Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:33, реферат
Известный американский экономист Саймон считает, что на боль шинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.
Введение
1. Понятие и виды цен
2. Правовые основы государственного регулирования цен
3. Способы регулирования цен
4. Система государственных органов регулирования цен
5. Ответственность в сфере ценообразования
Заключение
Библиографический список
Органы государственного регулирования цен действуют и в субъектах Российской Федерации. Кроме того, в субъектах РФ создаются органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию. Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждено постановлением Правительства РФ от 4 марта 2004 г. N 136*(1219). Определены права уполномоченного органа контроля. К ним, в частности, относится право:
-
проверять деятельность
-
требовать у проверяемого
-
требовать в необходимых
- принимать решение о взыскании в бюджет города Москвы суммы излишне полученной субъектом ценообразования в результате нарушения порядка ценообразования выручки, вносить субъекту ценообразования представление об устранении нарушения порядка ценообразования, а также об устранении причин этого нарушения и условий, способствовавших его совершению;
- обращаться в суд с исками (заявлениями), а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением порядка ценообразования;
-
требовать при проведении
5. Ответственность в сфере ценообразования
Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и КоАП РФ.
В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и подзаконные акты. В качестве примера можно назвать Закон города Москвы от 28 января 2004 г. N 5 "О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен".
Заслуживает внимания приведенный в данном Законе города Москвы перечень правонарушений в ценовой сфере, за которые установлена ответственность. К таким правонарушениям относятся:
а)
завышение или занижение
б)
завышение или занижение
в)
завышение или занижение
г) завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счет включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;
д) непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот;
е)
нарушение порядка
ж) установление субъектами ценообразования, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии с ГК РФ заключать публичный договор, разного уровня цен на однородную продукцию (за исключением случаев, когда федеральным законодательством и законодательством города Москвы допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);
з) взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы должна быть предоставлена бесплатно;
и) завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд;
к) иные нарушения установленного порядка ценообразования.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Эти правонарушения наказываются штрафом: для граждан - в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.
При этом следует отметить, что привлечение к административной ответственности должностного лица не исключает ответственности самого хозяйствующего субъекта.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.6 КоАП РФ, составляет завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 7 марта 1995 г. N 239 (с изменениями) "О
мерах по упорядочению государственного
регулирования тарифов (цен)" утвержден
Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации предоставляется право вводить
государственное регулирование тарифов
и надбавок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в данном случае это цена покупателя или цена спроса. Таким образом, цена товара – это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена – историческая категория, возникшая в процессе обмена товарами. Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:
1) установление налогов, акцизов, пошлин;
2) установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);
3) установление предельной надбавки на лекарства определенного перечня;
4) государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары.
Цены можно классифицировать:
1) по предназначению товара: оптовые; розничные;
2) по способу образования: договорная; свободная.
Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алексеев С.В. Маркетинговое право: Краткий учеб. Курс. — М.: НОРМА, 2002. — 307 с.
2 Международные правила по толкованию торговых терминов «ИНКОТЕРМС».
Информация о работе Правовое регулирование ценообразования в России