Организация и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:01, лекция

Описание работы

2.1 Понятие организации
2.1.1 Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Предпринимательская (коммерческая) организация

Работа содержит 1 файл

Тема 2 Организация и управление.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

3. Связующее звено (liaison). Выполнение этой роли предполагает, что менеджер обеспечивает формирование и поддержание системы межличностных отношений за пределами организации. Задачей менеджера является поддержание благоприятных внешних условий для организации. К непосредственным функциям руководителя относятся ведение соответствующей переписки, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и людьми.

· Информационные роли:

4. Приемник информации (monitor). Разыскивает и собирает разнообразную информацию об изменениях, которые происходят за пределами организации, возможностях и проблемах, которые могут из-за этого возникнуть. К непосредственным обязанностям относятся обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации, регулярный просмотр периодических изданий, ознакомительные поездки и т. п.

5. Распространитель информации (disseminator). Осуществляет селективное распространение информации, полученной из внешних источников или от сотрудников организации. К непосредственным обязанностям относятся рассылка почты и специально подготовленных сообщений и обзоров по подразделениям с целью передачи полезной информации либо личные контакты с той же целью (обзоры, беседы, встречи).

6. Представитель (spokesperson). Основная задача представителя – выражение за пределами организации ее официальной точки зрения по существенным вопросам. Он публикует информацию относительно планов организации, ее политики, действий, результатов работы; выступает от имени организации как эксперт, на брифингах и пресс-конференциях для средств массовой информации и т. д.

· Роли, связанные с принятием решений:

7. Предприниматель (entrepreneur). Менеджер в данной роли должен способствовать улучшению деятельности организации. Он изыскивает возможности внутри самой организации и во внешней среде, разрабатывает и запускает проекты по использованию этих возможностей, а также контролирует исполнение проектов.

8. Устраняющий нарушения (disturbance handler). Отвечает за корректирующие действия в ситуациях, когда организация оказывается перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого хода событий. Эта роль имеет определенный приоритет перед другими ролями. Сиюминутные цели должны обеспечить организации стабильность.

9. Распределитель ресурсов (resource allocator). Является ответ-
ственным за распределение всевозможных ресурсов организации. Поскольку любая организация функционирует в условиях ограниченности ресурсов, а любое существенное решение предполагает использование ресурсов, то для их эффективного использования необходимо сознательно управлять этим процессом.

10. Ведущий переговоры (negotiator). Данная роль связана с необходимостью менеджеров торговаться с представителями других подразделений и организаций или отдельными людьми для того, чтобы отстаивать интересы собственной организации или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы выполнения работы, целей, ресурсов, условий продаж или покупок либо чего-нибудь иного, что влияет на организацию, от имени которой они ведутся.

Как указывает Г. Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Все вышеперечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, контроль и т. д.).

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как масштабы, сфера деятельности, отраслевая или территориальная специфика. Можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления (низового, среднего и высшего).

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50–60% общей численности управленческого персонала организации) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. К ним относятся менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень (3–7% общего управленческого персонала) – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми – десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления.

Горизонтальное разделение труда менеджеров осуществляется по функциям управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому данная функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников (руководителей, специалистов и служащих).

Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Выделяют следующие типы руководителей:

· по виду выполняемых функций (линейные и функциональные);

· в зависимости от уровня иерархии в системе управления (руководители высшего уровня (директор, главный инженер), руководители среднего уровня (начальник цеха, отдела), руководители низшего уровня (мастера, бригадиры));

· по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики).

Специалистов классифицируют следующим образом:

· по специальности (технологи, экономисты, юристы);

· по профилю деятельности (специалисты технического профиля (конструктор, инженер, технолог), специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер), специалисты административного профиля (инженер по технике безопасности, инженер по охране труда));

· по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики);

· по уровню квалификации (специалисты I, II, III категории, главные специалисты).

Различают следующие типы служащих:

· по виду деятельности (технические работники – делопроизводители, секретари, лаборанты);

· по уровню квалификации (служащие I, II, III категории).

