Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия структурной трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение
Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики
Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях
Роль государства в структурной трансформационной экономике
Особенности белорусской модели экономического развития
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (среди белорусских и среди зарубежных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая трансформационная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т.е. развивающихся стран. Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории — экономические проблемы трансформационного периода — еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы – исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия структурной трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный
опыт формирования рыночной
- исследовать состояние
и особенности процесса
В ходе написания работы
были использованы учебники и учебные
пособия по теории и практике макроэкономических
преобразований, международных экономических
отношений и
1.Цели и задачи,
основные принципы и механизмы
структурной трансформации
Республика Беларусь после
распада СССР стала самостоятельным
суверенным государством и получила
в наследство достаточно развитую относительно
других бывших республик экономику
с многоотраслевой структурой, где
преимущественную роль играли такие
отрасли специализации, как машиностроение,
химическая и нефтехимическая, лесная
и деревообрабатывающая, легкая и
пищевая промышленность, животноводство,
льноводство и
Однако в новых условиях переходного к
рыночным отношениям периода сложившиеся
производственно-экономические связи
были нарушены, экономический кризис привел
к потере или значительному сокращению
рынков сбыта белорусских предприятий,
потере дешевых источников топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов. В связи с низким
платежеспособным спросом населения и
ухудшением финансового положения предприятий
(более 1/3 убыточные) такая экономика перестала
быть востребуемой как на внутреннем,
так и на внешних рынках, а в число актуальнейших
выдвинулась проблема ее модернизации
и структурной перестройки в соответствии
с современными требованиями рыночной
экономики и мировыми тенденциями.
В первые годы экономического кризиса
структурные преобразования осуществлялись
стихийно, преимущественно на
основе косвенного регулирования с помощью
монетаристских подходов — либерализации
хозяйственной жизни, приватизации, жесткой
денежно-кредитной политики, что не привело
к ожидаемому результату. По мере выхода
из кризисного состояния утвердилось
мнение о необходимости использования
инвестиционной составляющей как важнейшего
рычага структурных преобразований и
повышения роли государства в их осуществлении
на основе разработки и реализации эффективной
инновационно-инвестиционной политики,
учитывающей специфические особенности
наглей страны и мировой опыт структурных
преобразований.
В экономике Беларуси сложился целый ряд
структурных деформаций как унаследованных
от бывшего СССР, так и возникших вследствие
экономического кризиса. Основными из
них являются:
• несоответствие структуры производства
внутреннему и внешнему спросу, выражающееся
в неполном использовании имеющихся производственных
мощностей, созданных ранее для удовлетворения
общесоюзных потребностей; значительных
объемах нереализованной готовой продукции;
росте числа убыточных предприятий, дебиторской
и кредиторской задолженностей;
• высокие энерго- и материалоемкость
производства, его сильная зависимость
от импортных поставок топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов;
• высокий уровень физического и морального
износа активной части основных производственных
фондов вследствие недостатка инвестиционных
средств не только для расширенного, но
и простого их воспроизводства;
• недостаточное развитие наукоемких
экспортных производств, имеющих высокую
долю добавленной стоимости.
Ближайшие два—три пятилетия являются
ключевыми для экономики Республики Беларусь.
В этот период должна быть сформирована
структура производства, отвечающая долгосрочным
целям страны, завершены начатые институциональные
преобразования, создана адекватная рыночным
условиям система мотивации поведения
предпринимателей и наемного персонала,
достигнуто радикальное повышение уровня
жизни населения. Необходимо с учетом
национальных особенностей оптимально
встроить белорусскую экономику в мировое,
глобальное хозяйство, используя двусторонние
и многосторонние связи; обеспечить модернизацию
структуры экономики в направлении роста
ее наукоемкости, экологической сбалансированности
и энергоэффективности; перевести систему
управления
экономикой на корпоративные принципы
и обеспечить на этой основе формирование
качественно новых стимулов инновационной
активности.
Системный подход к решению проблемы структурной
перестройки и повышению на ее основе
конкурентоспособности продукции означает,
что недостаточно принять некий «план
мероприятий» по ее улучшению — в действующей
системе экономических координат его
реализация вряд ли сможет оказать длительное,
устойчивое воздействие на структуру
экономики и конкурентоспособность. Необходимо
обновить не только технологии и парк
действующего оборудования, но и воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуры
экономики, набор инструментов, стимулирующих
работу предприятий.
При преобразовании структуры экономики
предстоит усовершенствовать межсекторные,
межотраслевые и межрегиональные пропорции:
между государственным и частным секторами
экономики; производством, потреблением
и накоплением; между отраслями специализации,
ориентированными на экспорт продукции,
и вспомогательными и обслуживающими
производствами; промышленностью и сельским
хозяйством; отраслями, производящими
товары, и сферой услуг; между крупным
и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции
в уровне социально-экономического развития
областей и г. Минска; усилить социальную
ориентацию преобразований.
