Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Степень разработанности темы. Данная тема подробно изучена известными маркетологами, как российскими, так и зарубежными.
Целью курсовой работы является изучение маркетинга с различных сферах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Введение……………………………………………………………………………...
Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности……………………………………………………
Понятие и сущность маркетинга………………………………………...
Функции и цели маркетинга……………………………………………...
Основные виды маркетинговой деятельности………………………...
Маркетинг в различных сферах деятельности……………………………….
Маркетинг в отраслях промышленности………………………………
Маркетинг в социально-культурной сфере…………………………..
Маркетинг в сфере услуг………………………………………………..
Современные тенденции маркетинговой деятельности……………………..
Тенденции развития маркетинга………………………………………..
Маркетинг в современной России……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………
- обеспечение прибыльности
производства и коммерческой
деятельности благодаря
- единство стратегии и
тактики поведения рыночных
Современному маркетингу свойственно не просто влиять на запросы потребителей посредством рекламных кампаний или иными путями, но напрямую воздействовать на изменения их пожеланий, пристрастия и предпочтения. При этом заметим, что ушли в прошлое времена рынка производителей, когда именно они играли первую скрипку. Для современной экономики свойственна ситуация рынка потребителей, когда не покупатели ищут товар, а производители товаров, услуг конкурируют за покупателей
Сформулируем основные элементы
организации маркетинговой
- оперативное и достоверное
выявление существующего и
- эффективная организация
научно-исследовательской
- координация и планирование производства и финансирования;
- создание и совершенствование рациональной системы сбыта и распределения продукции;
- последовательное
Нетрудно отсюда заметить, что маркетинг - это наука, которая находится на стыке между экономикой, социологией и управлением. Основной ее целью является обеспечение оптимальной скорости продвижения изделий на всем пути от производителя к потребителю, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы продажи и оборачиваемости товаров, а также минимальные затраты на хранение запасов, с одной стороны, и способность полностью и своевременно удовлетворять покупательский спрос - с другой.
Жизнь показала, что переход к рыночной системе хозяйствования не может быть успешным, если на вооружение не принять весь инструментарий рынка с учетом, естественно, специфических особенностей России. И прежде всего это относится к маркетингу, обеспечивающему комплексный подход к решению хозяйственных проблем, связанных с рыночной деятельностью, и охватывает все стадии движения товаров и услуг, начиная с изучения потребностей и спроса, производства, доведения товаров до конечного потребителя и завершая организацией послепродажного обслуживания.
В современном мире рыночная
конкуренция становится все более
жесткой, однако не на базе фактора
цены, а в результате появления
все более изощренных, тонких методов
и форм соперничества фирм на рынке.
Выживание предприятия
В условиях информационного взрыва предприятия вынуждены уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и улучшение своего финансового положения куда больше внимания, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Кроме того, опыт показал, что снизить уровень производственных расходов в компании ниже определенного предела практически невозможно
Таким образом, в нашу эру,
когда новые конкретные нужды
и, запросы потребителей быстро становятся
достоянием большинства стран и
чрезвычайно
преуспеванию на рынке, просто вынуждено неукоснительно следовать правилу: делать ставку, прежде всего, на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя, естественно, между тем и другим существует взаимосвязь). Все рынки ныне разделены на множество сегментов. Специализация достигла такого уровня, когда остается очень мало пространства между смежными сегментами одного и того же рынка.
1.3 Основные виды маркетинговой деятельности
При всем многообразии мероприятий
и составных элементов
Особую роль в современном мире приобретает маркетинг, ориентированный на потребителя. Это очень важно для нас, так как он наиболее предпочтителен для небольших компаний. При ориентации на данный метод маркетинга обычно прежде всего выясняют, что покупают потребители, их запросы и чаяния. Изучая пожелания потребителей, важно точно определить, что потребитель хочет и что наверняка будет им куплено. Однако, те, кто ориентируется только на запросы потребителя, тоже рискует. Если, например, фирма нашла потребителей, но не имеет нужного ей продукта, то результата еще нет.
