому, что специализация
на рынке маркетинговых исследований
дошла до того, что, например, в США существуют
фирмы, которые занимаются только проведением
он-лайн фокус-групп, а их заказчиками
являются ведущие компании из списка Fortune
1000.
Чем же
отличаются качественные исследования
офф-лайн и он-лайн? У каждого из
этих методов есть свои преимущества
и недостатки. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные качественные исследования (офф-лайн)
Участникам
фокус-групп нередко предлагают
для тестирования какой-либо продукт,
который можно потрогать
На офф-лайн фокус-группе можно попользоваться продуктом (попробовать его на вкус, ощутить запах и т.п.), а потом обсудить индивидуальный опыт с другими участниками.
Исследователь и заказчик могут наблюдать и анализировать невербальное поведение участников, что может оказаться ценной информацией при написании итоговых рекомендаций.
Заказчик, находясь в смотровой комнате, может увидеть свою компанию глазами потребителей. Эффект присутствия при реальном обсуждении сильнее, чем при обмене мнениями он-лайн.
Взаимодействие
“лицом-к-лицу” в традиционной фокус-группе
позволяет ощутить
Качественные исследования он-лайн
В он-лайн
исследования проще привлечь представителей
труднодоступных категорий
Респонденты могут участвовать в он-лайн исследовании в удобное для них время, что уменьшает уровень отказов. Более того, – участникам, модератору и заказчикам даже не нужно выходить из дома или офиса!
В ходе он-лайн фокус-группы облегчается контроль групповой динамики. Ведущий группы (модератор) может легко минимизировать возможности отдельного участника доминировать или подавлять остальных.
Взаимодействие с участниками фокус-группы в сети Интернет позволяет получать искренние и непринужденные ответы и реакции. Анонимный и опосредованный контакт дает возможность построить честный и прямой диалог, не стесненный социальными ожиданиями или групповым давлением, во многом определяющими ход традиционных фокус-групп “лицом-к-лицу”. Многие западные модераторы отмечают, что люди, которые обычно молчат на традиционных фокус-группах, проявляют больше активности он-лайн.
Одним из главных преимуществ он-лайн фокус-групп является возможность тестировать Интернет-продукты и услуги в их естественной среде. Участники он-лайн фокус-групп имеют возможность просматривать веб-сайты, тексты, графику, видео или мультимедиа, а также звуковые и музыкальные фрагменты.
Он-лайн режим обеспечивает удобную для клиента возможность наблюдать за ходом фокус-группы или глубинного интервью из любого места, где есть доступ в Интернет (дом, офис, Интернет-кафе, аэропорт и т.п.). Кроме этого, клиент имеет возможность зайти в виртуальную “смотровую комнату” и скорректировать действия ведущего.
Проведение качественных исследований в режиме он-лайн экономит время на поиск участников и позволяет получать мгновенные результаты – стенограмма интервью или фокус-группы доступна сразу после завершения.
Он-лайн
исследования обходятся дешевле. Например,
можно сэкономить на оплате командировочных
расходов, аренде помещения, оборудования,
оплате респондентам (ведь им не нужно
куда-то ехать или идти) и так далее.
Таким
образом, он-лайн фокус-группы являются
экономичной альтернативой
Вот один
из примеров, когда он-лайн фокус
группы помогли клиенту решить сложную
бизнес-задачу и внедрить на рынок
новый продукт. Компания-заказчик специализируется
на производстве имплантатов для улучшения
слуха. Была разработана новая технология,
требующая хирургического вмешательства,
но специалисты маркетингового отдела
компании не знали, как к этому отнесутся
конечные потребители. Размышляя, какой
метод исследования выбрать, было решено
провести серию он-лайн фокус групп, что
дало целый ряд преимуществ. Во-первых,
он-лайн фокус группы подразумевают текстовую
коммуникацию, а значит идеально подходят
людям, имеющим проблемы со слухом. Во-вторых,
специалисты компании боялись, что на
традиционных фокус-группах люди будут
испытывать смущение из-за своих проблем
со здоровьем, а значит “разговорить”
их будет очень сложно. В-третьих, потенциальные
клиенты компании были разбросаны по всей
стране, а значит, собрать их вместе для
обсуждения нового продукта можно было
только в режиме он-лайн. В результате
компания-заказчик получила обширную
информацию и доработала свой продукт
с учетом требований клиентов, что позволило
ей занять лидирующую позицию на рынке.