Однако в условиях неблагоприятной отраслевой
структуры, чрезвычайно фискальной системы
налогообложения, искаженной системы
ценообразования и неустойчивого финансового
положения многих предприятий в стратегической
перспективе невозможно без решительной
трансформации некоторых подходов к макроэкономической
политике гарантировать укрепление конкурентных
позиций белорусских производителей на
мировом и даже внутреннем рынках.
После развала традиционных хозяйственных
связей борьба за предотвращение экономического
коллапса в стране и работа по обеспечению
социальной защиты населения поставили
государство в центр общественно-экономической
системы Беларуси как единственный институт,
который был в состоянии обеспечить решение
этих задач. Сегодня централизованное
управление должно быть дополнено механизмами
конкуренции и инновационной деятельности.
Перед системой государственного регулирования
возникают новые задачи:
• структурная модернизация экономики;
• полноценное включение механизмов рыночной
конкуренции и механизма коммерциализации
нововведений, что в совокупности обеспечит
долгосрочный рост конкурентоспособности
белорусской экономики.
При определении направлений структурных
преобразований экономики необходимо
исходить из принципов:
• многоукладности экономики, обеспечения
равных условий хозяйствования всем юридическим
и физическим лицам;
• концентрации ресурсов на эффективном
использовании конкурентных преимуществ
как базовых точек роста и приоритетных
направлений структурной политики;
• постепенной трансформации отношений
собственности, развития предпринимательства,
либерализации всех видов экономической
деятельности;
• перехода на инновационный путь развития
экономики;
• социальной ориентации перспективной
структуры экономики, ускоренного развития
сферы услуг;
• приоритетности развития наукоемких,
высокотехнологичных, конкурентоспособных,
экспортоориентированных и импортозамещающих
нересурсоемких отраслей и производств
с высокой долей добавленной стоимости;
• учета факторов глобализации экономики,
региональной интеграции в первую очередь
с Россией и другими странами СНГ;
• гармонизации развития крупного производства
(создание национальных и вхождение в
транснациональные корпоративные структуры)
и малого предпринимательства;
• обеспечения рационального использования
природно-экономических, демографических
и других местных ресурсов;
• комплексного развития производительных
сил страны и ее регионов;
• экологизации экономики, сохранения
окружающей среды для нынешнего и будущих
поколений;
• рационального сочетания системы государственного
регулирования и рыночного саморегулирования,
государственной поддержки наиболее эффективных
предприятий и производств.
В качестве критериев успешности указанных
структурных преобразований необходимо
использовать обеспечение национальной
безопасности (продовольственной, энергетической,
финансовой, экологической, оборонной),
повышение уровня эффективности и конкурентоспособности
экономики страны в сравнении со странами—торговыми
партнерами.
Опыт многих стран, добившихся достаточно
быстрого подъема экономики, свидетельствует
о необходимости применения различных
стратегий структурных преобразований:
стратегии использования местных природных
ресурсов с привлечением
иностранных инвестиций и последующим
направлением полученных доходов на развитие
других отраслей; стратегии «преследования»,
ориентированной на освоение конкурентоспособной
продукции экономически развитых стран,
но с более низкими ценами; стратегии «передовых
рубежей», суть которой состоит в разработке
и создании новых продуктов и технологий
на основе достижений научно-технического
прогресса.
Учитывая различия между отраслями и их
группами, структурная политика Республики
Беларусь должна предусматривать рациональное
сочетание указанных стратегий развития
применительно к специфике межотраслевых
комплексов и отраслей страны с учетом
максимального использования их конкурентных
преимуществ. Исходя из этого, целесообразно
отрасли подразделить на группы.
1. Группа отраслей и производств, базирующаяся
на использовании региональных факторных
условий и ресурсов; ввозимых ресурсов,
прежде всего топливно-энергетических,
поступающих в Республику Беларусь по
магистральным нефте- и газопроводам (специализированные
отрасли и производства АПК — животноводство,
льноводство и картофелеводство; лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность; промышленность строительных
материалов; электроэнергетика; топливная;
химическая и нефтехимическая промышленность;
транспорт). Основным направлением структурной
перестройки и роста конкурентоспособности
отраслей этой группы является наращивание
объемов производства продукции, конкурентоспособной
на внутреннем и внешних рынках, путем
модернизации производства, внедрения
прогрессивных технологий и техники, привлечения
прямых иностранных инвестиций.
Структурная политика в отношении данных
отраслей должна быть ориентирована на
самостоятельное развитие на основе самофинансирования,
что предусматривает построение системы
налогообложения, оставляющей в распоряжении
предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей
их направление на эффективные инвестиции.
В этих отраслях целесообразно также привлечение
иностранных инвестиций на условиях, не
представляющих угрозы национальной безопасности.
2. Традиционные отрасли промышленности,
обладающие большим научно-техническим
потенциалом и способные в относительно
короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности
выпускаемой продукции и создать ее новые
виды, соответствующие потребительским
свойствам мирового и внутреннего рынков,
но нуждающиеся в государственной поддержке
(тракторное и сельскохозяйственное машиностроение,
автомобилестроение, станкостроение,
дорожное и транспортное машиностроение,
черная металлургия, легкая промышленность).
