Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа
Теория маркетинга призвана обеспечить более эффективные обмены на рынке в целях удовлетворения конкретных нужд и потребностей. Такие обмены между продавцами и покупателями, очевидно, могут состояться лишь тогда, когда покупатель информирован о каждом конкретном товаре, его устраивают качественные параметры, цена и место продажи. Указанные четыре фактора - товар, цена, место продажи и коммуникации - являются основными побудительными мотивами к совершению покупок. Наряду с ними большое влияние на принятие покупателем решения о приобретении данного товара оказывают и другие факторы, прежде всего личностные, культурные, экономические, социальные, политические и научно-технические.
Введение
1. Потребители как объект маркетинговых исследований
2. Оценка зарубежного опыта маркетинговых исследований потребителей
3. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики в области исследования потребителей
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Потребитель как объект маркетингового исследования
Содержание
Введение
1. Потребители как объект маркетинговых исследований
2. Оценка зарубежного
опыта маркетинговых
3. Сравнительный анализ
отечественной и зарубежной
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Теория маркетинга призвана обеспечить более эффективные обмены на рынке в целях удовлетворения конкретных нужд и потребностей. Такие обмены между продавцами и покупателями, очевидно, могут состояться лишь тогда, когда покупатель информирован о каждом конкретном товаре, его устраивают качественные параметры, цена и место продажи. Указанные четыре фактора - товар, цена, место продажи и коммуникации - являются основными побудительными мотивами к совершению покупок. Наряду с ними большое влияние на принятие покупателем решения о приобретении данного товара оказывают и другие факторы, прежде всего личностные, культурные, экономические, социальные, политические и научно-технические. Степень влияния каждого из перечисленных факторов зависит от того, кто конкретно является покупателем определенного товара.
Проведение исследований
поведения потребителей - это сложный
многоступенчатый процесс, требующий
глубокого знания объекта изучения,
от точности и своевременности результатов
которого во многом зависит успешное
функционирование всего предприятия.
К сожалению, белорусские фирмы
еще не полностью используют все
преимущества последнего, в Республике
Беларусь также не существует большого
количества организаций, специализирующихся
на организации данных исследований.
Однако опыт иностранных фирм однозначно
свидетельствует о
В работе ставятся следующие задачи:
охарактеризовать потребителей как объект маркетинговых исследований;
дать оценку зарубежного
опыта маркетинговых
провести сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики в области исследования потребителей.
Практическая часть работы выполнена на материалах ОАО "Коммунарка".
1. Потребители
как объект маркетинговых
С точки зрения маркетинга потребителей можно разделить на две группы:
конечные потребители - это отдельные покупатели, приобретающие товары для личного (семейного, домашнего) использования;
предприятия-потребители - покупатели, приобретающие товары для использования в процессе дальнейшего производства, эксплуатации в рамках организаций, а также для перепродажи [1, с.23].
Необходимо отчетливо представлять, что поведение этих групп потребителей может существенно различаться, что обусловлено:
различными целями приобретения товаров;
способами принятия решений о покупке;
источниками информации, используемыми при принятии покупательских решений;
частотой совершения покупок;
мотивацией покупок;
неодинаковым уровнем знаний о товарах;
требованиями к
Ниже приводятся положения, лежащие в основе правильного понимания потребителей.
Потребитель независим: его
поведение ориентируется на определенную
цель, товары им принимаются или
отвергаются в зависимости от
степени соответствия его запросам.
Предприятия достигают успеха, если
предоставляют потребителю
Поведение потребителей может
быть изучено с помощью
Поведение потребителей поддается воздействию. Маркетинг может оказывать достаточно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей. Это достигается при условии, что предлагаемый товар действительно является средством удовлетворения потребностей. Однако речь не должна идти о каком-либо манипулировании поведением потребителей.
Поведение потребителей социально законно: их суверенитет в условиях рыночной экономики основывается на ряде прав. Соблюдение их является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией удовлетворения их потребностей. Обман, введение в заблуждение, низкий уровень качества товаров, отсутствие реакции на жалобы и претензии и другие аналогичные действия представляют не что иное, как попрание законных прав и интересов потребителей.
Методология исследований потребителей основана на моделировании их поведения, понимаемого как деятельность, направленная непосредственно на приобретение, потребление товаров и распоряжение ими, и включающая также процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними [14, с.9].
