Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации розничной торговли на примере конкретного предприятия.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть специфику и формы организации розничной торговли;
- изучить организационные формы управления розничной торговли;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации розничной торговли……4
1.1. Понятие розничной торговли и ее виды……………………...……4
1.2. Формы и методы продажи………………………………………..…6
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли. Показатели розничной торговли (на примере торговой группы ООО «Амбитус»)………………..………………………………………………...……13
2.1. Организационные формы управления розничной торговли………13
2.2. Общая характеристика предприятия..................................................15
2.3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………...20
Глава 3. Направления эффективности розничной торговли (на примере торговой группы ООО «Амбитус») ……………………………........................30
Заключение…………………………………………………………….….35
Список использованной литературы………………………………....….37
Приложение
Однако может иметь место только предложение товара и демонстрация характеристик его образца, а передача товара обусловлена составлением заказа и, возможно, предоплатой. Поскольку отечественный покупатель — человек опасливый, после предложения произвести предоплату он, как правило, отказывается и от оплаты, и от заключения договора. Учитывая это, агенты или коммивояжеры ограничиваются только составлением заказа, определением сроков доставки и сами доставляют товар покупателю, после чего следует оплата товара.
Здесь уже проявляются черты продажи товаров по образцам, которые являются преобладающими для следующих трех форм. Что такое продажа товаров по образцам? Суть этого понятия раскрывается в ст. 497 Гражданского кодекса РФ и в Правилах продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 (с изм. на 07.12.2000). Как следует из положений указанных документов, под продажей товаров по образцам понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. [3, c.74]
Рассмотрим телевизионную торговлю. Хотя она и имеет небольшой удельный вес во всей сфере розничной торговли, но ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличие от зарубежной телевизионной торговли, которая существует в виде специальных торговых каналов, отечественная занимает «эфирные ниши» на телевизионных каналах — так называемые «телевизионные магазины». Зрителю посредством демонстрации образца товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность. Заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными снарядами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.
Теперь об электронной торговле. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в России получает все большее развитие. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Появление новых виртуальных магазинов обусловливает неплохие темпы компьютеризации российского населения. Сегодня широко распространена продажа книг, компьютерной техники, бытовой электротехники и т.д. Выгода от организации торговли в такой форме заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляется возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, «не выходя» из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения — ему достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм, а потому различие в ценах бывает достаточно существенным. В го же время, как говорится, «каждому свое» — у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого.
Наконец, последняя форма — торговля по каталогам и с помощью проспектов, буклетов. Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже — чертежи и схематические изображения предлагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д. То же можно сказать и о проспекте или буклете с той разницей, что каталог, как правило, посвящен большей группе товаров в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам прилагаются купонные книжки или вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются продавцу. Может быть предусмотрена и возможность заказа товара по телефону. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте. В проспектах также приводятся телефоны, либо «вверстываются» отрывные купоны. [4, c.28]
Еще одна форма продажи — по телефону. В начале и середине девяностых годов попытки организовать торговлю по телефону предпринимались многими торговыми и псевдоторговыми организациями. Последние, а также недоверчивость российского покупателя к данной форме предопределили почти полное исчезновение этой формы продажи в России.
Телевизионную, электронную торговлю и торговлю по каталогам можно отнести к посылочной торговле. Остановив свой выбор на том или ином товаре на основе информации, доведенной посредством телевидения, Интернет или каталога, покупатель, проживающий в удаленном от головной торгующей организации пункте, имеет возможность получить заказанный товар по почте.
Или ином товаре на основе информации, доведенной посредством телевидения, Интернет или каталога, покупатель, проживающий в удаленном от головной торгующей организации пункте, имеет возможность получить заказанный товар по почте.
Из сказанного следует вывод о том, что розничная торговля, будучи завершающим этапом многосложного процесса товародвижения, является индикатором спроса, т.е. выявляет необходимые по цене и потребностям товары производственно-технического назначения и широкого потребления.