Основным направлением структурной перестройки
этих отраслей является модернизация,
переспециализация (перепрофилирование)
производства на основе современных, в
том числе заимствованных технологий
и закупки нового оборудования, выпуск
новых конкурентоспособных видов продукции
в соответствии с запросами рынков.
В качестве приоритетов целесообразно
выделить технологически взаимосвязанные
отрасли и производства, обеспечивающие
увеличение выпуска конкурентоспособной
продукции с высокой долей добавленной
стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных
машин и оборудования, позволяющих повысить
уровень технологического развития других
отраслей, экологическую безопасность
на всех стадиях производственного процесса.
3. Наукоемкие экспортоориентированные
отрасли и производства, реализующие передовые
достижения научно-технического прогресса
и использующие более полно человеческий
потенциал Беларуси — высококвалифицированный
труд. Это наиболее перспективная, но и
требующая самых больших инвестиций и
затрат человеческого капитала группа
отраслей. Она включает отрасли и производства,
основанные на разработке и использовании
новейших и высоких технологий, к которым
относятся: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные,
высокотемпературный синтез; технологии,
основанные на применении новых видов
сырья, конструкционных материалов, катализаторов;
производства по выпуску материалов для
микро- и нано электроники, композиционных
материалов, по синтезу новых химических
соединений; предприятия по химическому
и биологическому синтезу фармацевтических
средств, биологически активных соединений
и пищевых добавок, биологических средств
питания и защиты растений и животных;
производства, реализующие технологии
тонкого химического синтеза, нано технологии;
импортозамещающие производства; под
отрасли системы образования и научного
обслуживания.
Во всех группах отраслей должен применяться
комплекс методов государственного регулирования
— снижение налоговой нагрузки, льготное
кредитование, прямые государственные
инвестиции и субсидии, защитные импортные
тарифы для достижения приемлемых стандартов
качества и уровня издержек в сравнении
с конкурентами, методы нетарифного регулирования
и др. Важнейшими организационными структурами
должны стать транснациональные, межгосударственные,
межотраслевые, отраслевые и территориальные
корпоративные структуры в форме транснациональных
корпораций, финансово-промышленных и
иных хозяйственных групп, включающие
технологически и экономически взаимосвязанные
производства и финансовые структуры.
Это обеспечит снижение издержек производства,
привлечение инвестиций, в том числе зарубежных,
концентрацию сил и ресурсов на реализации
приоритетов структурной перестройки
и повышении конкурентоспособности продукции.
Таким образом, целевыми установками структурной
перестройки экономики должны стать снижение
доли и масштабов энерго- и материалоемких
производств, замена неэффективных производств
новыми, основанными на высоких технологиях
и новых материалах. Ставка должна быть
сделана на информатизацию, программное
обеспечение, нано технологии и нано материалы,
модернизацию энергетической отрасли,
биотехнологии и генетику.
2. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Трансформационная (переходная)
экономика представляет собой особое
состояние экономической
Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.
Во-первых, она представляет
собой межсистемное образование. Поэтому
сущность трансформационной экономики
представляет собой смесь, сочетание
административно-командной и
Во-вторых, если для командной
и рыночной экономик свойственна
определенная целостность, устойчивость
развития, то переходная экономика
характеризуется
В-третьих, трансформационная
экономика характеризуется
В-четвертых, в переходной
экономике наблюдается
Следует отметить, что понятие
"трансформационная экономика"
является не новым в истории развития
нашей страны. Она существовала в
20-е годы нашего столетия и насчитывала
5 общественно-экономических
Содержанием же переходной
экономики является создание рыночных
отношений, реформирование экономической
политики и методов хозяйствования,
преобразование социально-экономических
отношений в направлении
Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.
Основная трудность
Характерный признак трансформационной
экономики — институциональная
неполнота, отсутствие или зачаточное
состояние отдельных институтов
рынка. В большинстве стран СНГ
это, прежде всего, отсутствие рынка
земли, слабое развитие фондового рынка
и всей инфраструктуры рынка в
целом. Значительно замедляют рыночные
преобразования недейственность законов
о несостоятельности и
Отличительной чертой переходной
экономики являются масштабность и
глубина идущих преобразований. Они
захватывают основы существующего
строя; отношения собственности, политическую
и правовую системы общества, общественное
сознание. Таким образом, переход
к рыночной экономике требует
глубоких изменений в институциональной
структуре общества, институциональной
трансформации: преобразования отношений
собственности (приватизацию) и введения
института частной
Также существенной чертой
переходной экономики является социально-экономический
кризис. Возникший как результат
краха командно-
В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.
Инерционность воспроизводства
связана с непрерывностью воспроизводственного
процесса, исключающей развитие по
принципу первоначального «разрушения
до основания» всего старого, а затем
создания на этом основании всего
нового. Эта непрерывность
Это, прежде всего, проявляется
в сохранении в течение какого-то
времени структуры
Информация о работе Особенности белорусской модели экономического развития