Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия структурной трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение
Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики
Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях
Роль государства в структурной трансформационной экономике
Особенности белорусской модели экономического развития
Заключение
Список использованных источников
Второй пакет мер предполагает
реформу и структурную
Третий пакет мер требует
переосмысления роли государства в
экономике: оно должно отказаться от
прямой собственности и контроля
над производством и заменить
их косвенным регулированием, которое
бы поощряло экономическую адаптацию
и частную экономическую
Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.
Таким образом, в настоящее
время в теории и практике проведения
трансформационных
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
«Шоковая терапия» - это
экономическая концепция, которая
считает инструментом формирования
рынка и антиинфляционной политики
одномоментную либерализацию
4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Продуманная и последовательная государственная экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований.
Важнейшую роль в трансформационной
экономике играют такие первоочередные
мероприятия, как широкомасштабная
либерализация и
Макроэкономическая
После завершения макроэкономической
стабилизации и либерализации
Важнейшим направлением формирования
рыночных отношений является структурная
перестройка национальной экономики,
означающая переоснащение отраслей
и производств новой
Необходимость структурной
перестройки обычно обусловлена: значительным
несоответствием структуры
Одно из основных направлений
переходного периода —
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
- ограничение прямого
вмешательства государства в
экономику. Должен произойти
- демонополизация экономики
— ликвидация преобладания на
рынке отдельных товаров
введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
- обуздание инфляции, неизбежной
после проведения
- развитие рынка товаров
и услуг производственного и
непроизводственного
- формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
- финансово-экономическая
стабилизация посредством
- преодоление в экономическом
мышлении у значительной части
населения проявлений
Таким образом, государство играет первостепенную роль в трансформационной экономике. Оно регулирует процессы перераспределения ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.
5. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% [3].
После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.
В свете нового соглашения
по ценам на энергоносители, инициированного
Россией, некоторые из этих преимуществ
будут постепенно исчезать. Таким
образом, к 2011 году цены на энергоносители,
оплачиваемые белорусскими импортерами,
достигнут уровня мировых цен. В
то же время международный
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.
Изначально стратегия
роста имела положительные
Рисунок 4.1 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.
В 2000 году правительство
начало восстановление макроэкономического
порядка и взяло инфляцию под
контроль путем ужесточения денежно-
Таблица 4.1 – Показатели эффективности
белорусской экономики 2000-2009 гг.
2000 |
2004 |
2006 |
2009 | |
Численность безработных, в % к экономически активному населению |
2,1 |
1,9 |
1,2 |
0,9 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
114,1 |
109,8 |
117,8 |
104,9 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. |
58,9 |
347,5 |
582,2 |
944 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) |
207,5 |
114,4 |
106,6 |
13,4 |
Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рисунок 4.1).
Экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [24].
Информация о работе Особенности белорусской модели экономического развития