Аппарат управления – организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые возложено выполнение определенных функций управления. Аппарат управления выступает как управляющая часть системы.

2.4.Методы менеджмента.

2.4.1 Организационно-распорядительные методы менеджмента.

 

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организационных целей.

Организационное воздействие обеспечивает взаимодействие всех элементов системы управления.

Различают такие виды организационного воздействия, как организационное регламентирование, организационное нормирование и организационное инструктирование.

Организационное регламентирование – это установление правил, определяющих порядок хозяйственной и организационно-массовой деятельности организаций. Оно базируется на использовании правовых норм и положений. Можно выделить следующие организационные регламентирующие положения:

· положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную способность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом (уставы организаций, положения о филиалах);

· положения, определяющие внутриорганизационный порядок работы, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полномочия (положения о структурных подразделениях и службах и т. д.);

· типовые структуры, определяющие ведущие черты построения внутренних организационных основ (организационные структуры);

· должностное регламентирование, осуществляемое посредством должностных инструкций.

Организационное нормирование устанавливает порядок выполнения той или иной функции, задачи, обязанности, определяет допустимые границы деятельности. Основу организационного нормирования составляют общегосударственные и отраслевые стандарты, технические условия, методический материал.

Важную роль для руководителей играют нормативы, определяющие порядок деятельности, взаимодействие и взаимоотношения структурных подразделений, отдельных работников (правила внутреннего рас-
порядка; процедуры оформления найма, перевода, увольнения, командирования работников).

В системе любой организации организационные нормативы определяются нормами управляемости, информационными, техническими и технологическими картами, картами организации труда. Они дают возможность обеспечить комплексный подход к анализу управленческого труда и одновременно осуществлять проектирование трудовых процессов. Такие карты целесообразно разрабатывать для руководителей каждого уровня.

Сущность организационного инструктирования заключается в разъяснении работникам целей, условий и методов выполнения возложенных на них задач и отдельных поручений. Эту роль выполняют организационно-инструкторские отделы или инструкторы, а также линейные руководители.

К их функциям относится следующее:

· инструктирование работников нижестоящих структурных подразделений;

· организационная помощь в выполнении работ;

· помощь в организации и функционировании органов общественного контроля.

К методам распорядительного воздействия относятся распорядительство, приказ, распоряжение, указание, резолюция.

Распорядительство – исходящее от руководителя или распорядительного органа задание подчиненному, предписывающее выполнение либо невыполнение определенных действий в определенных условиях.

Руководитель определяет конкретного исполнителя, сроки исполнения, объем работ, систему стимулирования и ответственности.

Методам распорядительного воздействия присущи следующие две особенности: они имеют разовый директивный характер и всегда направлены от субъекта к объекту управления.

Приказ – письменная или устная команда линейного руководителя подчиненному. Он должен содержать ссылку на основание для его издания, лаконичное однозначное толкование сути вопросов, адресность конкретного исполнителя, сроки исполнения, ресурсное обеспечение и форму, срок контроля. Приказ не должен противоречить нормам права.

Распоряжение – управленческая команда, направленная на решение частных вопросов деятельности отдельных структурных подразделений.

Кроме линейных руководителей право издавать распоряжения имеет его заместитель, также функциональные руководители в пределах своей компетенции.

Указание – это способ ежедневной реализации распорядительного воздействия. Оно дается линейными и функциональными руководителями, ответственными исполнителями в установленной форме и содержащее разъяснения по выполнению какого-либо вида деятельности.

Резолюция – метод воздействия, выражающий реакцию руководителя на содержание того или иного документа. Важнейшим реквизитом резолюции является срок исполнения работ. Он должен быть реальным и включать в себя время на прохождение документа от руководителя к подчиненному.

 

2.4.2 Экономические методы менеджмента.

 

Экономические методы управления – это совокупность мер, средств, инструментов, обеспечивающих рациональное использование экономических законов хозяйственной деятельности, основывающихся на деятельности экономических факторов рыночной экономики.

Информация о работе Организация и управление