Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа
Предмет исследования, – каким образом в нашем обществе защищаются права потребителей.
Задачи исследования:
дать определения понятиям: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец;
перечислить и разъяснить права потребителей;
указать документы, которыми нужно руководствоваться при защите прав потребителей;
дать определение консьюмеризму;
описать основные аспекты защиты прав потребителей в России, недостатки российского консьюмеризма.
Введение
Основные понятия
Основные права потребителей
Общие положения о защите прав потребителей
Закон о защите прав потребителей
Суверенитет потребителя
Консьюмеризм
Защита прав потребителей и консьюмеризм в России
Заключение
Один потребитель - «песчинка» в огромном море товаров, выбрасываемых па рынок. Может показаться, что его поведение не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Даже на рынке собственно потребительских товаров «голос» отдельного потребителя почти не слышен. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель поучает желанную прибыль. Если нет — фирма может и разориться (или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли). Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Получается,
что вся технологическая
Свое
суверенное право потребитель может
осуществлять только в условиях свободы
потребительского выбора. Иначе говоря,
никто не должен решать за самого потребителя,
какие товары (или наборы товаров)
из предлагаемых на рынке ему приобретать,
а какие - нет.
Консьюмеризм – это движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
Одной
из целей консьюмеризма является
регулирование деятельности производителей
и продавцов товаров, а также
других участников инфраструктуры бизнеса,
в частности рекламных
Консьюмеризм как общественное движение составляют три основные группы:
1) группы,
ориентированные на
2)
государство, действующее
3) бизнес, действующий посредством конкуренции и
саморегулирования в интересах потребителей.
Потребительское движение сегодня - это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы.
Соответствие
изделия качеству (сертификация) определяется
по требованиям к стандарту. Сегодня
национальные организации по стандартизации
входят в Международную организацию по
стандартизации (ИСО).
В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) был создан Национальный Фонд защиты потребителей. Главная задача Фонда - объединение финансового и интеллектуального потенциала предприятий, организаций, научных учреждений, структур всех форм собственности для участия в практической работе по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", смежных с ним законодательных актов.
Важнейший постулат консьюмеризма - в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть преступлены.
Российские потребители, в отличие от американцев, давно поставивших личное потребление во главу угла, долго плутали между феодализмом, капитализмом и коммунизмом. И, растеряв по пути все идеалы, пришли все к той же потребительской формуле жизни. Только вот практики у нас маловато. Не хватает опыта существования в товарном изобилии, к которому так привыкли другие народы. Нет умения, а часто и желания постоять за свои права. Но все это дело наживное. Необходимо стремиться к тому, чтобы подавляющая часть населения страны смогла получить широкие возможности в приобретении достойных товаров и услуг. Западный путь консьюмеризма показывает, что это более чем реально.
В России консьюмеризм как общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей, появилось значительно позднее, чем в США и Западной Европе. В течение десятилетий в СССР доминировала государственная собственность, а потому - система тотального государственного управления и контроля за производством и потреблением. По мере развития рыночных механизмов экономики, роста участия страны в международных экономических, информационных процессах консыомеризм начал формироваться и в России. Относительно невысокий уровень развития в России производства потребительских товаров и их потребления в сравнении с Западом, «юный» возраст рыночной экономики обусловили отставание российского консьюмеризма по масштабам и уровню развития от стран Запада.
Внешние признаки «незрелости» консьюмеризма в России наблюдает потребитель, который пока еще реже чувствует себя «королем» на отечественном рынке, чем западный потребитель — на своем. Вежливость, профессионализм пока еще более свойственны продавцам и менеджерам Запада, чем России. К формальным признакам отставания российского консьюмеризма от западного относятся сроки формирования правовой базы консьюмеризма и оформления организаций, защищающих интересы потребителей.
С существенным
отрывом от стран Запада по срокам
и масштабам Россия, тем не менее,
идет по пути формирования цивилизованной
правовой и культурной среды консьюмеризма.
Заключение
Рядовым потребителям нужно объединяться и защищать свои права. У производителей гигантские ресурсы, они объединяются в союзы, ассоциации, чтобы защищать свои интересы, а у потребителей есть только право не покупать то, что им не нравится, право разумного выбора. Потребитель имеет право на полную и объективную информацию о товарах, услугах и рекламных обещаниях.
Во многих случаях потребитель считает, что лучше выбросить товар, чем защищать свои права, он может объяснить невысокой стоимостью. Именно эти и пользуются производители-однодневки. Это неправильная позиция. Ее нужно искоренить из своего сознания.
Если не устраивает товар, фирма, магазин – не нужно покупать, пользоваться услугами, искать достойного продавца, производителя, товар – у всех нас есть выбор.
В последние
годы стало проще отстаивать свои
потребительские права. И потребитель
не должен этого бояться. Реформы, происходящие
в экономике в целом, также направлены
на то, чтобы на рынке главным действующим
лицом был не производитель или продавец,
а потребитель.
Список литературы
Информация о работе Права потребителей: суверенитет потребителя, консьюмеризм