Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации розничной торговли на примере конкретного предприятия.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть специфику и формы организации розничной торговли;
- изучить организационные формы управления розничной торговли;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации розничной торговли……4
1.1. Понятие розничной торговли и ее виды……………………...……4
1.2. Формы и методы продажи………………………………………..…6
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли. Показатели розничной торговли (на примере торговой группы ООО «Амбитус»)………………..………………………………………………...……13
2.1. Организационные формы управления розничной торговли………13
2.2. Общая характеристика предприятия..................................................15
2.3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………...20
Глава 3. Направления эффективности розничной торговли (на примере торговой группы ООО «Амбитус») ……………………………........................30
Заключение…………………………………………………………….….35
Список использованной литературы………………………………....….37
Приложение
Анализируя результаты финансово – хозяйственной деятельности ООО «Амбитус», на основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что в динамике за 2008 – 2009 годы основные показатели имели тенденцию к увеличению, а именно, выручка от реализации продукции выросла на 113.24%, себестоимость производимой продукции также выросла на 276,95% или на 212,70 млн. руб., что повлекло за собой снижение валового дохода на 21,71 млн. руб.
Подводя общий итог хозяйственной деятельности ООО «Амбитус», следует отметить, что в период финансово-экономического кризиса произошло снижение некоторых экономических показателей. Так сократилось значение рентабельности деятельности с 50,18% до 39,05%. Это произошло в основном за счет роста размера себестоимости продукции. Так в 2009 году были значительно повышены цены на некоторые товары. В январе 2009 года с целью снижения расходов на оплату труда и в результате снижения объемов продаж произошло сокращение персонала на 66 чел. или на 18,86%. В итоге средняя заработная плата в 2009 году в целом по ООО «Амбитус» составила 11200 руб., что на 1800 руб. меньше значения предыдущего года или на 13,85%. Также был сокращен рабочий день до 6 часов. В июне-июле 2009 года положение ООО «Амбитус» стабилизировалось, и предприятие стало работать в обычном режиме. За счет государственной поддержки ООО «Амбитус» по итогам года сработало результативно. Так чистая прибыль предприятия, не смотря на значительный рост расходов и сокращения численности работников, выросла на 90 млн. руб. или на 65,93%. Таким образом, деятельность ООО «Амбитус» за 2008 – 2009 годы достаточно эффективна, но наблюдается отрицательная тенденция снижения рентабельности производства.
2.3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Проанализируем коммерческую деятельность сети супермаркетов «Квартал».
Ассортимент супермаркетов сети «Квартал» – более 10 тыс. товарных позиций. Из них 87% составляют продукты питания (в магазине представлен практически их полный ассортимент), 9% – хозтовары, остальное – сопутствующие товары (пресса и т.д.).
Большинство товаров поступает в сеть супермаркетов «Квартал» от местных поставщиков или напрямую от производителей. В основном это молочные продукты, гастрономия и выпечка. Так, например, молочные продукты закупаются на Лакинском молочном комбинате, выпечка – на предприятиях «Золотой колос» и «2-й хлебозавод». Сотрудничество с московскими фирмами необходимо для закупок товаров, которые или нельзя приобрести в г.Владимире, или слишком дорогих на местном рынке. Это морепродукты, консервация, некоторые мясные деликатесы.
Помимо покупки продуктов
или товаров здесь можно
Средняя посещаемость магазинов сети супермаркетов «Квартал» – около 1,5 тыс. человек в день. Реализация товаров осуществляется за наличный расчет и с использованием банковских пластиковых карточек. Анализ размеров одной покупки, совершаемой в магазине, представлен на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Анализ размеров покупок, совершаемых
в магазинах ООО «Амбитус»
Таким образом, средний размер одной покупки составляет порядка 700 руб. В магазине действует система скидок, зависящая от объема одной покупки. При размере покупки не менее чем на сумму в 1500 руб., дается дисконтная карта, дающая право на скидку в размере 3% от цен магазина; при покупке на сумму, не менее, чем на 3000 руб. – 5% от цен магазина.
Среди товаров, предлагаемых в сети супермаркетов «Квартал» можно выделить следующие товарные группы, объем продаж по которым приведен на рис.2.3.
Рис. 2.3 Объемы и доли продаж различных товарных групп в сети супермаркетов «Квартал» в 2009 году, %
Таким образом, видно, что наибольший объем выручки наблюдается по сырам и колбасам (19%), далее следуют молочные продукты (15%), мясные продукты и алкогольная продукция (по 13%).
В 2007-2008 гг. соотношение выручки по вышеперечисленным товарным группам было практически таким же.
Супермаркет в первую ориентируются на потребителя со средним и выше среднего достатком. Средняя наценка в магазинах равна 60%, но на товары повседневного спроса она не превышает 15%. Прибыль достигается за счет высоких показателей оборачиваемости. Выручка, себестоимость и рентабельность по различным товарным группам приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Показатели финансовых результатов сети супермаркетов «Квартал» по товарным группам в 2009 году, тыс. руб.
