Потребительский выбор и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Содержание

1. Потребительский выбор и его особенности…………………3
2 .Задача………………………………………………………….11
3.Тест…………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Благо в теории потребления.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


4

 

Содержание

1.  Потребительский выбор и его особенности…………………3

2 .Задача………………………………………………………….11

3.Тест…………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.                                                                                                  В современной теории потребительского выбора предполагается, что:              1)      денежный доход потребителя ограничен;                                                                                    2)      цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;                                                                                                                                            3)      все покупатели прекрасно представляют полезность всех продуктов;                                                                                                                                                                                      4)      потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

              Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

              Первой такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой или аксиомой теории потребительского выбора является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере, необходимо, чтобы само поведение было налицо, т.е. чтобы реальный потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и затем реализовывал их. Ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. По сути дела, речь идет о сопоставимости различных наборов благ для данного потребителя.

              Второй необходимой предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя – для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их наборам. В ином случае потребитель будет просто обречен, вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком-нибудь определенном наборе благ.

              Третьей необходимой аксиомой потребительского выбора является рефлективность предпочтений потребителя – каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ, и отношение потребителя к ним тем самым не должно меняться в данном процессе выбора.                                                                                                                              Помимо указанных аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения менее обязательного свойства. Тем самым мы несколько сужаем круг охватываемых явлений, но взамен добиваемся гораздо большей работоспособности данной теории, при этом наши потери оказываются совсем невелики. Наиболее существенным здесь является предположение о ненасыщаемости потребностей – при решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага.              Соответственно и набор благ, в котором количества каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств в другом наборе, а количество благ, по крайней мере, одного вида больше, чем в другом, всегда будет рассматриваться нами как более предпочтительный. Еще одним существенным предположением будет непрерывность предпочтений.

              Все эти предпосылки необходимы  для того, чтобы получить возможность определить функцию полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого данного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия.

              Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е.

повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (корзинах). Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.                                                                                                  Полезность блага – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

              В результате исследований в 19 веке была выявлена закономерность:

потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и дифференцируема в каждой точке).               Это означает, что любому бесконечно малому увеличению блага соответствует прирост общей полезности. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно увеличивается, предельная полезность каждого дополнительного блага неуклонно падает. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, где предельная полезность становится равной нулю.  Это и означает, что благо

полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность уменьшается.

Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая последующая единица этого блага. Т.о.  цена блага определяется не общей, а предельной полезностью его для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель  может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.

Полезность служит критерием отбора, и показывает, насколько необходим тот или иной объект выбора данному экономическому субъекту в данных условиях, определяет, к чему стремится покупатель в данной ситуации.                                                        Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.

              Основные виды классификации экономических благ (товаров):

1. В зависимости от доставляемой потребителям полезности все товары подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и

предметы роскоши. Под предметами первой жизненной необходимости понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей «биологического» характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами. Товары и услуги массового потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например, телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. В развитых странах к ним относятся автомобили, персональные компьютеры и т.п. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом нерпой необходимости для другого.

2. По степени присущей им долговечности товары можно разделить на следующие три группы пользования:

- длительного (холодильники, радио-, телеаппаратура);

- кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, - мыло, соль).                            

              Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это, возможно, получим карту безразличия.                                                                                                                На рисунке 1 товарный набор А включает ХА единиц товара X и YА единиц товара Y, товарный набор В включает ХB единиц товара X и YB единиц товара Y. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Рисунок 1 - Кривые безразличия

 

              Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

 

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Рассмотрим на рисунке 1кривые безразличия I и II. Набор. С содержит такое же количество товара Y, что и набор А. Но набор С включает в себя большее количество товара X. Из аксиомы о ненасыщении следует, что. С > А. Все наборы, лежащие на кривой безразличия I, с точки зрения нашего потребителя равноценны. То же относится и ко всем наборам, лежащим на кривой II. Из аксиомы о транзитивности следует, что любой набор, лежащий на кривой II, для нашего потребителя предпочтительнее любого набора, лежащего на кривой I.

Бюджетные ограничения.

              Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.

              Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой

производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя.

Блага могут быть также взаимозаменяемыми (субституты, товары-заменители) и взаимодополняемыми (так называемые комплементарные блага, товары сопряженного спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п.              Комплементарные блага – это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п.

Отношения взаимозаменяемости или взаимодополняемости обусловливают ряд интересных закономерностей.                                                                                    Все товары и услуги подпадают одновременно под различные классифицирующие категории. Так, например, чай можно отнести к предметам первой необходимости, он является прямым благом, товаром-субститутом (по отношению к кофе) и комплементарным благом (по отношению к лимону).

              Соотношение эффекта дохода и эффекта замещения для различных категория товаров: лучших, худших и Гиффена.

              Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замещения и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замещения, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замещения.  

Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Существуют товары,  которые покупаются в не зависимости от   изменения цен. Эти товары привлекают потребителя в силу их редкости.  Это раритеты.  В них вкладывают деньги.  Поэтому, несмотря на рост цен в силу инфляционных ожиданий высоко-обеспеченные люди не сокращают, а наоборот увеличивают спрос на данные товары,  рассматривая их приобретение как способ уберечь деньги от инфляции.

Для нормальных товаров, о которых говорилось выше, действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних.

Информация о работе Потребительский выбор и его особенности