Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:14, контрольная работа
Потребитель как человек представляет собой сложную социально-психологическую систему, обладающую индивидуальными, присущими только конкретному лицу, комплексом черт и особенностей психики, восприятием мира. Несмотря на то что современная наука, изучающая поведение потребителей (например, исследования в области нейромаркетинга), продвинулась достаточно далеко, она все же не дает однозначные ответы, которые позволили бы объяснять и предсказывать действия покупателе
Понятие модели, этапы формирования модели……………………………………………………3
Классификация моделей поведения потребителя………………………………………………..6
Потребительские мотивы…………………………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………………………………17
а) Когнитивная модель, (от лат. cognio – знание, познание. ) описывающая поведение потребителя как совершение им обдуманных и рациональных шагов.
Когнитивная психология – направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. как альтернатива доминированию бихевиористической теории, отрицавшей роль сознания и подходившей к интеллекту в основном как к способности учиться путем проб и ошибок.
Таким образом, когнитивное поведение характеризуется как обдуманное, рациональное поведение, позволяющее осознанно контролировать все действия и научно принимать решения. На рис. 1.6 показан пример когнитивной модели поведения потребителя.
Недостатком когнитивной психологии является недооценка неосознаваемых факторов. Последние, согласно теории З. Фрейда и К. Юнга, непосредственно влияют на поведение человека и представляют собой биологические, физиологические, поведенческие инстинкты и рефлексы.
Сторонники когнитивной психологии считают, что побуждающим стимулом к покупке товара является правильное и полное знание о нем.
Пример:
Знаменитый специалист в области рекламы Генри Огилви в книге «Откровения рекламного агента» пишет:
«Давайте фактическую информацию. Среди составителей текста бытует превратное мнение, будто потребителя не интересуют факты, и потому лишь небольшая часть объявлений содержит фактическую информацию. Чтобы убедиться в противном, достаточно ознакомиться с каталогами, по которым ежегодно осуществляется продажа товаров на миллионы долларов именно потому, что эти каталоги содержат фактическую информацию. То, что Вы говорите, важнее того, как Вы будете об этом говорить».
б) Гештальт-модель, разработана на основе гештальт-психологии.
Гештальт-психология – направление, получившее наибольшее распространение в Германии в начале ХХ века как вариант целостного под- хода к анализу психических процессов и явлений. Слово «гештальт» означает «форма», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.
В соответствии с этой теорией человек мыслит гештальтами, то есть целостными образами.
Используя в гештальт-модели принцип единства и целостности как естественные свойства психики человека, можно более эффективно разрабатывать рекламные тексты, организовывать мерчендайзинг и осуществлять другие маркетинговые мероприятия, связанные с восприятием информации.
Примеры:
1. Реклама Мальборо: фотография ковбоя с сигаретой. На снимке воспринимается как олицетворение мужества. Нет ни лозунга, ни текста, только слова «Мальборо», выделенные красным цветом (автор рекламы – Лео Бернетт). С позиции гештальт-психологии данная реклама имеет за- вершенный смысл, четко выделен бренд «Мальборо». Изображение ков- боя служит для привлечения внимания покупателей.
2. Реклама офтальмологического центра: черный квадрат на белом листе бумаги, со словами: «Так выглядит солнце, небо, цветы для слепых. Проверьте зрение». Реклама отмечается завершенностью послания, черный цвет на белом фоне также хорошо привлекает внимание.
в) Бихевиористическая (behavior – поведение с англ.) модель, разработана на основе понятия бихевиоризма как совокупности двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на стимулы внешней среды (рис. 1.7).
Примечание. Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в психологии, активно изучаемое в США. В основе бихевиористической теории лежит постулат о том, что изучение поведения человека возможно только экспериментальным путем. Основными теоретическими понятиями бихевиоризма являются понятия стимула и реакции. Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Термин предложен Дж. Уотсоном в 1913 году.
Сторонники бихевиоризма полностью отрицают сознание и считают, что поведение человека и животных имеет сходные закономерности на основании биологической общности.
Также изучаются такие факторы, как мотивация, выбор, память и др. Таким образом, поведение потребителя соответствует принципу «проб и ошибок». Поэтому бихевиоризм называется также «психологией стимула / реакции ответа».
г) Экономико-психологическая модель, созданная на основе теории экономической психологии.
Экономическая психология изучает психологию человека или групп людей в направлении, как психологические установки и стереотипы влияют на их поведение как субъектов экономических отношений.
Предметом экономической психологии являются не экономические процессы сами по себе, а, прежде всего, поведение людей, участвующих в них.
Появление экономической психологии связывают с именем Дж. Катоны, который еще в 40-х гг. ХХ столетия начал проводить эксперименты по изучению психологии потребителей. Между психологами и экономистами существует разница в подходе к изучению поведения потребителей.
Экономисты считают, что человек всегда рассчитывает варианты выбора, проявляя рационализм, личную выгоду, хозяйственный дух (теория предельной полезности).
Для психологов рациональные поступки человека есть лишь один из вариантов его поведения при решении о выборе товара, которое может приниматься также на основе эмоций, ассоциаций, воображения, ощущений, привычек и т.д.
Последователи психологической школы, отстаивая свою точку зрения, описывали ситуации, в которых люди действуют совершенно неэкономно, совершают бесполезные и даже бессмысленные с точки зрения экономики поступки.
Пример21:
Наблюдения над покупателями в супермаркете показали, что покупки часто совершаются не по заранее составленному перечню, а импульсивно – под влиянием обилия товаров. Большую роль играют: внешний вид товара, его запах, цвет. Во многих случаях оказывается, что у покупателей не хватает денег для оплаты отобранных товаров. Иногда даже дорогие вещи покупаются импульсивно, чтобы освободиться от напряженного состояния, вызванного потребностью.
Таким образом, можно считать, что экономическая психология изучает принципы рационального, нерационального и иррационального по- ведения человека в системе экономических отношений. На основании данной модели разработаны типы покупок, совершаемые разными потребителями: рациональная, импульсивная или рефлексорная покупки.
В кризисных условиях психологическая составляющая данной моде- ли еще более важна, чем в стабильной экономической ситуации, поскольку потребитель находится в неблагоприятной внешней среде и его эмоциональное состояние может привести к нерациональным поступкам.
д) Социально-психологическая модель, в основу которой положены социальной психологии.
Социальная психология – наука, изучающая механизмы и законо- мерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
Социальная психология изучает, как люди ведут себя в социальной среде, как они влияют друг на друга, как относятся друг к другу, какие мысли и чувства появляются в результате влияния людей друг на друга.
Социально-психологическая
Потребительские мотивы.
Как и сами потребности человека, потребительские мотивы сложны и многообразны. Они могут быть сильными и слабыми, постоянными и временными, позитивными и негативными. Главным является их вид определенный реальными потребностями. Среди наиболее существенных потребностей можно выделить следующие:,
Список литературы
Информация о работе Модели поведения потребителей. Потребительские мотивы