Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:40, контрольная работа
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
1. Потребительский выбор и его особенности…………………3
2 .Задача………………………………………………………….11
3.Тест…………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………..19
Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например, в течение года средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3 раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара). Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена все, наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие.
В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.
Задача 2
Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. денежных единиц; сумма цен товаров, проданных в кредит - 200тыс. единиц; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 1 тыс. единиц, а взаимопоглащающиеся платежи – 15 тыс. единиц. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращение будет выпущено 15 тыс. денежных единиц?
Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Закон денежного обращения характерен для всех общественно-экономических формаций, в которых существует товарно-денежные отношения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:
где Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения; Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;
В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода; П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили; ВП - сумма взаимопогашенных платежей ; С.о. - скорость оборота денежной единицы. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период. Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов: количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая); уровня цен товаров и тарифов (связь прямая); скорости обращения денег (связь обратная).
Количество денег, необходимых для обращения составляет 3, 84 тыс. единиц. Если в обращение будет выпущено 15 тыс. денежных единиц, то принимая во внимание, что количество денег необходимых для обращения 3,84 тыс. единиц, избыток составит 11,16тыс. денежных единиц. Таким образом, излишек денежных средств в обращении создает дефицит предложения, производители не могут адекватно реагировать на рост спроса, а это станет причиной инфляции.
3 Тест
А) Разграничьте субъекта и объекта рыночных отношений:
1) Предприниматель;
2) Акционер Петров;
3) апельсины;
4) Слесарь Иванов;
5) Металлорежущий станок;
6) Домохозяйка Сидорова;
7) Банк «Санкт-Петербург»;
8) Деньги;
9) Трудовые навыки;
Рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономики, т.е. как механизм осуществления взаимодействия производства и потребления. При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители. Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру, способу и целям потребителя. Объекты рыночных отношений – это средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.
Субъекты рыночных отношений | Объекты рыночных отношений |
Предприниматель, Домохозяйка Сидорова, Акционер Петров, Банк «Санкт-Петербург». | Трудовые навыки, Деньги, Металлорежущий станок, Апельсины, Слесарь Иванов. |
Б) Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:
1) обратную связь между количеством и ценой предлагаемого товара; 2) прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара;
Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
В) Источником экономической прибыли, может быть:
1) прогрессивная технология;
2) вознаграждение за предпринимательский талант;
3) верны варианты 1 и 2;
4) все перечисленные ответы неправильны.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС (налог на добавленную стоимость) и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.
Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции, уплаченные экспортные пошлины.
В экономической теории выделяют следующие виды прибыли:
• нормальная (внутренние издержки, вознаграждение предпринимателя за использование в производстве собственных ресурсов);
• экономическая (сверх нормальной);
• средняя (равная прибыль на равновеликий капитал).
Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между нетто-выручкой и издержками, включаемыми в себестоимость.
Экономическая прибыль представляет собой разницу между нетто-выручкой и всеми издержками. Таким образом, бухгалтер принимает во внимание лишь внешние издержки (реально уплаченные средства), а предприниматель добавляет к ним и внутренние (отказ от наилучших альтернативных возможностей использования имеющихся ресурсов). Предприниматели, в какой бы отрасли экономики они ни функционировали, получают на вложенный капитал предпринимательский доход, или прибыль. Прибыль выступает в качестве мотивирующей, движущей силы предпринимательства. И чем больше ее величина, тем охотнее предприниматель функционирует в данной отрасли. Источником любого дохода в конечном итоге является стоимость прибавочного продукта.
Можно выделить несколько причин появления этого дополнительного дохода. Во-первых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что риски в экономической деятельности носят разный характер. Они делятся на страхуемые (стихийное бедствие, пожар и т. п. - они могут быть застрахованы и входить в издержки) и нестрахуемые (порождаемые непредсказуемыми изменениями спроса и предложения, которые оказывают существенное влияние на положение фирмы). Взятие на себя этих нестрахуемых рисков является одним из источников экономической прибыли. Во-вторых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за инновации. Одной из важнейших причин динамичного характера рыночной экономики является деятельность самих предпринимателей, направленная на внедрение новых технологий, освоение достижений науки и техники, совершенствование форм и методов организации производства и т. д. Стимулом к такого рода инновационной деятельности является стремление снизить издержки производства и таким образом добиться преимущества в конкурентной борьбе и получить большую прибыль. Наконец, в-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Монополист имеет возможность, изменяя объемы предложения, влиять на величину рыночной цены и устанавливать ее на уровне, превышающем предельные издержки, что позволяет ему получать сверхприбыль. Обладание монопольной властью в известной степени снижает для предпринимателя степень неопределенности экономической ситуации, а значит, и способствует уменьшению риска потерь и убытков. В целом, следует подчеркнуть, что движущей силой экономического развития в большинстве случаев выступает именно новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригинальностью мышления, инициативой, смелостью, умением брать на себя риск и т. п. Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков, создания новых видов продукции, изменения рыночных структур и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.