Общественные связи в различных сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:53, лекция

Описание работы

Кризисы бывают самыми разными по содержанию и форме, однако пиэрмены имеют дело преимущественно с социальными последствиями природных кризисов и с кризисами социального происхождения. Задача пиэрменов - предотвращать эти кризисы, разрешать или устранять их наиболее опасные общественные последствия. В отличие от всех остальных социальные кризисы в большинстве случаев поддаются определенному предвидению и позволяют управлять их протеканием. Поскольку социальные кризисы, как правило, вызываются действием человеческого фактора, они имеют много общих черт. Говорят, что эти кризисы - все равно, что драмы, только с большим количеством вариаций основных сюжетных линий и развязок.

Работа содержит 1 файл

Шульгач Оля.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

3. Активизировать  поддержку со стороны "третьей  партии". Организация должна заручиться поддержкой своей позиции со стороны известных аналитиков, ведущих каналов информации, авторитетных независимых ученых или специалистов, а также юридических органов. Делу может помочь каждый, кто пользуется уважением и наделен большими полномочиями.

4. Организовать  присутствие на месте событий.  Руководители обязаны появляться  там, где ситуация наиболее  критическая. 

5. Централизовать  коммуникации. В условиях любого  кризиса нужно срочно назначить  человека, отвечающего за распространение информации, и сформировать команду для обеспечения его работы. Такое лицо - это ключевая фигура, уполномоченная выступать с заявлениями от имени организации.

6. Наладить сотрудничество  со средствами массовой информации. Во время кризиса журналисты ведут себя вызывающе, становятся настырными. Они готовы опуститься до любого уровня, лишь бы получить информацию. Но это не следует переносить на конкретных работников средств коммуникации. Нужно воспринимать средства информации как своих друзей-оппонентов и разъяснять им свою точку зрения относительно кризиса. Превратив их во врагов, организация только проиграет.

7. Не игнорировать  своих служащих. Держа сотрудников  в курсе дела, можно тем самым  обеспечить, насколько это возможно  в условиях кризиса, нормальное функционирование организации. Служащие - ее ближайшие союзники, поэтому ни в коем случае нельзя держать их в неведении.

8. Смотреть на  кризис широко. Руководство организации  зачастую проявляет низкую активность  в начале кризиса и чрезмерно  реагирует на его усиление. Необходимо избегать излишнего нагнетания отдельных ситуаций. Такое поведение может слишком дорого стоить.

9. Заранее думать  о позиционировании организации  после преодоления кризиса. Нужно  концентрировать внимание на  сообщениях о тех шагах, которые предпримет организация для преодоления кризиса Она должна взять вину на себя, если это необходимо. Но потом нужно быстро сконцентрировать внимание на том, что делается сейчас, а не на допущенных ошибках.

10. Осуществлять  постоянный мониторинг и оценку протекания кризиса. Изучение общественного мнения в кризисных ситуациях должно быть всеохватывающим. Нужно держать руку на пульсе мнений ваших сотрудников, потребителей, поставщиков, инвесторов, а в случае необходимости - и широкой общественности, проверять, срабатывают ли информационные сообщения, что срабатывает лучше, а что хуже, и вносить соответствующие коррективы.

Важным фактором налаживания успешной коммуникации является линия поведения руководства  организации в условиях кризиса. Пиэрмены должны заблаговременно предусмотреть коммуникационный климат в зависимости от того, как поведет себя руководство в случае, если на организацию обрушится беда Американский специалист по вопросам преодоления кризисных ситуаций Боб Карелл, например, приводит несколько ситуативных элементов, способных объективно усложнить линию поведения руководства в условиях кризиса:

1. В момент, когда  разразился кризис, не всегда  легко определить его масштабы.

2. Не всегда  просто установить, кто персонально  и какие группы общественности оказались под ударом кризиса.

3. Не всегда  легко выяснить, что конкретно  вызвало кризис. Иногда его причины  вообще остаются не до конца  понятными.

4. Общественность, которую непосредственно затрагивает  кризис, всегда чувствует себя  травмированной.

5. Группы общественности, особенно те, на которые непосредственно  влияет кризис, ожидают точной  и необходимой именно им информации, причем это ожидание временами  принимает гипертрофированные формы.

6. Решение о  распространении информации приходится  принимать в условиях сильного стресса.

7. Раз возникла  кризисная ситуация, доверие к  руководству организации значительно  падает у тех групп общественности, на которые непосредственно или  опосредованно влияет кризис.

8. Кризис вызывает  усиление эмоционального фактора поведения каждого, кого он затрагивает.

Оценка масштабности кризиса зависит от размеров фактически причиненного ущерба или опасности  убытков, которые она может понести  через какое-то время в будущем. Оценки, не основывающиеся на достоверных  данных о причиненных потерях, целиком зависят от контактов, и даже люди, понесшие ущерб вследствие кризиса, в своих суждениях об этом полагаются, как правило, на разнообразные каналы коммуникации. Исходя из факта, что информированность множества людей в значительной степени зависит от средств массовой информации, специалисты, пытающиеся преодолеть кризис, должны своевременно предоставлять средствам информации как можно более точную информацию. Это особенно важно с точки зрения необходимости борьбы со слухами, нагнетающими кризисную ситуацию, отрицательно влияющими на имидж организации и доверие к ней.