Поэтому для формирующегося рынка России наиболее приемлем сегодня так называемый маркетинг-микс, включающий в себя изучение и использование всех факторов, воздействующих на рынок, а также взаимодействия четырех "П" - "продакт", "прайс", "плейс", "промоушн" (товар, цена, его место на рынке, система мероприятий по его продвижению). Данный подход означает обеспечение взаимосвязи финансовых, сырьевых, кадровых и других возможностей предприятия с нуждами потребителей. Маркетинг-микс гарантирует комплексное воздействие всех внутренних и внешних факторов на рынок
Он охватывает основные элементы маркетинга:
- политика продукта: товар,
который рассматривается как
часть ассортимента. При этом
товар, его характеристики
- политика цен: изучение
всех факторов и условий
- политика распределения: средства доставки товара на рынок, складирование, каналы распространения товаров;
- политика коммуникативности:
реклама, средства продвижения
товара, мероприятия для создания
благоприятного общественного
Маркетинг-микс реализовать
на практике конечно сложнее. Но России,
ее менеджерам, предпринимателям, банкирам
предстоит осваивать самые
Если основное - хорошо познать и понять клиента, его пожелания, его покупательную способность, чтобы товар или услуга по всем параметрам точно ему подходили, то следующей проблемой является определение наиболее удачного набора маркетинговых средств, гармонично увязанных друг с другом, чтобы с его помощью добиться максимального воздействия на рынок, на покупателя.
Для решения такой задачи необходимо:
- производство продукции,
услуг, основанное на
- наиболее полное
- эффективная реализация
продукции и услуг на
- обеспечение долговременного
рыночного эффекта (
- достижение единства
стратегии и тактики
Таким образом, подытоживая сказанное, можно с достаточным основанием подходить к маркетингу как к управленческой деятельности. Суть этой деятельности состоит в том, что она направлена на ориентацию производства на создание таких видов продукции, которые отражают требования определенных рынков. Рыночный спрос изучается и кладется в основу деятельности фирмы с расчетом, что созданный товар будет реализован с помощью операций обмена и сможет обеспечить удовлетворение потребностей (производственных и личных). Отсюда и требования к научно-исследовательским работам, конструкторским и проектным разработкам, принятию инвестиционных решений и решений в области материально-технического снабжения (производственной кооперации). Отсюда и необходимость конкретно-определенного мышления (рыночного), позволяющего обеспечить соответствующий подход на всех стадиях создания и сбыта таких видов продукции, которые отвечают рыночному спросу.
2. Маркетинг в различных сферах деятельности
2.1 Маркетинг в отраслях промышленности
Промышленный маркетинг
-- это продажа товаров и услуг
промышленным и институциональным
клиентам. К ним относятся компании-
По сути, промышленный маркетинг
поддерживает функционирование экономики,
поставляя продукты и услуги, которые
требуются заводам, офисам, правительственным
учреждениям, больницам, университетам
и другим поставщикам товаров
и услуг. По приблизительным оценкам
специалистов, масштаб финансовых операций
в промышленном маркетинге, по меньшей
мере, вдвое превышает денежный оборот
в сфере потребительских
Промышленный маркетинг отличается от потребительского главным образом спецификой и характером клиента, а не продукта. На промышленных рынках представлены организации, которые часто покупают те же продукты, что и отдельные люди и семьи, например бумажные изделия, автомобили, грузовики, инструменты и услуги транспортных организаций. Но промышленными клиентами являются производственные и обрабатывающие организации (к последним относятся компании, занимающиеся пищевой, химической и нефтяной переработкой), а также дистрибьюторы, которые покупают и перепродают продукцию другим промышленным и институциональным клиентам.
Особый вид производителя -- это так называемый ОЕМ-производетелъ (Original Equipment Manufacturer, OEM), или производитель комплектного оборудования, который выпускает оснащение, используя комплектующие детали других производителей.
К институциональным клиентам
относятся здравоохранительные, образовательные,
а также государственные
Сопоставление рынков промышленных
и потребительских товаров
Таблица 1 Сравнительные характеристики рынков
Фактор |
Рынок |
||
Промышленных товаров |
Потребительских товаров |
||
1. Количество покупателей |
Ограниченное |
Большое |
|
2. Покупательские мотивы |
Рациональные |
Рациональные и эмоциональные |
|
3. Информированность о продукте |
Высокая |
Средняя или низкая |
|
4. Среднее количество покупаемого товара |
Большое |
Маленькое |
|
5. Тип и способ взаимодействия при установлении цен |
Переговоры о цене и выход на взаимоприемлемый уровень |
Определяется продавцом |
|
6. Средняя стоимость покупки |
Высокая |
Низкая |
|
7. Географическое распределение спроса |
Сильно концентрированный |
Рассредоточенный |
|
8. Происхождение спроса |
Производный спрос |
Первичный спрос |
|
9. Развитие спроса во времени |
Зависит от общеэкономических тенденций |
Развивается под действием многообразных факторов |
|
10. Изменение цен |
Спрос не особенно чувствителен |
Гибкий спрос |
|
11. Каналы распределения |
Чаще прямые |
Чаще с использованием посредников |
|
12. Особенности производства |
Производится после получения заказа |
Заблаговременное производство |
|
13. Отношения между поставщиками и потребителями |
Тесные взаимоотношения |
Отсутствие взаимоотношений |
|
14. Взаимная выгода |
Играет большую роль |
Не играет роли |
|