Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Степень разработанности темы. Данная тема подробно изучена известными маркетологами, как российскими, так и зарубежными.
Целью курсовой работы является изучение маркетинга с различных сферах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Введение……………………………………………………………………………...
Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности……………………………………………………
Понятие и сущность маркетинга………………………………………...
Функции и цели маркетинга……………………………………………...
Основные виды маркетинговой деятельности………………………...
Маркетинг в различных сферах деятельности……………………………….
Маркетинг в отраслях промышленности………………………………
Маркетинг в социально-культурной сфере…………………………..
Маркетинг в сфере услуг………………………………………………..
Современные тенденции маркетинговой деятельности……………………..
Тенденции развития маркетинга………………………………………..
Маркетинг в современной России……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………
2.3 Маркетинг в сфере услуг
Активное развитие сферы услуг стало важной характеристикой минувшего века. Сегодня третичный сектор экономики вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, прежде всего стран "золотого миллиарда". В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7% в год).
Несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг. По определению, маркетинг -- это концепция производства, в основе которой лежит ориентация производителя товара на потребности пользователя.
Цель маркетинга -- обеспечить
стабильную прибыль и развитие бизнеса
-- может быть достигнута с помощью
системы прикладных знаний, формализующей
поступательный процесс взаимодействия
производителя товара и покупателя.
В этой системе имеют большое
значение такие процессы, как обмен
информацией между
Часть экономистов придерживаются мнения, что маркетинг услуг не должен чем-либо отличаться от маркетинга материально-вещественных товаров. Они утверждают, что между товарами и услугами не столь большая разница, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий
Разделение маркетинга вещей и маркетинга услуг нецелесообразно по следующим причинам:
1) различение проводится
по исключительно спорному
2) большая часть реализуемых
на практике сбытовых
Перед тем как обратиться
к проблеме маркетинга услуг, следует
рассмотреть классификацию
Теория и практика экономики
сферы услуг сегодня существуют
отдельно друг от друга. Прежде всего,
это заметит тот, кто попытается
выделить общее в тех видах
деятельности, которые в соответствии
с различными классификациями относятся
к услугам. Например, услугами считаются
управление финансовыми активами заказчика,
шитье индивидуальной модели платья,
подключение стиральной машины и
обучение. Объекты и результаты в
приведенных случаях
Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации услуг (таблица 2).
Таблица 2 Классификация услуг
Классификация Всемирной торговой ассоциации |
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) |
Классификация Организации экономического сотрудничества и развития |
Общероссийский классификатор услуг ОК-002 |
|
Бытовые |
||||
Деловые |
Посредничество |
|||
Связь |
Связь |
Связь |
||
Строительство и инжиниринг |
||||
Распределение |
Склады, торговля, рестораны, гостиницы |
Поставка, планирование поставок |
Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения |
|
Образование |
Образование |
|||
Финансовые |
Банки, недвижимость, страхование, создание капитала |
Банки, финансовое посредничество, страхование |
||
Здравоохранение и социальные |
Общественные, индивидуальные, социальные |
Медицинские |
||
Туризм и путешествия |
Туристские |
|||
Отдых, культура, спорт |
Культура, физкультура и спорт |
|||
Транспортные |
Транспорт |
Перевозки |
Транспортные |
|
Экология |
||||
Другие |
Другие |
|||
Основные выводы, которые можно сделать из этой таблицы, -- это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны.
Например, Общероссийский классификатор услуг населению содержит 13 высших классификационных группировок услуг, только одна из них -- "бытовые услуги" -- включает около 800 наименований. Эти услуги очень разнообразны: ремонт техники, жилья; пошив, вязание; скупка; химчистка; изготовление мебели, фото; услуги бань; обрядовые услуги и т.п. Всего же в классификаторе содержится около 1500 наименований, и следует учитывать, что он не включает ряд новых услуг населению, таких как аудиторские, трастовые, хеджирования и прочие
Действия, которые сегодня согласно статистике относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Они направлены на разные объекты, имеют различную целевую аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других -- от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу, и т.п. Существующие классификации фиксируют услуги по мере их появления, но не предлагают возможности разделения их по типам. Например, одним из таких критериев могло бы стать наличие элементов процесса производства при выполнении услуг. Такая типологизация была бы важна при разработке маркетинговой стратегии.
Услугами иногда называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Оно будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.
Довольно часто можно встретить определение услуги как полезного действия, дел, поступков или же действий вообще. Очевидно, что это определение чересчур общо.
Часто исследователи этой
сферы сравнивают ее свойства со свойствами
материально-вещественного
- услуги представляют
собой сочетание процесса
- услуги, в зависимости
от объекта и результата, делятся
на материальные и
- во многих случаях
субъектом (исполнителем) услуги
выступает индивидуальный
- во многих случаях
потребитель (человек)
- оказание и потребление
услуги может быть
- как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления;
- в сфере услуг высока
доля ручного труда, качество
которого зависит от
- исполнитель услуги, как
правило, не является
- услуги локальны, нетранспортабельны,
могут иметь региональный
- услуги могут быть несохраняемы.
Современные теоретические
модели маркетинга услуг были созданы
благодаря результативному
Таким образом, существующие
на сегодня модели маркетинга услуг
содержат уязвимые положения. Безусловно,
эти теории играют важную роль при
объяснении процесса маркетинга услуг
и принятии маркетинговых решений.
Они обращают внимание на специфику
услуг, демонстрируют задачи, которые
необходимо решать, и возможные варианты
решения поставленных задач. Однако
при существующей практике отнесения
к услугам разнообразных
3. Современные
тенденции маркетинговой
3.1 Тенденции развития маркетинга
В последние десятилетия
начал накапливаться интересный
опыт по применению идей маркетинга на
уровне регионов и городов различных
стран. Здесь речь идет о применению
потенциала территориального маркетинга
в целях повышения деловой
и туристической
В последние годы все четче
проявляется тенденция
Организации, присутствующие на многих зарубежных рынках, как правило, ведущие крупномасштабный бизнес, в первую очередь транснациональные компании, все активнее в своей деятельности используют глобальный маркетинг. При этом весь мир рассматривается как один единый глобальный рынок, на котором его региональные и национальные различия не играют решающей роли. Производственные мощности размещаются в различных странах, создаются всемирные логистические системы и финансовые потоки.
В основе реализации глобального
маркетинга лежат решения о степени
адаптации комплекса маркетинга
к местным условиям. Не касаясь
проблем оценки глобализации мировой
экономики в целом (здесь существуют
как положительные, так и отрицательные
моменты) и влияния глобализации
на место и роль России в мировой
экономике, следует отметить, что
руководителям и специалистам организаций,
ведущим бизнес на зарубежных рынках,
а также имеющим деловые
Также можно говорить о
расширении использования маркетинга
личности, характеризующего деятельность,
предпринимаемую для создания, поддержания
или изменения отношения (поведения)
общественности по отношению к конкретным
лицам. Многие лица и организации
в целях повышения своей