Слухи, разного  рода домыслы возникают в основном тогда, когда не хватает фактов. Поскольку  слухи вызываются обеспокоенностью, их самыми распространенными темами становятся возбуждающие эмоции проблемы, связанные с опасностью для жизни или угрозой благосостоянию людей. Как считает американский специалист по вопросам коммуникации в условиях кризиса Уолтер Джон, чаще всего распространению слухов способствуют следующие обстоятельства:

  • Отсутствие аутентичности между информацией из официальных источников и каналов массовой коммуникации.
  • Неполнота в аутентичности содержания информации.
  • Возникновение сомнений вследствие распространения неправдивой информации.
  • Отсутствие удовлетворения требуемого человеческим "эго" (удовлетворения от обладания информацией "для служебного пользования").
  • Длительная задержка в принятии решений, которая случается в связи с важностью рассматриваемого вопроса.
  • Появление у персонала организации чувства, что он не может контролировать ситуацию или позаботиться о своей судьбе.
  • Наличие серьезных организационных проблем.
  • Чрезмерность организационного конфликта и межличностных антагонизмов.

Далее он предлагает следующую стратегию, к которой  можно прибегнуть в борьбе со слухами:

1. Прежде чем  приступить к планированию и  какому-либо корректирующему действию, проанализировать масштабы распространения,  серьезность причин и влияние  слухов.

2. Проанализировать  конкретные причины, мотивы и  источники распространения слухов.

3. Поговорить  с людьми, на которых подействовали  слухи или которые понесли  убытки вследствие их распространения,  добиться взаимопонимания с ними, высказать свою обеспокоенность  по поводу распространения слухов  и готовность активно бороться  с ними.

4. Без промедления (и масштабно, если это необходимо) предоставить полную и аутентичную информацию по поводу конкретного дела

5. Пресечь ложные  слухи с помощью контрслухов,  поручив это надежным коллегам  или доверенным лицам.

6. Собрать вместе  официальных и неформальных лидеров, тех, кто формирует общественное мнение, и других влиятельных людей, чтобы обсудить и прояснить ситуацию, заручиться их поддержкой.

7. Распространяя  правду, избегать ссылок на слухи.  Нет необходимости самому повторять  слухи до тех пор, пока они не приобрели огромных масштабов. Если же это произошло, нужно идти к людям и публично изобличать тех, кто распространяет слухи.

8. Провести собрание  с ответственными лицами и  другими влиятельными людьми  на местном уровне, чтобы в  случае необходи-мости опровергнуть слухи

Конечно, если слухи  уже начали "гулять" по миру, они  распространяются чрезвычайно быстро и остановить их не так легко. Самый  эффективный путь борьбы с ними - это предупреждение ситуаций, их порождающих. Главное заключается в том, чтобы быстро и точно оповещать людей и придерживаться принципа постоянной двусторонней коммуникации. А если слухи все-таки начали распространяться, нужно противодействовать им немедленно с тем, чтобы контролировать их

Слухи сами по себе могут привести к кризисной ситуации. Поэтому к ним всегда следует относиться объективно, пытаясь установить масштабы распространения и ущерб, который они могут причинить организации. Внимательное изучение динамики распространения слухов, мотивирующих их факторов нередко способствует борьбе с кризисом и помогает преодолевать его негативные последствия.

Политическая  коммуникация

Процессы политической социализации, артикуляции, аккумуляции  интересов и внедрения их в  структуру политической системы  протекают благодаря бесчисленным актам передачи информации между отдельными индивидами, группами людей и организациями.

Референтные группы могут корректировать восприятие передаваемого  сообщения прямо или косвенно в зависимости от того, находится  слушатель в это время наедине  с коммуникатором или воспринимает сообщение в группе.

Политическая  коммуникация – это, по Д. Грэберу, «составление, передача, получение и обработка  сообщений, которые вероятно имеют  значительное воздействие на ход  политики», т. е. структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Р. Ж. Шварценберг уточняет, что процесс передачи политической информации происходит от одной части политической системы к другой, а также между политической системой и социальной системой. «Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях» Американский политолог Л. Пай подчеркивает, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации

Политическая  коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.

Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Реципиент (аудитория)

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Обратная связь (эффективность)

«Теория пули»  Лассуэлла стала официальной  основой пропаганды. Согласно этой теории, коммуникация подобна магической пуле, перед которой зритель беззащитен, как мишень; эта «пуля», летящая  от мозга одного человека к мозгу другого, автоматически «зажигает» реципиента «как электрическую лампочку» и трансформирует его идеи, чувства, знания или мотивацию.

Франкфуртская школа (Адорно - Хоркхаймер) указывает  на ведущую роль средств массовой коммуникации в поддержке или  дестабилизации существующего социального и политического порядка. Так, например, партийная пресса конца XIX – начала ХХ вв. послужила важным элементом социальных изменений в России.

Исследователи выделяют три основных способа коммуникации: общественно-политические институты; средства массовой информации; неформальные контакты. В системе политико-коммуникативных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.

К политическим коммуникациям, основанным на написанном или произносимом слове относят  также те, в основе которых лежит иная символика и знаковость, посредством которой передается смысл. Например, такие символические акты, как сожжение повестки о призыве в армию, участие или неучастие в выборах, манипуляция с национальной символикой (политические хеппенинги) – сожжение или демонстрация национальных флагов, разрисовка теми или иными противоборствующими символами неугодных святынь и т. п.

Различают два  вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.

Информация о работе Общественные связи в различных сферах деятельности