Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:01, лекция
2.1 Понятие организации
2.1.1 Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Предпринимательская (коммерческая) организация
Выделяют следующие экономические методы:
· планирование;
· хозяйственный или коммерческий расчет;
· систему ценообразования;
· финансово-кредитные рычаги и стимулы;
· средства и методы материального стимулирования;
· систему налогообложения и т. д.
Различают также методы прямого и косвенного управления.
Любое предприятие имеет четко разработанные цели и стратегии, которые отражаются в планах. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между спросом и предложением, регулирует отношения товаропроизводителей и потребителей. Следовательно, для достижения целей предприятию необходимо определить критерии эффективности его деятельности в виде конкретных показателей.
Хозяйственный расчет – один из методов ведения хозяйствования. Основан на соизмерении затрат на производство с результатом хозяйственной деятельности. Предприятие должно в полном объеме покрывать существующие расходы за счет получаемой прибыли. Хозяйственный расчет позволяет заинтересовать работников в конечном результате труда.
Выделяют следующие основные принципы хозяйственного расчета:
· самофинансирование;
· самоокупаемость;
· хозяйственную самостоятельность;
· рентабельность;
· контроль рублем.
Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.
Целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности.
Стимулирование является основным мотивом в трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при нормированной продолжительности рабочего дня. Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессии, сверхнормативную работу и т. д. При этом напрямую должны быть связаны результаты труда каждого подразделения и работника с прибылью. Для этого используются следующие системы оплаты труда:
· сдельная;
· повременная;
· сдельно-премиальная;
· повременно-премиальная.
Они позволяют руководителям формировать материальные и духовные потребности работников.
Рыночное ценообразование – регулятор товарно-денежных отношений и главный инструмент соизмерения доходов, расходов, цены, себестоимости продукции. Стоимость товара отражает общественно необходимые затраты труда на производство. Если цены завышены, товар не продается, если они занижены, то товар приносит убытки предприятию.
Налоговая система является важным экономическим механизмом пополнения бюджета государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия и оказывает непосредственное воздействие на персонал.
К наиболее значимым налогам относятся подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль.
2.4.3 Социально-психологические методы менеджмента.
Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.
Объектом воздействия является группа людей и отдельные личности.
Социальные методы управления приведены ниже.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей, критериев, плановых показателей, достижение конечных социальных результатов; разрабатывает социальные программы (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье и т. д.).
Социальное нормирование включает уровень жизни, оплату труда, потребность в жилье и др.
К воспитательным методам относятся пропаганда и агитация, воспитание и убеждение трудящихся, контроль за деятельностью администрации, привлечение трудящихся к управлению.
Социальное регулирование представлено коллективным договором между администрацией и трудовым коллективом, взаимными обязательствами; системой отбора, распределения и очередности удовлетворения коллективных потребностей и интересов.
Активизация социального почина и новаторства включает конкурс на лучшего по профессии, почин и новаторство, критику и самокритику.
Социальная преемственность включает посвящение в рабочие, праздники трудовой славы, чествование ветеранов, торжественное собрание.
Моральное стимулирование включает присвоение почетных званий, награждение почетными грамотами, орденами и медалями как коллективов, так и отдельных работников.
Соревнования – это форма общественных отношений, характеризующаяся стремлением людей к успеху, первенству, достижению, самоутверждению. Результатами соревнований становятся новые открытия, изобретения, достижения и т. д.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления, развития в процессе деятельности человека.
Психологические методы управления основаны на использовании индивидуальных свойств личности, особенностей психики и способностей. Они направлены на конкретного работника и строго индивидуальны.
Психологическое планирование представляет собой новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива.
Формирование и развитие трудового коллектива, комплектование малых групп дают возможность определить оптимальное количественное соотношение с учетом психологической совместимости.
Гуманизация отношений в трудовом коллективе и гуманизация труда включают стиль руководства, культуру управления, психологическое воздействие света, музыки, исключение монотонности труда.
Профессиональный отбор и обучение направлены на то, чтобы психологические характеристики человека соответствовали выполняемой работе. В рамках данных методов определяются психические характеристики, которые представлены ниже.
Темперамент служит для определения и назначения места каждого работника, распределения управленческих задач, психологических приемов работы с конкретным человеком.
Существуют такие типы темперамента, как холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Черты характера определяют направленность человека и уровень потребности в общении (экстраверт, интроверт).
Направленность личности рассматривается с точки зрения мотивов, потребностей, интересов.
Интеллектуальные способности характеризуют возможность понимания, мышления, сознания человека, а также уровень интеллекта (высший, средний, низкий).
Управление поведением работников и психологическим побуждением к деятельности включает такие способы психологического воздействия, как внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, порицание, обманутое ожидание, комплименты, намек, личный пример, конкретная помощь руководителя и др.