Особенности использования PR в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается один из важнейших вопросов современного маркетинга – особенности использования Public Relations в торговле. В современной жизни Связи с общественностью (или PR) по многим причинам являются важной составляющей деятельности компании. Во многих крупных компаниях департаменты по связям с общественностью имеют такое же значение, как и отделы маркетинга. А ряд компаний добивается достижения своих целей в общении с целевыми аудиториями, прибегая только к PR-инструментам. Следует обратить внимание, что многие компании и иностранные представительства, не имея отделов рекламы и маркетинга, в то же время содержат отделы по связям с общественностью.

Работа содержит 1 файл

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Восстановлен).docx

— 85.83 Кб (Скачать)

         Черный PR. Пожалуй, наиболее сложный термин. Его истинное значение до сих пор остается предметом жаркого спора не только досужих комментаторов, но и самых что, ни на есть маститых профессионалов рынка. В понимании некоторых, черный PR - размещение в СМИ «заказных» публикаций или оплата «блокировок». Для других черный PR - любой вид пиаровской деятельности, оплачиваемой «черным налом».

          Однако наиболее верная трактовка  связана не с наличными, а  с «очернением». То есть с предоставлением ложной и негативной информации. Если кто-то и хвалит себя в СМИ за деньги, то не черный PR. Даже если хвалиться на самом деле не за чем. А вот когда бизнес или политические структуры расправляются с конкурентами чужими руками или, хуже того, под именем того самого конкурента - вот он самый что ни на есть черный PR во всей сомнительной красе. И черный PR не всегда предполагает размещение «заказухи». Без «заказухи» обходятся: и пресловутые двойники - от кандидатов до сайтов, и ставшее классикой расклеивание листовок вражеского кандидата на лобовые стекла автомашин, и публикации в коммерческих рубриках вполне официальных заявлений, правда, от чужого имени.

          В черно-белом PR-мире не могли не появиться оттенки.

          Серый PR порожден описанным выше разделением PR на черный и белый по факту наличия или отсутствия оплаты публикаций. Он определяет исключительно финансовую сторону отношений PR-специалистов с редакциями или коммерческими дирекциями СМИ. Технологии воздействия на аудиторию данное словосочетание никак не характеризует.

          Между тем индустрия развивается.  Противопоставление черного и  белого постепенно становится анахронизмом. Современный PR – настоящее буйство красок.

          Желтый PR. Название ассоциируется с использованием скандалов, раздуванием сенсаций, папарацци, эпотажем и прочей желтой журналистикой. Но продюссер Российской комиксной корпорации В. Комаров, зарегистрировавший желтый PR как торговый знак, объяснил, что данное словосочетание означает PR-комикс. По его словам, желтый PR - «не навязчивый позитив или негатив, а прояснение ситуации через социальные сюжеты».

          Зеленый PR. Массированное, принимающее порой агрессивную форму воздействие на общество гринписовцев и членов других экологических организаций. Примеров масса. Впрочем, данный термин имеет и другое, более актуальное для нашего рынка прочтение. Зеленый PR получил свое название от цвета американской валюты. И постепенно вытесняет из употребления термин черный PR как обозначение «засухи». И это хорошо. Растущему рынку нужно совершенствовать понятийный аппарат.[3].

          Конечно, описан не весь цветовой  спектр PR. К сожалению, несмотря  на впечатляющее цветовое разнообразие, на рынке в большинстве своем  присутствует бесцветный PR. Скучный, навязчивый, неэффективный, нетехнологичный и вообще никому не нужный - ни потребителю, ни клиентам, ни самим пиарщикам – пресс-релизы по факсу.

          Прежде всего, следует отметить  тот факт, что значение понятия  «черного PR» так же не вполне адекватно представляется некоторыми исследователями. Зачастую «черный PR» отождествляется с какими-либо незаконными, грязными методами ведения борьбы за умы. Однако, на наш взгляд, уместна только единственная трактовка понятия «черного PR», как деятельности, направленной на изменение общественного сознания, но финансируемой из неучтенных или незаконных источников (в качестве ассоциации можно привести пример «черного нала»).

