Правовое регулирование ценообразования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Известный американский экономист Саймон считает, что на боль шинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды цен
2. Правовые основы государственного регулирования цен
3. Способы регулирования цен
4. Система государственных органов регулирования цен
5. Ответственность в сфере ценообразования
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

реферат по ценооборазованию.docx

— 63.76 Кб (Скачать)

     Исходя  из п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пп. 4-11 данной статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

     В частности, при определении рыночной цены товара учитываются информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях, количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств и др. При этом принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

     Кроме того, в ст. 40 Кодекса приведены  и иные методы определения рыночной цены для целей налогообложения, такие как метод цены последующей реализации и затратный метод.

     Названные методы могут применяться последовательно  при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам (работам или услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном пп. 4-11 ст. 40 Кодекса.

     Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 Кодекса  определение рыночных цен производится по правилам пп. 4-11, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, т.е. они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

     Вместе  с тем, помимо рыночных, существуют и иные виды свободных цен. Для примера можно назвать инвестиционные, ликвидационные, утилизационные цены, а также цены, сложившиеся между взаимозависимыми лицами. Не относясь к рыночным, они являются свободными, поскольку формируются без применения государственного воздействия на них. Таким образом, приходим к выводу, что рыночные цены являются лишь одной из разновидностей цен свободных. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное.

     Регулируемая  цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Надо сказать, что государственное регулирование цен в том или ином объеме осуществляется во всех странах с рыночной экономикой.

     2. Различают цены контролируемые  и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируются соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

     Применение  свободных рыночных цен контролируется также в целях налогообложения. Так, в силу пп. 2, 3 ст. 40 НК РФ:

     "2. Налоговые органы при осуществлении  контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

     1) между взаимозависимыми лицами;

     2) по товарообменным (бартерным) операциям;

     3) при совершении внешнеторговых  сделок;

     4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения  или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

     3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

     Рыночная  цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

     - сезонными и иными колебаниями  потребительского спроса на товары (работы, услуги);

     - потерей товарами качества или  иных потребительских свойств;

     - истечением (приближением даты истечения)  сроков годности или реализации товаров;

     - маркетинговой политикой, в том  числе при продвижении на рынки  новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

     - реализацией опытных моделей  и образцов товаров в целях  ознакомления с ними потребителей".

     Таким образом, контроль может осуществляться за применением цен, в том числе свободных. При этом следует иметь в виду, что обязанность установления рыночной цены и доказывания ее значительного отклонения от уровня цен, примененных налогоплательщиком, лежит на налоговом органе. Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

     В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы или услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

     Из  смысла ст. 166, 171, 172 НК РФ следует, что  налогоплательщики обязаны вести раздельный учет по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным налоговым ставкам.

     Поскольку порядок ведения раздельного  учета затрат по производству и реализации продукции законодательно не определен, налогоплательщиком правомерно использовался расчетный способ ведения такого учета. Таким образом, оснований для переоценки выводов суда в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.

     3. Объективные экономические законы  развития хозяйства позволяют провести деление цен на оптовые и розничные.

     4. По территории действия цены  можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен определяются законодательством Российской Федерации. Мировые цены устанавливаются на основе данных биржевых котировок.

     Мировые цены доводятся до заинтересованных лиц, как правило, письмами таможенных органов, телеграммами Министерства экономического развития и торговли, иных органов государственного управления.

     5. В зависимости от распределения  расходов по доставке товаров, страхованию и оплате таможенных сборов цены также делятся на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой.

     Действующая редакция правил была одобрена в 2000 г. До этого применялась редакция 1990 г. Все термины в "Инкотермс" разбиты на четыре категории в зависимости от условий договора. Группа условий "Е" - это случаи, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Согласно терминам группы "F" (FCA, FAS, FOB) продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем. К третьей группе "С" (CFR, CIF, CIP) относятся случаи, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара. Согласно терминам группы "D" (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Также в Правилах по всем терминам определены обязательства сторон, в том числе и тип расчетов. Следует отметить, что во внутригосударственном обороте России цены традиционно устанавливаются методом F ("франко"): франко-вагон станции отправления, франко-вагон станции назначения и т.п. Применение цен на условиях "франко" рекомендовано и для внешнеторговой деятельности, осуществляемой российскими хозяйствующими субъектами.

