Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:57, отчет по практике
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
http://www.bestreferat.ru/
1. Характеристика РУП "МАЗ" и его продукции
Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".
Юридический адрес: Республика Беларусь
220831 г. Минск, ул. Социалистическая, 2.
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200.
Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Фактические данные о выпуске продукции РУП "МАЗ" за 2007-2010 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1. Выпуск продукции Минским автозаводомНаименование продукции Единица измерения Фактический выпуск по годам
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год прогноз.
1. Автомобили шт. 11449 11 343 11 904 12675
2. Прицепная техника, всего “-” 2504 2 433 2 954 3450
в т. ч. прицепы “-” 547 467 1 004 1543
полуприцепы “-” 1957 1966 1 950 1907
3. Автобусы “-” 110 250 380 490
Всего объем товарной продукции в действующих ценах млрд. руб. 10895,2 19861,1 86142,7 95620
Анализ таблицы показывает, что в 2009 году произведено 11904 штук автомобилей и 2954 штук прицепной техники, что составляет соответственно 104,9% и 121,4% к 2008 году, в 2010 году прогнозируется увеличение выпуска автомобилей до 12675 шт. Выпуск автобусов увеличился в 1,5 раза. В 2009 году объем производства продукции в сопоставимых ценах увеличен на 14,9%. Объем реализованной продукции к произведенной товарной продукции составил 118,8%, за 2008 год эта цифра была 99,1%.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, так как:
прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП,
за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,
прибыль необходима для выплаты дивидендов, а, следовательно, от нее зависят инвестиции.
Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение, так как из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
На основании отчета о прибылях и убытках (Приложение А) проведем анализ основных показателей деятельности РУП "МАЗ" за 2008-2010 гг. (таблице 2).
Таблица 2. Основные показатели деятельности РУП "МАЗ" за 2008-2010 гг. Показатели 2008г., млн. руб. 2009г., млн. руб. Отклонение от прошлого периода
2010г., прогноз.
млн. руб.
в стоимостном выражении в%
Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) (стр.010) 826082 1285282 +459200 155,6 1450230
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг (стр.020) 713819 1059089 +345270 148,4 1121968
Управленческие расходы (стр.030) 51676 63597 +11921 123,1 68714
Расходы на реализацию (стр.040) 9008 14039 +5031 155,9 16530
Прибыль (убыток) от реализации (стр.010-стр.020-стр.030-стр.
Доходы от операций с имуществом (стр.060) 66572 75541 +8969 113,5 78960
Расходы от операций с имуществом (стр.070) 65669 76818 +11149 117 80102
Доходы от финансовых операций (стр.080) 153872 306 -153566 0,2 985
Расходы от финансовых операций (стр.090) 146423 14 -146409 0,01 25
Прочие операционные доходы (стр.100) 480684 774493 +293809 161,1 86529
Прочие операционные расходы (стр.110) 486898 762379 +275481 156,6 83254
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (стр.060-стр.070+стр.080- -стр.090+стр.100-стр.110)
Внереализационные доходы (стр.130) 5550 7216 +1666 130 8453
Внереализационные расходы (стр.140) 11429 16630 +5201 145,5 9813
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (стр.130-стр.140) -5879 -9414 - - -1360
Прочие доходы, принимаемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (стр.152) - 865 - - -
Итого прибыль (убыток) за отчетный период (стр.050+стр.120+стр.150+ +стр.152) 47838 151137 +103299 316 238565
Налог и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли (стр.170) 17910 4523 -13387 25,3 10260
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр.160-стр.170) 29928 146614 +116686 489,9 228305
По сравнению с 2008 г. в 2009 г. произошло увеличение выручки от реализации товаров, работ, услуг на 459200 млн. руб. (или на 55,6%), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 345270 млн. руб. или на 48,4%), а так же расходов на реализацию (на 5031 млн. руб.) и управленческих расходов (на 11921 млн. руб.).
Прибыль от реализации увеличилась на 96978 млн. руб. (или на 188%). По сравнению с 2008 г. в 2009 г. произошло увеличение прибыли от операционных доходов и расходов на 8991 млн. руб. Общая сумма прибыли увеличилась на 103299 млн. руб., к аналогичному периоду прошлого года темп роста составил 316%. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли сократились на 13387 млн. руб. Нераспределенная прибыль увеличилась на 116686 млн. руб.
Подводя итог в целом, можно отметить, что результатами финансовой деятельности РУП "МАЗ" за 2008-2009 гг. является прибыль.
В 2010 г. прогнозируется дальнейшее увеличение прибыли от реализации, прибыли от операционных доходов и расходов. Общая сумма прибыли должна увеличиться по сравнению с 2009 г. на 87428 млн. руб. (238565 млн. руб. - 151137 млн. руб.).
Минский автомобильный завод имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную общими для всей республики проблемами, завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство жилья, снята с повестки дня проблема бытовых помещений на заводе. Решены вопросы общественного питания, изыскиваются средства для улучшения медицинского обслуживания, отдыха и оздоровления работников завода.
По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.
Основными потребителями автомобильной техники МАЗ являются Республика Беларусь (до 12%) и Россия (86%). В Россию автотехника поступает в основном через дилерскую сеть.
На фоне складывающихся рыночных отношений и изменяющейся в связи с этим системы и характера грузоперевозок, Минский автомобильный завод в 2008-2009 гг. осуществлял дальнейшее совершенствование серийно выпускаемых автомобилей, обеспечивая создание на их базе большой гаммы транспортных средств как общетранспортного, так специализированного назначения, удовлетворяющих запросы широкого круга потребителей.
Структура выпускаемой заводом автомобильной техники, в основном, соответствует структуре производства ведущих автомобилестроительных фирм Европы (МАН, Ивеко, Мерседес, Рено и др.). По основным технико-эксплуатационным показателям и параметрам, таким как, грузоподъемность, снаряженная масса, мощность двигателей, безопасность, размерным и весовым параметрам, уровню комфортности автомобили соответствуют зарубежным аналогами и отличаются от них лучшей приспособленностью к эксплуатации в условиях СНГ и более низкой ценой.
Таким образом, технической политикой предприятия остается освоение и производство новых видов автотехники с учетом рыночного спроса и выполнение пожеланий конкретного покупателя, а также увеличение производства автобусов.
Учитывая эти обстоятельства, основной стратегической целью завода является повышение конкурентоспособности продукции, завоевание рынков сбыта и, за счет этого, увеличение прибыли. Для реализации продукции необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.
Полностью использовать внутренний потенциал завода, с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, призваны системы качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники, разрабатываемые и внедряемые в настоящее время на предприятии и его филиалах "АМАЗ" и "Белавтоприцеп". Внедрение системы обеспечения качества, эффективность которой подтверждена сертификатом соответствия, выданным международно признанной организацией по сертификации, дает уверенность заказчикам в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию, и это гарантировано тщательно отлаженной организацией производства, высоким уровнем квалификации персонала и профессиональной этики.