          Что же касается классификации  PR-технологий по критерию законности, то можно выделить законные, незаконные и условно-законные (т.е. спорные, неоднозначно трактуемые с точки зрения закона) технологии. Без окрашивания в какие-либо цвета.

          С точки же зрения выделения  классов PR-технологий по критерию  оценки с точки зрения моральных  и нравственных представлений,  принятых в конкретном обществе, то, соответственно, можно говорить  о «честных» - «нечестных» технологиях, порядочных - непорядочных, гуманных - негуманных, принимаемых - отторгаемых электоратом. И опять-таки без окрашивания в цвета.

          С точки же зрения политического  технолога PR может быть эффективным или неэффективным. Не более того.

          Таким образом, PR-технология может  быть вполне чистой с точки  зрения соответствия закону или  моральным нормам общества, но, тем  не менее «грязной», по источнику  финансирования. [7]. 

    1. Методики  оценки эффективности PR-деятельности

         Оценка эффективности PR-кампаний и PR-акций очень субъективна, поэтому во все времена существования  общественных связей, этот вопрос всегда вызывал много споров в профессиональных кругах.

                 Кто-то из авторов ставит акцент на количественных показателях PR-мероприятий, кто-то указывает важность качественных характеристик. Тем не менее, проблема до сих пор остается нерешенной.

               По многочисленным проведенным опросам специалистов в области PR, все выделяют одну и ту же проблему — оценка эффективности PR-деятельности! 
                Данная проблема стала вызовом для всей PR-индустрии и уже не первое десятилетие занимает умы всех PR-специалистов.

               Виды методов оценки PR 
              В настоящее время нет единой классификации методов оценки эффективности PR-деятельности. Но, очень часто специалисты в области PR сходятся в некоторых методах.

             Выделим несколько из таких видов: 
1 метод. Эффективность PR-кампании оценивается, исходя из реализации всех поставленных на этапе планирования целей и задач. Необходимо учитывать, кем были поставлены эти цели — PR-менеджером, главой компании, клиентом и т.д.

2 метод. Измерение и подсчет количественных показателей PR-деятельности. Проще говоря, сколько было подготовлено информационных материалов, сколько реализовано звонков, в скольких СМИ были размещены статьи и т.д. Минус этого метода в том, что он не учитывает качественные показатели проведенной кампании.

3 метод. Подсчет так называемой «обратной связи». То есть, насколько увеличилась осведомленность аудитории о компании или товаре/услуге; удалось ли отвлечь внимание общественность от негативной информации или слухов; как изменилось общественное мнение о PR-объекте; сколько было получено откликов и т.д.

4 метод. Измерение показателей дохода. Насколько выросли продажи, каков рост прибыли, захват новых целевых аудиторий и т.д.

Используя эти методы в совокупности, можно  получить наиболее полную оценку эффективности PR-деятельности. Нельзя сказать, насколько  один из представленных методов лучше  или точнее другого. Просто, на сегодняшний  день, часть из них более распространена и востребована на PR-рынке. И, конечно, многое зависит от того, в какой области PR они применимы — внутрикорпоративный PR, внешний PR, GR и т.д.

              Так, если речь идет о внешнем PR, то применимы такие методы как: PR-акции, использование различных видов СМИ. Так как основная аудитория здесь — это потенциальные потребители, клиенты, партнеры, жители.

                 Если мы говорим о внутреннем PR, то применяемые инструменты выбираются из расчета на ориентацию такой аудитории как сотрудники компании — менеджеры организации, начальники отделов, рядовые сотрудники, подсобные рабочие и т.д. Чаще всего в данном случае используют такие инструменты как — корпоративные мероприятия, внутренние СМИ (газета, доска объявлений..), специальные мероприятия (тренинги и семинары, встречи с руководством, планерки...), формирование фирменного стиля в целом.

