Отчёт по преддипломной практике на ЧУП "Виткрас"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 09:21, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.

Основные задачи практики:
определить полноту использования основных принципов маркетинга в управлении общей деятельностью предприятия на рынке;
изучить организацию маркетинга на предприятии;
изучить функционирующий механизм управления маркетингом на предприятии;
изучить информационное обеспечение и организационные коммуникации в системе маркетингового менеджмента;
оценить достигнутые конечные результаты реализации маркетинговой политики предприятия.
проанализировать торговый ассортимент.

Работа содержит 1 файл

отчёт по Виткрас.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время не одно предприятие  в системе рыночных отношений  не может  нормально функционировать  без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом  все возрастает. Это  происходит потому, что потребности  людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует  маркетинг.

     В современной Республике Беларусь маркетинг  только еще начинает развиваться, поэтому  опыт маркетинговой деятельности отечественных фирм весьма ограничен.  При этом часто руководствуются принципом «продать, что берут, и за любую цену». Это, безусловно, противоречит самой идее маркетинга.

     Современная концепция маркетинга состоит в  том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать ассортимент товаров на удовлетворение этих запросов. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему  еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.

     Практика студентов является важной частью учебного процесса при подготовке будущих специалистов и представляет  собой планомерную деятельность студентов по освоению избранной специальности.

     Целью практики является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.

     Во  время второй организационно-управленческой практики на ЧУП «Виткрас» было изучено предприятие в целом, его деятельность, технико-экономические показатели, организационная структура отдела маркетинга и его взаимосвязь с другими отделами. Для оценки использования концепции маркетинга на предприятии было проведено анкетирование среди сотрудников.

     Основные  задачи практики:

  • определить полноту использования основных принципов маркетинга в управлении общей деятельностью предприятия на рынке;
  • изучить организацию маркетинга на предприятии;
  • изучить функционирующий механизм управления маркетингом на предприятии;
  • изучить информационное обеспечение и организационные коммуникации в системе маркетингового менеджмента;
  • оценить достигнутые конечные результаты реализации маркетинговой политики предприятия.
  • проанализировать торговый ассортимент.
 

 

     1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 

     ЧУП «Виткрас» является оптово-розничным  продавцом бытовой химии, парфюмерии и косметики. С момента появления  и по сей день основной задачей ЧУП «Виткрас» является комплексное и качественное удовлетворение любых запросов покупателей. Слоганом ЧУП «Виткрас» является: Всё для тебя, от А до Я.

     На  основании свидетельства о государственной  регистрации коммерческой организации, выданным Витебским исполнительным комитетом 18 сентября 2006 года, было основано частное унитарное предприятие «Виткрас».

     Орган управления: Юридическое лицо без  ведомственной подчиненности.

     ЧУП «Виткрас» реализует населению товары следующих категорий: бытовая химия, косметика и парфюмерия. В магазинах представлены товары, как отечественного производства, так и зарубежного (Польша, Чехия, Германия, Россия и др.). Осуществляется розничная торговля через сеть специализированных магазинов «Азбука красоты», а также через торговые точки во всех торговых домах в городе Витебске.

     История розничной сети ЧУП «Виткрас» началась в 2007 году с открытия магазина «Азбука красоты» на ул.Правда, 58-А. Общая площадь его торговых залов - около 250 кв.м. В 2009 году был введен в строй магазин "Азбука красоты" на ул.Чкалова 28, а также торговая точка в ТДЦ «Беларусь». А в 2011 году был открыт магазин на ул.Воинов-интернационалистов, 35.

     В планах открытие магазина р-не Билево, а также открытие с 1-го апреля магазина в ТРК «Marko City». 
 

     Рассмотрим  технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ЧУП  «Виткрас» .

Таблица 1. Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ЧУП «Виткрас».*

  Наименование  Годы Темп  роста, %
показателей 2008 2009 2010 2010 г. к 2008 г. 2010 г. к 2009 г.
1 Выручка от реализации продукции, (млн. руб.) 4390 4704 6579 150 140
2 Налоги и  сборы, включаемые в выручку от реализации продукции (млн. руб.) 715,57 766,752 1072,377 150 140
3 Себестоимость реализованных продукции (млн. руб.) 3128,8 3414 4867,623 156 143
4 Затраты на реализацию продукции (млн. руб.) 432 447 528 122 118
5 Затраты на рубль  реализованной продукции 0,096 0,095 0,080 83 84
6 Прибыль отчетного  периода (млн. руб.) 93,63 75,248 126 135 167
7 Чистая прибыль (млн. руб.) 62,14 50 91 46 182
8 Рентабельность  реализованной продукции, % 2,13 1,06 1,38 65 130

*Источник – данные предприятия.

     Как видно из таблицы, ЧУП «Виткрас»  постоянно имеет чистую прибыль. Относительно небольшие размеры  связаны с необходимостью выплаты  по кредитам, взятым на постройку новых магазинов. «Провал» по прибыли в 2009 году также связан с кредитами, для уменьшения выплат по % в будущем было принято решение о возмещении как можно большей части взятого кредита.

     Низкий  показатель рентабельности вызван тем, что на рынке действует сильная конкуренция со строны крупных оптовиков, которые имеют собственную розничную сбытовую сеть. В таких условиях приходится держать торговую надбавку на очень низком уровне. А также, как уже говорилось, из-за кредитов, часть выплат по которым производилась из прибыли. Однако даже такое положение дел позволяет иметь чистую прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА НА ЧУП «Виткрас» 

        Основной целью  маркетинговой деятельности на предприятии  является обеспечение эффективного решения вопросов реализации продукции в условиях рыночной конкуренции.