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли. Показатели розничной торговли
(на примере торговой группы ООО «Амбитус»)
2.1. Организационные формы управления розничной торговли
Торговля занимает важное место в российской экономике и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Розничная торговля в 2009 году формировала 33,2% ВВП, что намного больше, чем приносит сельское хозяйство и многие другие отрасли промышленности.
Оборот розничной торговли в 2009 г вырос в товарной массе на 12,1% по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. и составил 5,57 трлн. руб. В Европе данный показатель не превышает 3% годового роста. Аналитики считают, что рост российского розничного рынка в течение 2009-2012 гг. может достигнуть 13,5% ежегодно. Но, несмотря на такие высокие темпы роста, российский рынок еще сильно отстает по товарообороту от рынков развитых европейских стран.
Крупнейшим розничным рынком России является Москва. По результатам 2009 г. объем розничной торговли в Москве составил 24,6% от общего объема розничной торговли в России. Вторым по привлекательности регионом для реализации проектов розничной торговли является Московская область.
В 2009 г. объем розничной торговли в Подмосковном регионе составил 5,2% (что составляет 291,7 млрд. руб.) от общего объема розничной торговли в России. По этому показателю Московская область значительно превосходит такие экономически перспективные регионы, как Ленинградская область и Санкт-Петербург (3,6%), Тюменская область (3,4%), Свердловская область (3,1 %) и др.
Для активного развития розничной торговли в регионе Московской области имеется целый ряд предпосылок.
- доходы населения Московской области в среднем превышают общероссийские;
- больший по сравнению
с другими регионами процент
населения, принадлежащий к
- развитая система
дистрибуции обеспечивает
В розничной торговле России наблюдаются значительные структурные изменения в организационных формах торговли. Во-первых, ослабляются позиции неорганизованной торговли (продажа товаров на вещевых, смешанных торговых рынках) и усиливаются позиции торгующих организаций в стационарной торговой сети. В январе 2009 года оборот розничной торговли на 78,4% формировался торгующими организациями, а доля открытых рынков составила 21,6%.
Следует также отметить, что местные власти (в особенности в г. Москве и области) предпочитают поддерживать современные форматы торговли за счет открытых рынков. В частности, в Москве в период с 1999 по 2009 г. количество открытых рынков сократилось более чем вдвое. Основная причина предпочтения современных форматов торговли открытым рынкам -значительное повышение собираемости налогов при открытии магазина торговой сети по сравнению с открытой торговлей. [7, c.13]
Во-вторых, одновременно
с ослаблением позиций
На долю современных форматов (гипермаркет, супермаркет, мини-маркет, дискаунтер) розничной торговли в России на 1000 человек приходится 18 кв.м:, тогда как в Турции - 60, в Польше 114, во Франции —273.
Важный фактор, определяющий рост торговых сетей в России, - это увеличение потребительского спроса, в основе которого лежит рост реальных доходов населении. По данным Госкомстата реальные денежные доходы населения России в 2007 г. увеличились на 15%, в 2008 г. - на 12%. Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозирует рост реальных доходов населения на 2010-2012 гг. в пределах 9%.
2.2. Общая характеристика коммерческой деятельности предприятия
ООО Торговая Группа «Амбитус» – сеть супермаркетов «Квартал» (далее – сеть супермаркетов «Квартал») недавно отметила 8 лет своего существования в г.Владимире. В настоящий момент в торговую сеть «Квартал» входят 6 супермаркетов.
Торговая площадь
На рис.2.1 представлена организационная структура предприятия.
Рис.2.1. Организационная структура ООО «Амбитус»
Проанализируем данные рис.2.1.
На предприятии имеет место линейно-функциональная структура управления. Генеральный директор осуществляет общее руководство деятельностью предприятия. Ему подчинены: заместитель по кадрам и юридическим вопросам, технический директор, финансовый директор, а также вице-президент по маркетингу фирмы.
Заместитель по кадрам и юридическим вопросам осуществляет руководство отделом кадров и юридическим отделом. Отдел кадров занимается кадровой политикой предприятия, юридический отдел – юридическим обеспечением его деятельности.
