Права потребителей: суверенитет потребителя, консьюмеризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования, – каким образом в нашем обществе защищаются права потребителей.

Задачи исследования:

дать определения понятиям: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец;
перечислить и разъяснить права потребителей;
указать документы, которыми нужно руководствоваться при защите прав потребителей;
дать определение консьюмеризму;
описать основные аспекты защиты прав потребителей в России, недостатки российского консьюмеризма.

Содержание

Введение

Основные понятия
Основные права потребителей
Общие положения о защите прав потребителей
Закон о защите прав потребителей
Суверенитет потребителя
Консьюмеризм
Защита прав потребителей и консьюмеризм в России
Заключение

Работа содержит 1 файл

Marketing kursovaya.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

   Один  потребитель - «песчинка» в огромном море товаров, выбрасываемых па рынок. Может показаться, что его поведение не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Даже на рынке собственно потребительских товаров «голос» отдельного потребителя почти не слышен. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель поучает желанную прибыль. Если нет — фирма может и разориться (или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли). Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

   Получается, что вся технологическая цепочка  выстраивается таким образом, чтобы  производить в итоге товары, удовлетворяющие запросы потребителей, а значит, имеющие шанс быть ему проданными. Конечно, в реальности были, есть и будут разнообразные отступления от этого правила. Бывают случаи, когда потребителю с помощью рекламы навязывают вовсе не нужный ему товар или товар с мнимыми достоинствами, т. е. такими, которые на самом деле отсутствуют. Но эти исключения только подтверждают общее правило — большинство фирм стремится наилучшим образом удовлетворять разнообразные потребности людей. Таким образом, без всякого преувеличения потребителя можно назвать «королем рынка», наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, «голосуя» своим долларом (рублем, франком, маркой) «за» или «против» произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.

   Свое  суверенное право потребитель может  осуществлять только в условиях свободы  потребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие - нет. 

  1. Консьюмеризм
 

   Консьюмеризм  – это движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

   Одной из целей консьюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также  других участников инфраструктуры бизнеса, в частности рекламных агентств. Поэтому консьюмеризм связан с ограничением влияния маркетеров на поведение потребителей.

   Консьюмеризм  как общественное движение составляют три основные группы:

   1) группы, ориентированные на потребителей, озадаченные преимущественно ростом  потребительского сознания и  предоставляющие потребителям информацию  для более обоснованного выбора. Это союзы и конфедерации потребителей, Гринпис;

   2)  государство, действующее посредством  законодательства и регулирования;

   3)   бизнес, действующий посредством конкуренции и

   саморегулирования в интересах потребителей.

   Потребительское движение сегодня - это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы.

   Соответствие  изделия качеству (сертификация) определяется по требованиям к стандарту. Сегодня  национальные организации по стандартизации входят в Международную организацию по стандартизации (ИСО). 

  1. Защита  прав потребителей и  консьюмеризм в России
 

   В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) был создан Национальный Фонд защиты потребителей. Главная задача Фонда - объединение финансового и интеллектуального потенциала предприятий, организаций, научных учреждений, структур всех форм собственности для участия в практической работе по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", смежных с ним законодательных актов.

   Важнейший постулат консьюмеризма - в процессе экономической деятельности права  потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть преступлены.

   Российские  потребители, в отличие от американцев, давно поставивших личное потребление во главу угла, долго плутали между феодализмом, капитализмом и коммунизмом. И, растеряв по пути все идеалы, пришли все к той же потребительской формуле жизни. Только вот практики у нас маловато. Не хватает опыта существования в товарном изобилии, к которому так привыкли другие народы. Нет умения, а часто и желания постоять за свои права. Но все это дело наживное. Необходимо стремиться к тому, чтобы подавляющая часть населения страны смогла получить широкие возможности в приобретении достойных товаров и услуг. Западный путь консьюмеризма показывает, что это более чем реально.

   В России консьюмеризм как общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей, появилось значительно позднее, чем в США и Западной Европе. В течение десятилетий в СССР доминировала государственная собственность, а потому - система тотального государственного управления и контроля за производством и потреблением. По мере развития рыночных механизмов экономики, роста участия страны в международных экономических, информационных процессах консыомеризм начал формироваться и в России. Относительно невысокий уровень развития в России производства потребительских товаров и их потребления в сравнении с Западом, «юный» возраст рыночной экономики обусловили отставание российского консьюмеризма по масштабам и уровню развития от стран Запада.

   Внешние признаки «незрелости» консьюмеризма  в России наблюдает потребитель, который пока еще реже чувствует себя «королем» на отечественном рынке, чем западный потребитель — на своем. Вежливость, профессионализм пока еще более свойственны продавцам и менеджерам Запада, чем России. К формальным признакам отставания российского консьюмеризма от западного относятся сроки формирования правовой базы консьюмеризма и оформления организаций, защищающих интересы потребителей.

   С существенным отрывом от стран Запада по срокам и масштабам Россия, тем не менее, идет по пути формирования цивилизованной правовой и культурной среды консьюмеризма. 

   Заключение 

   Рядовым потребителям нужно объединяться и  защищать свои права. У производителей гигантские ресурсы, они объединяются в союзы, ассоциации, чтобы защищать свои интересы, а у потребителей есть только право не покупать то, что им не нравится, право разумного выбора. Потребитель имеет право на полную и объективную информацию о товарах, услугах и рекламных обещаниях.

   Во  многих случаях потребитель считает, что лучше выбросить товар, чем  защищать свои права, он может объяснить невысокой стоимостью. Именно эти и пользуются производители-однодневки. Это неправильная позиция. Ее нужно искоренить из своего сознания.

   Если  не устраивает товар, фирма, магазин  – не нужно покупать, пользоваться услугами, искать достойного продавца, производителя, товар – у всех нас есть выбор.

   В последние  годы стало проще отстаивать свои потребительские права. И потребитель  не должен этого бояться. Реформы, происходящие в экономике в целом, также направлены на то, чтобы на рынке главным действующим лицом был не производитель или продавец, а потребитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы

    1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
    2. А. В. Селянин «Защита прав потребителей»
    3. А. В. Сутягин «Все о защите прав потребителей»
    4. В. Р. Дворецкий - Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей"
    5. сайт www.zonazakona.ru
    6. сайт www.allprobiz.net
    7. сайт www.zakon-o-potrebitele.ru
    8. сайт www. market-pages.ru

Информация о работе Права потребителей: суверенитет потребителя, консьюмеризм