Обращение граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат

Описание работы

Право граждан на обращения представляет собой гарантированную Конституцией Российской Федерации возможность обращаться лично или через своих законных представителей, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления в целях реализации и защиты своих прав на территории муниципального образования.

Нормативной основой обращения граждан в органы местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон «Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления», устав муниципального образования и Положение.

Работа содержит 1 файл

обр граждан конечный вариант.docx

— 35.93 Кб (Скачать)

Право граждан на обращения представляет собой гарантированную Конституцией Российской Федерации возможность  обращаться лично или через своих  законных представителей, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления в целях реализации и защиты своих  прав  на территории муниципального образования.

    Нормативной основой  обращения граждан в  органы местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», Закон «Об обращениях граждан в органы государственной  власти и органы местного самоуправления», устав   муниципального образования и Положение.

    Субъектами  обращения в органы местного самоуправления являются: жители муниципального образования, иные граждане Российской Федерации, иностранные  граждане, а также лица без гражданства.

    Органы  местного самоуправления обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения  граждан и принимать по ним  решения в порядке, установленном  Законом «Об обращениях граждан  в органы государственной власти и органы местного самоуправления»  и настоящим Положением.

    Обращения граждан, поступившие в органы местного самоуправления от депутатов рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Положением.

    Ключевой  вопрос любой власти – доверие  к ней людей. Степень этого  доверия напрямую определяется тем, как власть защищает права и свободы  конкретного гражданина.

    Согласно  программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», уже в текущем году завершается этап, результатом которого должно стать повышение эффективности  взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и гражданами. Как для федеральных и региональных органов власти, так и для органов  власти местного самоуправления реализация нового формата взаимоотношений  с гражданами и хозяйствующими субъектами – это проблема повышения качества предоставляемых ими информационных услуг.

    В этой связи заслуживает внимания опыт органов государственной власти Московской области по организации  работы с обращениями граждан. В  качестве системы автоматизации  работы с обращениями граждан  в органах государственной власти региона используется система автоматизации  делопроизводства и электронного документооборота «ДЕЛО».

    В 2009 году Правительством Московской области, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также общественными приёмными Губернатора Московской области рассмотрено 1 млн. 356 тыс. 512 обращений (на 303 тыс. 443 обращения больше, чем в 2008 году). Из них решено положительно 937 тыс. 771 обращение (в 2002 году – 843 386).

    Среди важнейших направлений развития Федеральной целевой программы  «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)»  – обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных  информационных ресурсов, создание условий  для эффективного взаимодействия между  органами государственной власти и  гражданами на основе использования  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). 

Из  Федеральной целевой  программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)»

«Основными  задачами этого направления являются расширение объёма информации и перечня  информационных услуг, предоставляемых  гражданам и хозяйствующим субъектам  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности.

Решение этих задач будет основано на следующих  принципах:

  • открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов;
  • обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, повышение доверия граждан к государству;
  • открытость процедур, связанных с проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Предусмотренные Программой меры по модернизации государственного управления и местного самоуправления обеспечат кардинальное ускорение  процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в  экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию  этих процессов и, как следствие, рост числа граждан и организаций, использующих ИКТ во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления». 

Правовые  аспекты организации  работы с обращениями  граждан

     Конституция Российской Федерации гарантирует  гражданам нашей страны право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления.

     В настоящее время на федеральном  уровне отсутствуют законодательные  акты, регулирующие процедуру рассмотрения обращений граждан. В данной сфере  взаимоотношений государства и  общества продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года (с учётом изменений  и дополнений 1980 и 1988 годов). Этот документ, принятый в иных политических и экономических  условиях, во многом устарел. Он исходит  из принципов централизации государственной  власти, строгой подчинённости по вертикали нижестоящих органов  вышестоящим, содержит иные положения, вступающие в противоречия с действующей Конституцией.

     Именно  поэтому в Московской области  были приняты свои законодательные  акты, регулирующие работу с обращениями  граждан. В первую очередь, это Устав  Московской области и вступивший в силу 9 декабря 1999 года Закон Московской области «Об обращениях граждан» (принят Московской областной Думой  в октябре 1999 года).

     Устав содержит нормы прямого действия, предусматривающие обязательные для  исполнения всеми государственными и муниципальными служащими Московской области сроки рассмотрения обращений  граждан.

     Закон Московской области «Об обращении  граждан» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом  Московской области устанавливает  порядок реализации гражданами права  на обращение в органы государственной  власти и органы местного самоуправления Московской области.