        Экономическая стабильность организации, её выживаемость и её эффективность  деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. Совершенствование организации осуществляется по принципу адаптации к внешней среде, что достигается за счёт эффективного применения различных инструментов маркетинга.

     На  рассматриваемом предприятии отсутствует  отдел маркетинга, как таковой. Это связано с тем, что выделять такой отдел, а тем более дробить на подразделения, а также содержать дополнительный персонал на данном этапе развития фирмы является нецелесообразным. В данный момент издержки на содержание данной структуры будут превышать возможную отдачу.

     Маркетинговой деятельностью на ЧУП «Виткрас» занимается один специалист по рекламе и маркетингу. Данный работник непосредственно подчиняется начальнику предприятия.

     Организация маркетинговой деятельности на предприятии  предусматривает решение следующих задач:

  • планирование маркетинговой деятельности;
  • исследование конъюнктуры рынка и изучение спроса на продукцию предприятия;
  • разработка программ по повышению спроса и стимулирования сбыта;
  • организация рекламы и стимулирования сбыта продукции;
  • рекламно – информационная поддержка товаропроводящей сети;
  • оценка коммуникационной и экономической эффективности рекламы и маркетинга, их влияния на информированность потребителей и показатели продаж

    Специалист  по рекламе и сбыту в ходе своей работы руководствуется:

- законодательными  актами, регулирующими соответствующую  сферу деятельности;

- нормативно  – методическими документами,  другими материалами, касающимися  рекламы и маркетинга;

     - уставом предприятия;

     - приказами руководителя предприятия;

     - правилами трудового распорядка;

     - должностной инструкцией. 
 
 

2.2 Деятельность маркетинговой службы на ЧУП «Виткрас» 

     В соответствии с должностной инструкцией  специалист по маркетингу проводит следующие  мероприятия:

  1. Выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на товары, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды товаров.
  2. Проводит категоризацию и выявляет приоритетные группы потенциальных потребителей для разработки мероприятий, способствующих расширению рынка продаж товаров.
  3. Определяет требуемый ассортимент товаров, ценовую политику на товары.
  4. Поддерживает связь с рынком с помощью рекламы, службы информации для информирования потребителей и продвижения товаров; организует разработку стратегии рекламных мероприятий
  5. Разрабатывает меры по стимулированию (как активному — через систему скидок, поощрений и т.д., так и пассивному — через качество и дизайн товара, имиджевую политику) продаж.
  6. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
  7. Анализирует эффективность проведения маркетинговых мероприятий; наблюдает за маркетинговыми кампаниями конкурентов, анализирует их, вносит коррективы в собственные маркетинговые мероприятия
 

     Для оценки отдельных характеристик маркетинга на предприятии будем использовать следующую таблицу:

Таблица 2.1 – Оценка отдельных характеристик маркетинга на предприятии*

Характеристики маркетинга на предприятии Максимальное число баллов Фактическая оценка, баллы Отношение фактической  оценки к максимальной, %
Выполнение  маркетинговых функций 8 6 75
Общая оценка положения службы маркетинга 5 4 80
Взаимосвязь отдела маркетинга с другими службами предприятия 4 2 50
Профессиональный  уровень работников маркетинга 5 4 80
Финансирование  маркетинговых мероприятий 5 3 60
Зависимость финансирования службы маркетинга 4 4 100
Всего 31 23 74

     *Источник  – собственная разработка автора.

     Что касается раздела «Финансирование маркетинговых мероприятий», то в данном случае такая цифра связана с отсутствием необходимости в закупке специального программного обеспечения, а также с тем, что не прибегают к обращению в сторонние организации для получения консультационных услуг в области маркетинга.

     Низкое  значения параметра «Взаимосвязь отдела маркетинга с другими службами предприятия» связано с тем, что общее количество отделов, гораздо меньше, чем на предприятиях, занимающихся производством. Поэтому для анализа данный фактор можно считать несущественным. И если его не принимать в расчёт, то эффективность работы службы маркетинга можно оценить на 77%, что является вполне допустимым значением. 

2.3 Информационное обеспечение деятельности на предприятии

      Для получения информации, необходимой  для успешного проведения маркетинговых  мероприятий на ЧУП «Виткрас» используются как внутренние, так и внешние источники получения информации.

     К внутренним источникам получения информации относятся:

  1. Отчёт о продажах по каждому магазину и по всей сети в целом, как в денежном, так и в натуральном выражении.
  2. Сведения о товарных запасах на складе и в каждом из магазинов.

     К внешним источникам получения информации относятся:

  1. Информация об уровне цен конкурентов.
  2. Информация из печатной рекламной продукции конкурентов.
  3. Информация, полученная от поставщиков.
  4. Информация, полученная от своих покупателей, как розничных, так и оптовых.
  5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь
  6. Интернет и СМИ.

     Для сбора вторичной информации используются различные методы. Так для получения  информации об уровне цен конкурентов специалист по маркетингу «выходит в поле», т.е. посещает несколько выбранных магазинов и записывает цены на диктофон. Это связано с тем, что магазины, как правило, не составляют, а тем более не придают всеобщей огласке свои прайс-листы. Преимуществом получения информации таким способом является обширная база данных, а также достоверность и актуальность полученной информации. Если не предвидится никаких сезонных явлений, связанных с изменением цен, то данная информация будет достоверной достаточное количество времени для принятия правильных решений. Недостатком в данном случае является трудоёмкость процесса сбора получения информации, тратится довольно много времени.

Информация о работе Отчёт по преддипломной практике на ЧУП "Виткрас"