Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:44, контрольная работа
В реальной жизни, в процессе социального взаимодействия люди и организованные ими сообщества не равны друг другу. Социальное неравенство является неотъемлемым свойством общества на всех этапах его существования, поэтому проблема социальной стратификации – одна из центральных в социологической науке.
В основе неравенства людей лежат как естественные различия (по полу, возрасту, темпераменту, способностям, этнической принадлежности и т. д.), так и различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, образованием, укладом жизни, социальными ролями и т. п. Естественные и социальные различия являются основой для выделения социальной структуры общества.
Введение
1. Понятие «социальная стратификация общества» и концепция социального класса.
2. Детерминанты социального класса и социального статуса потребителя
3. Тест.
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
Филиал
в г. Липецке
Курсовая работа
по дисциплине «Поведение потребителей»
Вариант
№7
Выполнила студентка 4 курса
Факультет: Менеджмента и
Маркетинга
Специальность: Маркетинг
Личное дело: № 08МАБ02204
г. Липецк, 2012
Содержание
Введение
Заключение
В реальной жизни, в процессе социального взаимодействия люди и организованные ими сообщества не равны друг другу. Социальное неравенство является неотъемлемым свойством общества на всех этапах его существования, поэтому проблема социальной стратификации – одна из центральных в социологической науке.
В основе неравенства людей лежат как естественные различия (по полу, возрасту, темпераменту, способностям, этнической принадлежности и т. д.), так и различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, образованием, укладом жизни, социальными ролями и т. п. Естественные и социальные различия являются основой для выделения социальной структуры общества.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
В случае первобытного
Термин «стратификация»
Неравенство или стратификация
возникало постепенно, сопутствуя
зарождение человеческого
Рабство - это первая историческая
система стратификации. Оно
Смягчение стратификации
В современной социологии наиболее часто для выделения социальных страт используют такие критерии, как:
Экономическое положение людей (уровень дохода, отношение к собственности);
Отношения людей в (к) системе власти;
Социальный статус и престиж;
Образование (квалификация).
Следует различать понятия «социальная стратификация» и «социальная дифференциация». Социальная дифференциация, в отличие от стратификации, подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с социальным неравенством. Таковы, например, группы людей по интересам (филателисты, нумизматы, филофонисты и др.). Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т. е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер «выше – ниже», «лучше – хуже», «престижно – не престижно».
Выделяются «горизонтальный» и «вертикальный» аспекты анализа социальной структуры. Горизонтальный аспект акцентирует внимание на элементах структуры, т. е. выделяются социальный состав, совокупность статусов и социальных ролей, определяются положение социальных групп в обширном социальном пространстве и их количество. В вертикальном аспекте рассматриваются иерархичность социальных групп, слоев, их соотнесенность и соподчиненность. Горизонтальный аспект рассмотрения в большей мере фиксирует статику общественного устройства, вертикальный – его динамику.
Социальная
мобильность – это любой
Важнейшими характеристиками социальной мобильности являются ее скорость и интенсивность. Скорость мобильности – это вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Скорость и интенсивность социальной мобильности обычно находятся в прямо пропорциональной зависимости между собой и обусловливаются состоянием общества.
Групповой или коллективной мобильностью называется изменение социального положения социальной группы или общности. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, связанные с появлением новых и изменением положения или исчезновением старых социальных групп.
Переход индивида из одной социальной страты в другую сопровождается изменением их положения в структуре социального пространства, сменой статусных позиций. В социологии данный процесс описывается в теории маргинальности (от лат. Margo – край и Marginalis – находящийся на краю). К индивиду, проходящему период адаптации (социализации) применяется термин «маргинальная личность». Категория «маргинальная личность» введена американским социологом Робертом Парком во второй половине 20-х годов XX в. для обозначения социально-психологических последствий неадаптаций мигрантов (иммигрантов) к требованиям городского образа жизни.
Маргинальная личность – это социокультурный гибрид, человек, находящийся на грани двух (и более) обществ (групп) и двух (и более) культур. Маргинальные личности и, соответственно, социальные группы находятся на границе двух или более социальных миров, но не входят полностью ни в один из них. К ним принадлежат иммигранты; дети от смешанных национальных браков; лица, обращенные в новую религию (неофиты). Маргинальность нередко приводит к растерянности и беспокойству в силу неопределенного социального положения (статуса).
()
Социальная стратификация используется для сегментирования, для позиционирования товара, услуги, идеи. Позиционирование осуществляется нередко на основе ассоциации товара, услуги, идеи с социальным классом, к которому принадлежит или стремится принадлежать потребитель.
Образование, занятие, владения, или собственность, источник дохода влияют на социальное положение. Социальное положение меняется от низшего класса до высшего. Низший класс — класс с низким уровнем или отсутствием социально-экономических характеристик.
Сам
термин «класс» ассоциируется с
неравенством. Действительно, сегодня
общества во всех, практически, странах
стратифицированы, т.е. имеют формальные
системы неравенства. Такими формальными
системами социального
Системы социального класса ранжируют семьи по классам, члены которых имеют общие характеристики, затрагивающие отношения с аутсайдерами: общий дом, доход, жизненные ценности. Эти характеристики определяют общность образцов покупочного поведения. Класс составляют достаточно большие группы семей, примерно равные по рангу друг другу и четко отличающиеся от других семей.
Кастовая система более жестка. Взаимодействие между кастами контролируемо обществом, мобильность между группами ограничена. Каста основана на наследованном статусе и часто на религии, как в Индии. Член общества получает свой статус при рождении, а его социальное положение определяется происхождением.
Система сословий основывалась на власти и альянсах, например, власти лордов и их воинов для защиты от насилия в период феодализма. Сила часто была основой власти, статуса и доли в продукции земли. Современным отражением сословной системы является власть и уважение, данные людям, занятым в СМИ, в престижных видах спорта, в правительственных структурах, в известных организациях
В
странах, находящихся как минимум
на индустриальной ступени цивилизации
(а также и постиндустриальной), наибольший
интерес в аспекте управления потребительским
поведением представляет стратификация
на основе системы социальных классов.
Идентификация переменных, определяющих социальный класс, ведется в исследованиях по социальной стратификации начиная с 1920-х гг.
Для анализа потребительского поведения наиболее интересны шесть переменных социального класса, определенные американским социологом Joseph Kahl (1957): занятие, персональное исполнение (в сравнении с коллегами), взаимодействия, владения, ценностные ориентации, классовое сознание.