     Приведём  здесь хотя бы основные положения  Устава Московской области и Закона Московской области «Об обращениях граждан».

     В Московской области обеспечивается право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области.

     Каждый  вправе лично, а также через своего законного или уполномоченного  представителя обратиться к Губернатору  Московской области, в Московскую областную  Думу, Правительство Московской области, центральные и территориальные  органы исполнительной государственной  власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области  по вопросам, отнесённым к их ведению, и получить ответ на своё обращение  в установленный законодательством  срок.

     Обращения граждан могут быть поданы в виде предложений, заявлений, ходатайств, жалоб. Обращения могут быть индивидуальными  и коллективными. Они могут быть сделаны как в устной, так и  в письменной форме.

     Обращения граждан рассматриваются органами государственной власти и органами местного самоуправления Московской области, их должностными лицами в срок до одного месяца со дня их регистрации.

     Обращения, не требующие специального изучения и (или) проверки, рассматриваются безотлагательно, в срок не более 15 рабочих дней.

     В случаях, требующих для разрешения вопросов, поставленных в обращениях, проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения обращений  граждан могут быть продлены соответствующими должностными лицами не более чем  на один месяц с сообщением об этом обратившемуся гражданину и обоснованием необходимости продления сроков.

     Рассмотрение  обращений граждан, содержащих вопросы  защиты прав ребёнка, предложения по предотвращению возможных аварий и  иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.

     Должностное лицо одновременно с поручением о  рассмотрении обращения вправе принять  решение о взятии его на контроль, а также, в процессе исполнения поручения  и после его завершения, запросить  информацию о ходе и результатах  рассмотрения обращения.

     Неправомерный отказ в приёме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков и порядка их рассмотрения, принятие заведомо необоснованного, незаконного  решения, преследование граждан  за критику, предоставление недостоверной  информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина (без  его согласия), а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. 

Основные  принципы организации  работы с обращениями  граждан, принятые в  отделе писем аппарата Правительства Московской области

Граждане  могут обратиться в Правительство  Московской области различными способами:

  • письменно (в том числе по электронной почте, через сайт Правительства, по факсу);
  • через «Пейджер Губернатора»;
  • по телефону;
  • на личном приёме в Приёмной Правительства;
  • на выездных приёмах населения.

Независимо  от способа поступления все обращения  граждан регистрируются в информационной системе. При регистрации:

  • обращению присваивается регистрационный номер;
  • указываются фамилия и инициалы заявителя и его адрес;
  • отмечается способ доставки обращения (письмо, телеграмма, доставлено лично и т. д.);
  • проставляются дата и исходящий номер сопроводительного письма;
  • отмечаются социальное положение и льготный состав авторов обращений;
  • обращение проверяется на повторность (при необходимости из архива поднимается предыдущая переписка);
  • составляется аннотация на обращение;

     С момента регистрации обращения  начинается отсчёт срока его исполнения.

Контроль  сроков исполнения, а также централизованную подготовку ответа заявителю осуществляет исполнитель, указанный в поручении  первым. Соисполнители не позднее  семи дней до истечения срока исполнения письма обязаны представить ответственному исполнителю все необходимые  материалы для обобщения и  подготовки ответа. Контроль также  автоматизирован.

     После завершения рассмотрения обращения  и оформления ответа подлинник обращения  и все материалы, относящиеся  к рассмотрению, передаются в службу делопроизводства, где проверяется  правильность оформления ответа. Руководство  службы делопроизводства может обратить внимание исполнителя на несоответствие подготовленного ответа установленным  требованиям и предложить переоформить ответ.

Подготовка  ответа заявителю является последней, завершающей частью процесса рассмотрения обращения. Именно по полученному ответу обратившийся гражданин будет судить, насколько внимательно подошли  к рассмотрению его обращения, всё  ли было сделано для решения его  проблемы, или же орган государственной  власти, не рассмотрев обращение по существу, ограничился лишь формальной отпиской.  
  Многие обращения, многие поставленные в них вопросы связаны с тем, что граждане не всегда знают свои права, не знакомы с порядком их реализации. Именно результаты аналитической работы дают возможность своевременно реагировать и принимать необходимые меры для решения проблем, которые больше всего беспокоят граждан.

     Анализ  поступающей почты – важный элемент  работы с обращениями граждан. Только на основе грамотно проведённого анализа  можно выявить и устранить  причины и условия, которые привели  или могут привести к нарушениям прав и охраняемых законом интересов  граждан.

Информация о работе Обращение граждан