     6. Основанием деления цен на  временные и установленные без  определения срока их применения является наличие или отсутствие в правовом акте условия о периоде действия цены. Следовательно, такая классификация имеет первостепенное значение для применения регулируемых цен.

     Анализ  нормативных правовых актов позволяет  сделать вывод о том, что подобные конструкции ценового регулирования зачастую вводятся в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения. Например, в практику регулирования тарифов на железнодорожные перевозки вошло установление на определенный срок (как правило, с 15 сентября по 1 ноября) льготных железнодорожных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции.

     Правовое  значение установления временной цены (или, что точнее, периода времени, в течение которого цена должна применяться) заключается в следующем.

     Правомерным будет такое поведение хозяйствующего субъекта, при котором он будет применять цену на товар (работу, услугу), действующую на день осуществления данной хозяйственной операции. Следовательно, дата введения новой цены играет важную роль. Представляется необходимым, учитывая роль цены в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и последствия изменения ценового воздействия для финансового состояния предпринимателя, установить экономически просчитанный временной период для введения новой цены.

     Особенно  это актуально для случаев, когда  ценовое изменение является неблагоприятным для хозяйствующего субъекта. К сожалению, до сих пор такое правило не нашло отражения в правовых актах.

     Помимо  необходимости "производственной адаптации" к новой цене, такой период нужен и для доведения информации до хозяйствующих субъектов, чьи права и обязанности затрагиваются применяемой нормой. В настоящее время законодательство не всегда учитывает это обстоятельство, однако тенденция к позитивным изменениям наметилась.

     В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием "цена" употребляется термин "тариф" (в переводе с французского tarif - система ставок, по которым взимается плата за услуги). В литературе и нормативных источниках можно встретить разные сочетания терминов "цена" и "тариф".

     Как представляется, понятие "цена" является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента как в отношении товаров, так и в отношении работ, услуг. Тариф - понятие специальное, сфера его применения – это область работ и услуг.

     Знание  механизма формирования и правил применения цен позволяет предпринимателям избежать негативных финансовых последствий. Интерес государства к данной сфере определяется задачей создания конкурентной среды на товарных рынках, необходимостью социальной защиты потребителей. Механизм ценообразования представляет интерес с позиций как частного, так и публичного интереса.

     2. Правовые основы государственного регулирования цен

     Приступая к изучению вопроса о законодательном  регулировании цен, в первую очередь необходимо остановиться на нормах Конституции РФ. Наибольшее значение для нашего исследования имеет п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которому основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Как известно, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого федерального закона, регулирующего основы ценовой политики.

     Подтверждением  того, что проблема ценового регулирования  требует законодательной поддержки, служит тот факт, что многие субъекты Российской Федерации приняли соответствующие правовые акты. В качестве примера можно привести Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 20 декабря 1995 г. "О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском автономном округе".Закон является актом комплексного регулирования в данной сфере.

     ГК  РФ содержит норму (п. 1 ст. 424), которая  базируется на принципе свободного ценообразования, с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

     НК  РФ в ст. 40 определяет права налоговых  органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

     Нормы исследуемого института содержатся и в КоАП РФ, который имеет в своем составе ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования".

     Вопросам  ценообразования посвящен Федеральный  закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"*(1198). Ценность данного акта, как представляется, заключается, во-первых, в том, что им впервые на законодательном уровне были определены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования тарифов в этой сфере. В Законе указаны цели, принципы государственного регулирования тарифов, полномочия органов государственного регулирования, порядок установления тарифов, порядок разрешения разногласий и споров, освещены другие концептуальные вопросы.

Информация о работе Правовое регулирование ценообразования в России