Товарные группы |
Выручка |
Себестоимость |
Коммерческие и управленческие расходы |
Прибыль от продаж |
плодоовощная продукция |
6582,56 |
3134,55 |
1171,76 |
2276,25 |
сахар, кондитерские изделия |
2468,46 |
1234,23 |
439,41 |
794,82 |
чай, кофе |
4936,92 |
2146,49 |
878,82 |
1911,61 |
алкогольная продукция |
10696,66 |
3820,24 |
1904,11 |
4972,31 |
безалкогольные напитки |
3291,28 |
1645,64 |
585,88 |
1059,76 |
молочные продукты |
12342,3 |
11220,3 |
2197,05 |
-1075,05 |
сыры, колбасы |
15633,58 |
5389,89 |
2782,93 |
7460,76 |
мясо и мясные продукты |
10696,66 |
3820,24 |
1904,11 |
4972,31 |
рыба и рыбные товары |
2468,46 |
1452,04 |
439,41 |
577,01 |
прочие продукты питания |
2468,46 |
1452,03 |
439,41 |
577,02 |
хозяйственные товары |
7405,38 |
4114,1 |
1318,23 |
1973,05 |
сопутствующие товары |
3291,28 |
1714,25 |
585,88 |
991,15 |
ИТОГО: |
82282 |
41144 |
14647 |
26491 |
Анализ данных таблицы 2.2 показывает, что наибольшую прибыль сеть супермаркетов «Квартал» получает благодаря продажам сыра и колбасы (доля в общем объеме прибыли – 28,16%). Порядка 19% составляет доля прибыли от продажи мясных изделий и алкогольной продукции. По одной товарной группе (молочные продукты) предприятие получило убыток в размере 1075 тыс. руб., поскольку данный вид продуктов принадлежит к разряду социально значимых и предприятие не делает здесь большой наценки.
При распространении товаров сеть супермаркетов «Квартал» использует каналы нулевого уровня, поскольку продает товары напрямую, в розничной продаже. В каждом из магазинов сети супермаркетов «Квартал» существует служба закупок, которая закупает товары у местных крупных оптовых поставщиков.
Планирование запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.
Основной математической моделью, которая применяется на предприятии для планирования запасов, является так называемая классическая модель экономического размера заказа, когда для упрощения принимаются условия равномерного потребления (расхода) и постоянного определенного отставания времени поставки от момента заказа продукции (марки материала) у поставщика. При этом минимизируются суммарные издержки хранения запасов, которые берутся прямо пропорциональными объему этих запасов и времени хранения, и издержки, связанные с заказом, которые постоянны для каждого заказа и не связаны с объемом заказа. Эта модель описана во многих работах. Основным ее результатом является следующая формула определения оптимального размера заказа (партии) поставки:
qопт = v 2 х (1 / с2) х с1 х Q,
где qопт – оптимальная партия поставки;
с1 – сумма постоянных
транспортно-заготовительных
Q – потребность в
материале на планируемый
с2 – сумма издержек хранения и потерь от иммобилизации (пролеживания) единицы материала в запасе за планируемый период T (продолжительность года – T=365 дней).
Норматив оборотных средств по запасам комплектующих исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.
Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства – на 360 дней).
Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.
Норма оборотных средств по каждому виду комплектующих учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.
Текущий запас – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок комплектующих по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой комплектующих несколькими поставщиками и в разные сроки.
Страховой запас – второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования комплектующих. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Норматив оборотных
средств в запасах
Нз= Р х (Т+ С+ М + Д),
где Р – однодневный расход
В таблице 2.3 приведены данные по нормативам продуктовых запасов сети супермаркетов «Квартал».
Таблица 2.3
Дневные нормативы оборотных средств
в сети супермаркетов «Квартал», тыс. руб.
Товарные группы |
Текущий запас |
Страховой запас |
Транспортный запас |
Подготовительный запас |
Итого: |
плодоовощная продукция |
18,03 |
9,02 |
3,61 |
1,80 |
32,46 |
сахар, кондитерские изделия |
6,76 |
3,38 |
1,35 |
0,68 |
12,17 |
чай, кофе |
13,53 |
6,76 |
2,71 |
1,35 |
24,35 |
алкогольная продукция |
29,31 |
14,65 |
5,86 |
2,93 |
52,75 |
безалкогольные напитки |
9,02 |
4,51 |
1,80 |
0,90 |
16,23 |
молочные продукты |
33,81 |
16,91 |
6,76 |
3,38 |
60,87 |
сыры, колбасы |
42,83 |
21,42 |
8,57 |
4,28 |
77,10 |
мясо и мясные продукты |
29,31 |
14,65 |
5,86 |
2,93 |
52,75 |
рыба и рыбные товары |
6,76 |
3,38 |
1,35 |
0,68 |
12,17 |
прочие продукты питания |
6,76 |
3,38 |
1,35 |
0,68 |
12,17 |
хозяйственные товары |
20,29 |
10,14 |
4,06 |
2,03 |
36,52 |
сопутствующие товары |
9,02 |
4,51 |
1,80 |
0,90 |
16,23 |
Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.
Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень
потенциальных поставщиков
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
В результате анализа
потенциальных поставщиков
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Информация о работе Организация розничной торговли на примере ООО «Амбитус»