Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:53, лекция
Кризисы бывают самыми разными по содержанию и форме, однако пиэрмены имеют дело преимущественно с социальными последствиями природных кризисов и с кризисами социального происхождения. Задача пиэрменов - предотвращать эти кризисы, разрешать или устранять их наиболее опасные общественные последствия. В отличие от всех остальных социальные кризисы в большинстве случаев поддаются определенному предвидению и позволяют управлять их протеканием. Поскольку социальные кризисы, как правило, вызываются действием человеческого фактора, они имеют много общих черт. Говорят, что эти кризисы - все равно, что драмы, только с большим количеством вариаций основных сюжетных линий и развязок.
ТЕМА
14. Общественные связи
в различных сферах
деятельности
В
жизни любого социального института
или отдельного человека возникают
различные критические
Кризисы бывают самыми разными по содержанию и форме, однако пиэрмены имеют дело преимущественно с социальными последствиями природных кризисов и с кризисами социального происхождения. Задача пиэрменов - предотвращать эти кризисы, разрешать или устранять их наиболее опасные общественные последствия. В отличие от всех остальных социальные кризисы в большинстве случаев поддаются определенному предвидению и позволяют управлять их протеканием. Поскольку социальные кризисы, как правило, вызываются действием человеческого фактора, они имеют много общих черт. Говорят, что эти кризисы - все равно, что драмы, только с большим количеством вариаций основных сюжетных линий и развязок.
ТИПОЛОГИЯ КРИЗИСОВ
В литературе по
паблик рилейшнз представлены многочисленные
подходы к классификации
Приведенная типология, особенно выделение
кризисов, выходящих за пределы природного
происхождения, предусматривает разнообразную
стратегию и тактику отношения к ним и
применение определенных методов управления
ими. Другими словами, в зависимости от
причин возникновения кризисных ситуаций,
факторов, воздействующих на динамику
их развертывания, каждая организация
в состоянии предусмотреть наиболее вероятные
типы кризисов общественного происхождения,
в которых она может оказаться. А это означает,
что их упреждение можно некоторым образом
планировать заранее.
Несколько иной подход к типологизации
кризисов предлагают С.Катлип, А.Сентер
и Г.Брум. Исходя из длительности развития
кризисов, они выделяют следующие возможные
сценарии:
* Неожиданные кризисы. Это наиболее ужасный
тип кризисов, которые происходят настолько
внезапно и неожиданно, что остается очень
мало или совсем не бывает времени для
подготовки и планирования. Сюда можно
отнести авиакатастрофы, порчу продуктов,
смерть ведущего руководителя, землетрясения,
панику. Такие кризисы требуют заблаговременного,
согласования между основными руководителями
плана действий, который позволил бы избежать
недоразумений, препирательств и неоперативности
реагирования.
Типология кризисов
Назревающие кризисы. Они дают больше
времени для изучения и планирования,
однако могут моментально разразиться
после длительного брожения. К таким кризисам
можно отнести неудовлетворение работников
и неблагоприятный моральный климат в
коллективе, существенные злоупотребления
и обиды во время работы, чрезмерные надежды
на государственные заказы. В данном случае
задача состоит в том, чтобы убедить высшее
руководство предпринять корректирующие
шаги прежде, чем кризис достигнет разрушительной
фазы.
Непрерывные кризисы. Они могут длиться
месяцами или годами, несмотря на усилия
руководства остановить их. Вне пределов
контроля паблик рилейшнз, например, могут
находиться сплетни или спекуляции, сообщаемые
средствами массовой информации или передающиеся
из уст в уста. Никакие опровержения или
противодействия, кажется, не в состоянии
пресечь слухи или очистить каналы новостей
от потока искаженных данных, поскольку
журналисты в погоне за новостями всегда
будут наталкиваться на предыдущие публикации,
снова и снова воспроизводить дезинформацию.
Попытка подойти
к типологизации кризисов с точки
зрения их длительности предоставляет
пиэрменам дополнительные возможности
подготовиться к различным сценариям
их развертывания и более целенаправленно
и основательно действовать, чтобы нейтрализовать
опасные для организации последствия.
В условиях любого кризиса фактор времени
всегда остается ключевым. Поэтому классификация
кризисных ситуаций именно по этому признаку
переводит кризисное управление из состояния
шока от обвального развития событий в
плоскость некоторой возможности разработки
плана последовательных логических действий
пиэрменов с учетом различной длительности
кризисов.