Моделирование поведения потребителей преследует двоякую цель: с одной стороны, понять и предсказать поведение потребителей; с другой - выявить причинно-следственные связи факторов, его определяющих
Роль маркетинга сводится
к изучению побудительных факторов
и мотивов, которые определяют принятие
потребителями решений в
Исследование потребителей - анализирует характер покупок потребителей определяемый по их личностным, культурным, социальным и психологическим факторам, изучение которых является важнейшей задачей маркетингового исследования.
Личностные факторы включают в свой состав возраст, стадию жизненного цикла, семьи, род занятий, экономическое положение (уровень дохода на семью и на одного члена семьи), стиль жизни, тип личности и самоопределение.
Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу.
Культура - совокупность основных ценностей, понятий, желаний и поведений, воспринятых членом общества от семьи и других общественных институтов.
Субкультура характеризует группу людей с общей системой ценностей, основанной на общих жизненном опыте и ситуациях.
Общественный класс
Социальные факторы включают в свой состав малые группы, семью, социальные роли и статус.
Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. Эти факторы оказывают сильное влияние на поведение потребителя.
Цель проведения маркетингового
исследования потребителей - определить
следующие важнейшие
2. Оценка зарубежного
опыта маркетинговых
Чтобы понять, где находится
в настоящее время российский
рынок маркетинговых
В 1971 г. Международная торговая
палата (МТП) после проведения совместных
консультаций со всеми организациями,
занимающимися маркетингом, опубликовала
свой Международный кодекс. В 1976 г. ESOMAR
и МТП решили, что пришло время
совместными усилиями пересмотреть
существующий документ, принять во
внимание все изменения и подготовить
единый международный кодекс вместо
двух различных. Существующий в настоящее
время Международный кодекс предназначен
для того, чтобы специалисты, предприятия
и организации
Что касается второй условной координаты, обеспечивающей измерение отечественного рынка маркетинговых исследований, - практического зарубежного опыта, то подробно с ним можно ознакомиться в специальных публикациях. В нашем материале выделим только его основные достижения и тенденции развития. В развитых странах мира имеется, по разным оценкам, около 9 тыс. коммерческих структур, специализирующихся на организации и проведении маркетинговых исследований. Эта индустрия выступает в качестве поставщика специфического товара - информации. При этом разовые затраты на проведение маркетинговых исследований в зависимости от их содержания и продолжительности могут превышать 700 тыс. долл. Например, в 2001 г. американские компании заплатили аналитическим фирмам в среднем более 500 тыс. долл. Общий годовой объем этого рынка оценивается примерно в 60 млрд. долл. Основными заказчиками маркетинговых исследований за рубежом считаются производители товаров краткосрочного пользования, представители средств массовой информации и рекламы, а также продуценты фармацевтических товаров и средств гигиены. На долю вышеперечисленных заказчиков приходится почти 70% всей выручки, получаемой компаниями, которые специализируются на организации и проведении маркетинговых исследований.
При подготовке материала
пришлось, к сожалению, опираться
в основном не на официальную информацию,
а на косвенные источники. Такой
подход был обусловлен рядом причин.
Во-первых, отсутствует система
Как показал проведенный Г. Азоевым и В. Яхиным мониторинг данной проблемы, приглашение специализированных организаций для проведения маркетинговых исследований - явление в настоящее время весьма редкое. Абсолютное большинство (87%) респондентов указанного опроса из так называемого среднего бизнеса проводили исследования собственными силами. Только 6% компаний заявили, что привлекали внешнюю организацию, а 7% - использовали смешанный вариант. В целом весьма пессимистически выглядит и намерение заказывать сторонним исполнителям маркетинговые исследования в будущем: 73% опрошенных компаний не имели такого желания, 17% намеревались это сделать и 10% затруднялись с ответом. Неудивительно, что невысокой остается заинтересованность и в предложении получать бесплатные выдержки из уже проведенных маркетинговых исследований. Около 60% отказались от предоставленной возможности [12, с.114].
Необходимо отметить, что
весьма негативное отношение к аналитическим
услугам внешних
Если рассматривать
Точно определить количество структур, работающих на российском рынке маркетинговых исследований, наверное, невозможно. Так, на сайте ESOMAR от Российской Федерации представлено 28 исследовательских организаций. Поисковая машина info@mail выдает список уже из 157 субъектов, декларирующих о своей причастности к маркетинговым исследованиям, консультациям и услугам. Мониторинг в Интернете позволил отнести к исследовательским организациям широкого профиля 87% от общего числа, к специализирующимся на проведении фокус-групп - 2%, на программном обеспечении - 1%, к предлагающим готовые проекты и обзоры различных сегментов рынка - 11%.
Информация о работе Потребитель как объект маркетингового исследования