Оценка  эффективности отдельных PR-инструментов

            На практике, сталкиваясь с проблемой оценки эффективности той или иной PR-кампании, можно применить несколько иной способ — проанализировать отдельные инструменты всей PR-кампании. 
Рассмотрим некоторые методы по оценке эффективности инструментов PR:

  1. Распространение пресс-релизов компании. 
    Подходы:
    • оценка количества подготовленных и опубликованных пресс-релизов в СМИ. Можно подсчитать точный процент опубликованных пресс-релизов. Например, было разослано 30 пресс-релизов, а опубликовано — 20. Таким образом, эффективность рассылки составила примерно 66%.
    • «обратная связь». Какая реакция была получена после рассылки пресс-релизов: количество комментариев журналистов, количество звонков и писем представителей целевой аудитории и т.д.
  1. Проведение пресс-конференций. 
    Подходы:
    • формирование круга необходимых СМИ.
    • сравнение показателей «целевые СМИ» и «аккредитованные СМИ». То есть процентное соотношение этих двух показателей;
    • сравнительный анализ показателей «аккредитованные СМИ» и «пришедшие на пресс-конференцию журналисты». Оптимально присутствие на конференции 80-90% аккредитованных журналистов от общего числа.
    • подсчет количества вопросов журналистов.
    • анализ заданных журналистами вопросов и ответов на эти вопросы;
    • подсчет и анализ количества публикаций после проведенной пресс-конференции.
  1. Корпоративные СМИ, корпоративные мероприятия, специальные мероприятия — выступление руководства на конференции. 
    Подходы:
    • Массовые опросы/анкетирование.
    • Публикации в СМИ.

      Использование СМИ для публикаций (качественная методика) 
Основной применяемый здесь метод — это мониторинг СМИ, то есть отслеживание информации о компании в печатных издания.

    Подходы:

    • разновидность публикации — анонс, новость, статья, обзор, аналитика и т.д.
    • объем публикации — целая полоса, 1 полосы и т.д. (в кв.см.).
    • тираж издания; характер публикации — позитивный, нейтральный, негативный.
    • количество публикаций.
    • стоимость публикации (USD).
    • изучение аудитории СМИ. [6].

          Проанализировав все эти категории, можно получить полную картину о публикациях компании. После проведения оценки эффективности конкретных инструментов PR, обязательно следует проанализировать изменения во мнениях и установках вашей целевой аудитории. Основными методиками здесь служат: массовые опросы и анкетирование общественности до и после PR-кампании. 
       При оценке экономической составляющей PR, очень часто используют такие методы как: массовый опрос, фокус-группы, маркетинговые исследования и т .д. В зависимости от аудитории применяются разные PR-технологии. Часто эффективность PR-кампании может быть измерена лишь с применением внутренних ресурсов. Например, специалисты сами могут оценить эффективность рассылки пресс-релизов или PR-сотрудничества с партнерами, инвесторами, акционерами; провести мониторинг СМИ и т.д. Единственное, что не в силах оценить специалисты, так это эффективность PR-воздействия на широкую общественность. В таком случае, обычно требуется проведение общего исследования с достаточно большими затратами.

       Проблема оценки эффективности PR-кампаний и PR-акций всегда была очень дискуссионной в профессиональной среде. Возможна ли объективная оценка результатов кампании и эффективности вложенных в нее средств? Требования представителей науки измерять эффективность PR деятельности в цифрах, долях, процентах, сумме доходов не всегда возможно применить на практике. Результат PR-кампании лишь отчасти может быть измерен количественными показателями, другая же часть сводится к субъективной оценке исполнителя или заказчика о проделанной работе и результатах. Именно совокупность этих двух показателей (количественной и «неколичественной» оценки) может служить золотой серединой в измерении эффективности деятельности PR.

         По мнению Нормана Стоуна, исчислению поддаются следующие показатели результативности PR:

  1. Процентное изменение "обеспокоенности" (озабоченности, интереса и др.) можно вычислить путем социологического опроса.
  2. Рост числа полученных запросов.
  3. Сокращение числа получаемых жалоб.
  4. Частота упоминания в прессе.
  5. Возможности видеть или слышать определенное мнение (вычисляется путем опроса).
  6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование).
  7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке (занятие определенной доли рынка).[4]

Информация о работе Особенности использования PR в торговле