Технический директор осуществляет руководство экспедиторским отделом, который обеспечивает текущую деятельность предприятия, а также занимается решением следующих вопросов:
Финансовый директор руководит финансовой деятельностью предприятия. Он руководит бухгалтерией, которая обеспечивает бухгалтерский и налоговый учет деятельности предприятия, а также отделами, занимающимися финансовым планированием деятельности сети супермаркетов «Квартал».
Вице-президенту предприятия по маркетингу руководит отделом закупок и продаж, а также коммерческим отделом.
Отдел закупок и продаж подчинен главному менеджеру. Руководство закупками сегментировано по продуктовому принципу (хлеб, бакалея, гастрономия и т.д.). Начальнику отдела продаж подчинены старшие продавцы магазинов сети супермаркетов, которые в свою очередь руководят продавцами.
Коммерческий отдел непосредственно занимается сбытовой работой в сети магазинов «Квартал».
Отдел маркетинга ведет непрерывное изучение, как рынка покупателей, так и рынка поставщиков товаров, составляет досье конкурентных материалов на закупаемые и сбываемые фирмой товары.
Отдел маркетинга устанавливает связи с организациями, обладающими источниками цен и их индексов, подключается по возможности к компьютерным информационным сетям для получения ценовой информации, занимается сбором сведений о фирмах продавцах и покупателей, банкам и страховых компаниях.
Отдел маркетинга выполняет также следующие функции:
Бухгалтерский баланс (форма №1) предприятия представлен в Приложении 1. Из данных Приложения 1 следует, что за исследуемый период по всем показателям произошел рост, при этом структура баланса изменилась незначительно. Вызывает опасение рост доли кредиторской задолженности с 48,65% до 55,29%, из них задолженности поставщикам и подрядчикам с 39,78% до 47,79%.
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Амбитус» производим на основании информации из Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (прил.2).
Таблица 2.1
Анализ динамики финансовых результатов
ООО «Амбитус» за 2008-2009 гг.
№ п/п |
Показатели |
Ед. измерения |
2008 год |
2009 год |
Отклонение (+; -) |
Темп роста, % |
А |
Б |
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Товарооборот |
млн. р. |
320,96 |
684,4 |
363,44 |
213,23 |
2 |
Себестоимость продукции |
млн. р. |
76,80 |
289,50 |
212,70 |
376,95 |
3 |
Валовая прибыль |
млн. р. |
195.20 |
290.50 |
95,30 |
148,82 |
4 |
Валовой доход |
млн. р. |
272,00 |
580,00 |
308,00 |
213,24 |
5 |
Средний уровень валового дохода |
% |
71,80 |
50,09 |
-21,71 |
70,47 |
6 |
Численность работников |
чел. |
350 |
284 |
-66 |
81,14 |
7 |
Производительность труда |
млн.руб./ чел. |
0,78 |
2,04 |
1,26 |
261,54 |
8 |
ФОТ |
млн. р. |
5,46 |
3,82 |
-1,64 |
69,91 |
9 |
Средняя заработная плата |
руб. |
13000 |
11200 |
-1800 |
86,15 |
10 |
Издержки обращения |
млн. р. |
14,40 |
6,30 |
-8,10 |
43,75 |
11 |
Средний уровень издержек обращения |
% |
5,29 |
1,09 |
-4,20 |
20,60 |
12 |
Прибыль от реализации |
млн. р. |
180,80 |
284,20 |
103,40 |
157,19 |
13 |
Рентабельность деятельности |
% |
66,50 |
49,00 |
-17,50 |
73,68 |
14 |
Прочие доходы |
млн. р. |
- |
- |
- |
- |
15 |
Прочие расходы |
млн. р. |
1,20 |
1,08 |
-0,12 |
90,00 |
16 |
Прибыль до налогообложения |
млн. р. |
179,60 |
283,12 |
103,52 |
157,64 |
17 |
Обязательные платежи в бюджет из прибыли |
млн. р. |
43,10 |
56,62 |
13,52 |
131,37 |
18 |
Чистая прибыль |
млн. р. |
136,50 |
226,50 |
90,00 |
165,93 |
19 |
Рентабельность предприятия |
% |
50,18 |
39,05 |
-11,13 |
78,20 |
Информация о работе Организация розничной торговли на примере ООО «Амбитус»