Права потребителей: суверенитет потребителя, консьюмеризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования, – каким образом в нашем обществе защищаются права потребителей.

Задачи исследования:

дать определения понятиям: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец;
перечислить и разъяснить права потребителей;
указать документы, которыми нужно руководствоваться при защите прав потребителей;
дать определение консьюмеризму;
описать основные аспекты защиты прав потребителей в России, недостатки российского консьюмеризма.

Содержание

Введение

Основные понятия
Основные права потребителей
Общие положения о защите прав потребителей
Закон о защите прав потребителей
Суверенитет потребителя
Консьюмеризм
Защита прав потребителей и консьюмеризм в России
Заключение

Работа содержит 1 файл

Marketing kursovaya.doc

— 115.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине

«Маркетинг»

на тему: Права потребителей: суверенитет потребителя, консьюмеризм. 

                                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

   Введение

  1. Основные понятия
  2. Основные права потребителей
  3. Общие положения о защите прав потребителей
  4. Закон о защите прав потребителей
  5. Суверенитет потребителя
  6. Консьюмеризм
  7. Защита прав потребителей и консьюмеризм в России

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Введение 

   Любой человек выступает в роли потребителя – все мы покупаем товары, обращаемся в службы быта, используем для передвижения транспорт, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.д. и т.п. Часто при этом наши права нарушаются. Для того чтобы защитить свои права, нужно их знать.

   В последние десятилетия происходят глобальные изменения в экономике нашей страны. Изменения также коснулись и отношений между потребителем и продавцом/изготовителем. Этим обуславливается актуальность выбранной темы для курсовой работы.

   Объект  исследования – права потребителей в России.

   Предмет исследования, – каким образом  в нашем обществе защищаются права  потребителей.

   Задачи  исследования:

  1. дать определения понятиям: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец;
  2. перечислить и разъяснить права потребителей;
  3. указать документы, которыми нужно руководствоваться при защите прав потребителей;
  4. дать определение консьюмеризму;
  5. описать основные аспекты защиты прав потребителей в России, недостатки российского консьюмеризма.
 
  1. Основные  понятия
 

   Потребитель - человек, имеющий желание заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ О защите прав потребителей).

   Потребителем  может быть только гражданин, т.е. физическое лицо, если юридическое лицо (например, организация) приобрело товар для  своих нужд, то данная ситуация не попадает под правила о защите прав потребителя  и в случае возникновения проблемы решать ее нужно с помощью общегражданского законодательства. 

   Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям (преамбула к Закону РФ О защите прав потребителей). 

   Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие  услуги потребителям по возмездному  договору (преамбула к Закону РФ О защите прав потребителей).

   Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (преамбула  к Закону РФ О защите прав потребителей). 

  1. Основные права потребителей
 

    Прежде всего, рассмотрим, какими правами обладает потребитель.

    Потребитель имеет право на:

    - качество,

    - безопасность,

    - информацию,

    - возмещение ущерба. 

   Качество  товара (работы, услуги) должно (ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей"):

    - соответствовать договору (если в договоре есть условия о качестве),

    - быть пригодным для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (если в договоре нет условия о качестве),

    - быть пригодным для использования в Ваших конкретных целях (если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен в известность об этих целях).

    - соответствовать требованиям стандарта (если они предусмотрены стандартом).

   Если  законами предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), который (п.5 ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей") соответствует этим требованиям.

      Товар (работа, услуга) ненадлежащего качества - это товар (работа, услуга) с недостатками. В свою очередь недостатки могут быть обычными недостатками и существенными недостатками.

      Право на безопасность - право на то, чтобы  товар (работа, услуга) при обычных  условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации, был безопасен для: жизни, здоровья, окружающей среды,

а также не причинял вред имуществу потребителя.

     Требования, которые должны обеспечивать безопасность, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Если  для обеспечения безопасности товара (работы, услуги) необходимо выполнять специальные правила при его использовании, хранении, транспортировке, утилизации, то изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом. Т.е. потребитель должен быть информирован об этом.

     Потребитель вправе требовать предоставления (п.1 ст.8 Закона РФ "О защите прав потребителей") информации:

     - об изготовителе (исполнителе, продавце),

     - о товарах (работах, услугах),

     - о режиме работы.