Английский специалист по паблик рилейшнз
Сэм Блэк предлагает еще один подход к
типологизации кризисов с учетом тех неприятностей,
которые они способны причинить конкретной
организации. Он в определенной степени
делает попытку перейти от общей типологизации
кризисов по родовому признаку к такой
их классификации, которая непосредственно
приближена к содержанию и сфере деятельности
организации. С.Блэк делит кризисы на "известное
неизвестное" и "неизвестное неизвестное".
Говоря о первом типе кризисов, он подчеркивает,
что если компания, к примеру, производит
автомобили или техническое оборудование,
она в любой момент может столкнуться
с необходимостью отзыва продукции. В
химической промышленности и производстве
радиоактивных веществ постоянно присутствует
опасность утечки химических или радиоактивных
элементов. Морские, железнодорожные и
авиационные перевозки имеют свои специфические
и широко известные формы вероятной опасности.
С.Блэк делает вывод: "Во всех этих и
множестве подобных им случаях известно,
что авария может произойти, но неизвестно,
произойдет ли она, и если да, то когда".
Что касается второго типа кризисов, то
случаются катастрофы и аварии, которые
никто не
способен предусмотреть. Это может быть порча продукции, нарушение технологии, несущее угрозу отравления и человеческих жертв. Но в основном "наша работа, - пишет С.Блэк, - предсказуема и поддается планированию. Экстремальные ПР - явление довольно редкое, и большинство из нас с такими ситуациями вообще никогда не встретятся, но если вы работаете в потенциально опасной области, вам необходимо иметь план мероприятий на такой случай"
УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМАМИ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
Исходя из необходимости постоянно быть готовой к возникновению критических ситуаций, организация должна проводить соответствующую упреждающую работу еще на этапе зарождения проблемы. С этой целью американскими специалистами по паблик рилейшнз в 70-х годах был разработан и описан процесс управления проблемами. Сам термин "управление проблемами" принадлежит Говарду Чейсу, так сформулировавшему его суть: "Управление проблемами - это способность понять, мобилизовать, координировать и подчинять все функции планирования стратегии и тактики, все мастерство паблик рилейшнз достижению единственной цели - активному участию в разработке политики по отношению к общественноста, от которой зависит судьба людей и института.
Процесс управления проблемами, по его мнению, охватывает пять последовательных шагов, а именно: (1) идентификацию проблем, на которые организации следует обратить особое внимание; (2) анализ и определение пределов каждой проблемы с точки зрения ее воздействия на местные группы общественности; (3) выявление и демонстрацию альтернативных вариантов стратегии; (4) реализацию программы действий, нацеленной на распространение позиций организации и влияние на восприятие проблемы; (5) оценку результатов выполнения программы с точки зрения достижения цели организации.
В развернутом виде процесс управления проблемами содержит следующие элементы:
Предвидение проблем. Как правило, процесс управления проблемами требует их предвидения за 1,5-3 года до возможного перерастания в кризис. То есть это еще не планирование мер по преодолению кризиса и не планирование выхода из кризиса, а предкризисное планирование. Другими словами, управление проблемами имеет дело с явлением, которое приведет к обострению ситуации через какое-то время, поэтому его следует отличать от тех аспектов ПР-планирования, которое обычно осуществляется во время кризиса
Селективная идентификация проблем. Организация в состоянии одновременно заниматься разрешением лишь нескольких проблем. Поэтому, чтобы эффективно осуществлять управление проблемами, в центре внимания все время нужно держать от 5 до 10 конкретных приоритетных проблем, особенно тех, которые являются жизненно важными для организации.
Внимание к сильным и слабым местам. Большинство предполагаемых заранее проблем, с одной стороны, предоставляют организации шансы для своего укрепления, использования резервов, а с другой, - содержат угрозы. Например, оценивая сокращение государственного бюджета, страховая организация может наперед предвидеть, что это приведет к сокращению выплат заработной платы работающим в государственном секторе. В этом случае меньше людей будут пользоваться собственными транспортными средствами, а отсюда снизится и количество дорожно-транспортных происшествий и необходимость соответствующих выплат по страхованию. То есть это можно было бы расценить как положительный момент для страховой организации. С другой стороны, такое сокращение означает, что теперь больше людей не смогут осуществлять страхование собственных транспортных средств. А это уже содержит элемент угрозы для оборота страховой организации, о чем ей следует знать заранее.
