Правовое регулирование ценообразования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Известный американский экономист Саймон считает, что на боль шинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды цен
2. Правовые основы государственного регулирования цен
3. Способы регулирования цен
4. Система государственных органов регулирования цен
5. Ответственность в сфере ценообразования
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

реферат по ценооборазованию.docx

— 63.76 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ») 

Факультет Экономический

Кафедра  Коммерции и товароведения

Специальность 080111 – Маркетинг 
 

РЕФЕРАТ 

      на  тему: Правовое регулирование ценообразования  
       

Исполнитель

студент группы 834

   
            В.С. Витвицкая
 
Руководитель
   
 
            Л. И.Рубаха
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Благовещенск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Понятие и виды цен

2. Правовые основы государственного регулирования цен

3. Способы регулирования цен

4. Система государственных органов регулирования цен

5. Ответственность в сфере ценообразования

Заключение

Библиографический список  

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Воздействие государства на процессы ценообразования  стало од ним из важных и систематически применяемых методов экономичес кой политики развитых стран.

     Сложившаяся система государственного регулирования  цен наря ду с другими формами отраслевой государственной политики воздей ствует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения стра ны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государ ства.

     Известный американский экономист Саймон считает, что на боль шинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

     Как уже отмечалось, важнейшим инструментом государственного регулирования является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки государ ства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры от дельных товарных рынков с помощью регулирования цен. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и виды цен

     Цена  представляет собой денежное выражение  стоимости товара, работы, услуги. В отсутствие в РФ единого законодательного акта о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг.

     В юридической литературе цена рассматривается  как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

     - уровня потребительского спроса  на продукцию;

     - эластичности спроса, сложившегося  на рынке этой продукции;

     - возможности реакции рынка на  изменение выпуска предприятием  этой продукции;

     - мер государственного регулирования  ценообразования;

     - уровня цен на аналогичную  продукцию предприятий-конкурентов  и др.

     В качестве юридической категории  цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

     Деятельность  организаций по формированию цен  подчинена определенным нормативным актам и правилам. Эти правила различаются в зависимости от вида цен. Классификацию цен можно провести по различным основаниям.

     1. В зависимости от роли в  ценообразовании государства цены  могут быть свободными и регулируемыми.

     Под свободной ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает два элемента: себестоимость и прибыль. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор организацией методов и правил свободного ценообразования предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации.

     Политика  цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

     Выделяют  два альтернативных подхода к  свободному ценообразованию:

     - затратный подход, принимающий в  качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров;

     - ценностный подход, предполагающий  установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало для организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения цены товара и произведенных затрат.

     Ценовая политика организации может быть пассивной или активной.

     Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.

     Активное  ценообразование - установление цен  в рамках политики управления сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

     Следует отметить, что в литературе и нормативных  правовых актах не разграничиваются понятия свободной и рыночной цены. Как представляется, такое положение нельзя признать правильным. Определение рыночной цены осуществляется по установленным законодательством правилам, обобщение которых может быть сведено к главному - установить именно ту цену, которая сложилась на рынке под влиянием спроса и предложения и без каких-либо внешних воздействий, препятствий или ограничений.

     Принципы  определения рыночных цен для  целей налогообложения содержатся в пп. 4-11 ст. 40 НК РФ:

     "4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

     5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

     6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные  для них основные признаки.

     При определении идентичности товаров  учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

     7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

     8. При определении рыночных цен  товаров, работ или услуг принимаются  во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

     9. При определении рыночных цен  товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

     При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

     10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

     При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

     11. При определении и признании  рыночной цены товара, работы  или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках".

     Нужно отметить, что в настоящее время  сложилось единообразие в толковании и применении судами норм права по данной категории дел. Налоговые органы при определении рыночной цены товара должны последовательно применять методы, изложенные ст. 40 НК РФ.

     Статьей 40 НК РФ (далее - Кодекс) установлены  принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

     В соответствии с п. 1 названной статьи Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

     Согласно  п. 2 ст. 40 Кодекса налоговым органам  предоставлено право контролировать правильность применения цен по сделкам в отдельных случаях, в том числе по сделкам между взаимозависимыми лицами.

     В этом случае, когда цены товаров, работ  или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

     Статья 40 Кодекса содержит критерии для  признания рыночной цены товаров (работ, услуг), рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности, а также правила определения рыночных цен.

     Согласно  п. 11 ст. 40 Кодекса, на который сослался суд кассационной инстанции, при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Информация о работе Правовое регулирование ценообразования в России