     Информация эта должна быть полной и достоверной.

     Недостоверная или недостаточно полная информация признается ненадлежащей, что, естественно, может повлечь ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем.

     Закон определяет минимальный объем необходимой  информации, для отдельных товаров (работ, услуг), но в соответствующих правилах продажи товаров (оказания услуг) могут быть указаны дополнительные требования к предоставляемой информации.

     Информация  должна предоставляться (п.2 ст.8 Закона РФ "О защите прав потребителей") на русском языке, в наглядной и доступной форме.

     Также информация должна предоставляться своевременно - до заключения договора купли-продажи при покупке товара и до заключения договора о выполнении работ (услуг) (ст.495 и ст. 732 ГК РФ).

     Предоставление  информации на иностранном языке  без перевода расценивается как непредставление надлежащей информации, что может повлечь ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем.

     Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести  до сведения потребителя (п.1 ст.9 Закона РФ "О защите прав потребителей"):

     - фирменное наименование (наименование) своей организации,

     - место ее нахождения (адрес),

     - режим ее работы,

     - если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация (п.2 ст.9 Закона РФ "О защите прав потребителей") о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство. 

  1. Общие положения о защите прав потребителей
 

   Защита  прав потребителей – это установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли; законодательное регулирование отношений, возникающих между потребителями и производителями, предусматривающее права потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, не влияющих на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товара (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, а также государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей.

   Защита прав потребителей служит одним из определяющих признаков цивилизованной экономики, культуры бизнеса.

   Государством  гарантирована защита прав потребителей, а законом РФ "О защите прав потребителей" установлены определенные полномочия государственных органов власти и местного самоуправления на территориях соответствующих муниципальных образований по осуществлению защиты прав потребителей.

   Защищают  интересы потребителей антимонопольное управление, органы местных самоуправлений, а также территориальные органы федеральной исполнительной власти, контролирующие качество и безопасность товаров, работ и услуг (центр стандартизации, метрологии и сертификации, центр санэпиднадзора, госторгинспекция, различные отраслевые государственные инспекции, судебные органы).

   При этом каждый орган имеет свои полномочия в деле обеспечения прав потребителей. Например, вопросами санитарно-эпидемиологического  благополучия населения занимается центр санэпиднадзора, специалисты  которого обладают широким арсеналом  мер по пресечению нарушений санитарных норм, имеют право запрещать выпуск продукции, сырья и пищевых продуктов, угрожающих безопасности жизни и здоровья потребителей.

   Потребительское законодательство в России остается одним из наиболее нарушаемых. Чаще всего нарушения происходят в торговле и сфере коммунальных услуг. Ежегодно резко увеличивается число жалоб на туристические фирмы по поводу уровня сервиса по сравнению с заявленным в договоре.

   Большинство потребителей знает о существовании закона, созданного специально для защиты прав и интересов потребителей. Но мало потребителей знают, как реально он работает, как его использовать в жизненных ситуациях при защите своих потребительских прав. А на деле, если грамотно защищать свои права как потребителя, то результатом могут стать не только возвращенные за некачественный товар денежные средства, но и компенсация морального вреда.

   Однако, к сожалению, российские покупатели чаще склонны выбрасывать только что купленные, но уже не пригодные  в пищу продукты, чем предпринять  пусть даже минимальные попытки для восстановления своих прав. Нужно менять такую позицию. В настоящее время все большее число продавцов признают законные права потребителей, если им об этих правах напомнить. 

   Прежде, чем обращаться в суд, необходимо пытаться защитить свои права в досудебном порядке. За время действия закона о защите прав потребителя обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде.

   Часто продавцы, изготовителя и исполнители, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца, - это и служит наиболее частой причиной отказа выполнения законных требований потребителя в добровольном порядке. Поэтому часто бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.

   Если  же потребителю отказывают в выполнении законных требований, - нужно обращаться в суд. Хотя судебный процесс длится достаточно долго и требует некоторых усилий и затрат времени, не стоит отказываться от подачи иска в суд, поскольку можно добиться выполнения требований и получить полное возмещение ущерба, в том числе судебных издержек и морального вреда.

Информация о работе Права потребителей: суверенитет потребителя, консьюмеризм