Планирование в направлении "извне вовнутрь". Внешняя среда, а не внутренняя стратегия обусловливает селекцию приоритетных проблем. Именно этим управление проблемами отличается от обычного подхода к стратегическому планированию, которое в значительной мере определяется внутренними проблемами и задачами организации. То есть управление проблемами во многом обусловлено внешними факторами.
Ориентация на получение пользы. Несмотря на то, что многие люди расценивают управление проблемами как ожидание кризиса, однако настоящей его целью должна быть защита организации от воздействия внешних факторов и усиление ее деловой активности за счет нейтрализации факторов, представляющих угрозу тем преимуществам, которыми она располагает.
Составление графика действий. Общий процесс управления проблемами, предусматривающий идентификацию и упорядочение возникающих проблем, точно так же должен предлагать и общую политику, программы и график разрешения этих проблем. Действие - ключ к процессу эффективного управления проблемами.
Поддержка со стороны руководства. Поскольку отдел паблик рилейшнз бессилен что-либо сделать без доверия и уважения со стороны высшего руководства организации, постольку и процесс управления проблемами должен осуществляться при его поддержке. Без санкций основного руководителя одобрение и осуществление управления проблемами в пределах организации невозможно.
Подобно управлению
процессом паблик рилейшнз в целом,
реализация управления проблемами также
должна начинаться с определения
проблемы с помощью традиционных,
как формальных, так и неформальных методов
исследования. Затем должны быть тщательно
оценены возможные последствия обострения
проблемы, определены приоритеты. Эту
работу лучше поручить специально созданному
проблемному комитету, в состав которого
могут входить руководители всех структурных
подразделений организации и юрисконсульты.
Далее, после проведения такой аналитической
работы, организации нужно сделать заявление
о своей позиции по отдельным проблемам,
довести до ведома общественности направления
своей политики. Наконец, чтобы добиться
желаемых результатов, организация должна
составить план действий и реагирования
на проблемы. Тут важна координация всех
видов работы - лоббистских усилий организации,
выступлений руководителей, рекламы и
связей с целевыми группами как внутренней,
так и внешней общественности - с целью
распространения информации о степени
риска и способах его предотвращения и
т.д.
Если организация при помощи процедур управления проблемой не смогла предотвратить нежелательное развитие событий на предкризисном этапе и проблема переросла к кризис, она должна прибегнуть к новым процедурам, связанным с мерами в условиях разразившегося кризиса. Для нее наступают времена набольшего испытания всех ее ресурсов и возможностей. От того, как организация поведет себя в условиях кризиса, будет зависеть отношение к ней в будущем. Непрофессиональные действия не только повлияют на репутацию организации, но и принесут ей значительные материальные потери или полное разорение. Поэтому в условиях кризиса очень важно действовать разумно и вместе с тем откровенно и честно сотрудничать со средствами массовой информации, своими служащими и населением в целом.
Типичными ошибками, которые обычно совершают организации в условиях кризиса, по мнению американских ПР-специалистов, являются:
1. Колебания,
порождающие у общественности
впечатление о нерешительности,
2. Затуманивание,
приводящее к мысли о
3. Месть, увеличивающая напряжение и нагнетающая эмоции вместо того, чтобы успокаивать общественность.
4. Ложь или
уклонение, порождающие еще
5. Разглагольствования,
поражающие раздражение своей
безосновательной
6. Конфронтация,
дающая повод другим раздувать
проблему и нагнетать
7. Судебное оспаривание,
которое неизбежно делает
Если говорить в целом, то на протяжении первых наиболее критических после возникновения кризиса часов первоочередными являются два вопроса: что делать и что говорить. Смыслом деятельности должно стать не простое реагирование на развитие кризиса, а разработка стратегии его сдерживания и опережения. Чтобы избежать дальнейшего углубления ПР-кризиса, организация должна как можно скорее оценить ситуацию, определить наиболее уязвимые места в ней, обратив особое внимание на возможную угрозу жизни людей и опасность загрязнения окружающей среды. Очень важно предусмотреть сценарии вероятного развития кризисных событий и заранее подготовить проекты сообщений и заявлений.
Затем организация должна приступить к практическим действиям, направленным на обуздание и преодоление кризисной ситуации. Специалисты по паблик рилейшнз рекомендуют сделать следующие практические шаги:
1. Занять четкую,
недвусмысленную позицию. В
2. Привлечь к
активным действиям высшее
Информация о работе Общественные связи в различных сферах деятельности