Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:19, курсовая работа
Согласно концепции маркетинга предпринимательская деятельность существует для удовлетворения нужд потребителя. Иначе говоря, потребность — это исходная идея маркетинга и его «компас»1.
Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие внутригрупповые интересы (нужды, потребности)2.
Потребность можно рассматривать с самых разных сторон — как биологическую, социальную, экономическую, производственную, культурную и др. При всем многообразии человеческих потребностей и нужд все они объединены тем, что обусловлены экономическим развитием общества.
Таблица 2.2 - Типы покупательского поведения10
Различия между марками | Высокая степень вовлеченности | Низкая степень вовлеченности |
Значительные | Комплексное покупательское поведение | Привычное покупательское поведение |
Незначительные | Активное покупательское поведение | Покупательское поведение, ориентированное на широкий выбор продукции |
Комплексное покупательское поведение — трехступенчатый процесс. Сначала у покупателя формируется определенное убеждение по отношению к товару. Затем у него появляется отношение к нему и, наконец, после тщательного обдумывания человек делает покупку.
Задача маркетолога – разработать стратегии, помогающие потребителям разобраться в относительной важности характеристик товаров, и информировать покупателей об отличии одной марки от другой, используя для этого печатные средства массовой информации.
Например. Покупка ковра предполагает высокую степень вовлечения потребителя, так как это дорогое приобретение, к тому же отражающее вкус покупателя. С другой стороны, большинство ковров различных производителей, но примерно одинаковой цены могут показаться потребителю весьма похожими друг на друга. После покупки потребитель может испытать чувство некоторого диссонанса, заметив в ковре какие-нибудь недостатки или услышав благожелательные отзывы коллег о других коврах. Зато он будет очень внимательно выслушивать информацию, подтверждающую правильность его выбора.
Рассмотрим, например, процесс покупки соли. Здесь степень вовлечения потребителя низка. Что может быть проще, чем зайти в магазин и купить пачку соли? Если кто-то привык покупать соль определенной марки, то такая потребительская лояльность в данном случае, скорее исключение. Итак, при покупке дешевых товаров каждодневного потребления степень вовлечения в нее потребителя очень низка.
При
покупке товара, не требующего высокой
степени вовлеченности
В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители все чаще выступают на рынке не разобщено и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.
Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность потребителя в рамках имеющихся средств приобрести все, что он считает нужным для потребления в условиях свободного выбора продавца, места, времени
О мотивах потребительского поведения написано сотни томов и проведено тысячи исследований.
Практическая
потребность понимания мотивов
потребительского поведения возникла
в XX веке, когда подавляющее большинство
товаров перестало делаться на заказ,
а стало производиться в
Но, задолго до этого ученые задумывались над тем — каковы мотивы потребительского поведения. И какова может быть общая модель поведения потребителя. Первыми ответ на эти вопросы дали экономисты, которые выдвинули четыре ключевых постулата относительно потребительского поведения:
Человек (потребитель) эгоистичен, он стремится к получению выгоды (для себя и своих близких), улучшению своего положения, удовлетворению своих потребностей. В общем, действует на благо себе, в рамках собственного понимания того, что является для него благом.
№ п/п | Понятие | Определение |
Восприятие как психологический фактор поведения потребителя | процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира | |
Инициатор покупки | лицо, определяющее необходимость или желание приобрести товар | |
Личностные факторы поведения потребителя | характеристики покупателя, включая возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе | |
Модель поведения покупателя | представление о поведении покупателей с помощью модели, включающей переменные факторы социальной среды, ситуационные, индивидуальные, базовые факторы и отношения, которые определяют намерение или нежелание приобрести какой-либо продукт | |
Мотив как психологический фактор поведения потребителя | потребность человека, ставшая столь необходимой, что заставляет его искать пути и способы ее удовлетворения | |
Отношение как психологический фактор поведения потребителя | устойчивая
благоприятная или | |
Покупатели | лица, непосредственно осуществляющие покупку | |
Потребительское поведение | совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов | |
Рациональные мотивации | поведение потребителя, следующее таким мотивам, как прибыль или экономия, снижение риска, удобство, качество, гарантированное обслуживание | |
Ситуационные факторы | факторы, являющиеся элементом модели поведения потребителей и отражающие обстоятельства покупки, место и время покупки | |
Социальные факторы потребительского поведения | факторы, определяющие поведение потребителя; к ним относят референтные группы, семью, социальные роли и статусы | |
Теория мотивации Фрейда | теория, заключающаяся в предположении, что человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации, подавляя в себе множество влечений | |
Теория мотиваций Маслоу | теория, определяющая порядок значимости человеческих потребностей от низших к высшим: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в самоуважении и самоутверждении | |
Тип личности потребителя | совокупность
отличительных психологических
характеристик человека, обеспечивающих
относительную | |
Факторы культурного порядка | факторы, влияющие на поведение потребителя, к которым относятся: культура, субкультура, социальное положение |
Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник. [Текст] /И.В. Алешинра – М. :. Экономистъ, 2006 г. | |
Баркан Д. И. Управление продажами: Учебник / Д. И. Баркан; Высшая школа | |
Блэкуэлл, Р. Д. Поведение потребителей [Текст] / Р. Д. Блэкуэлл. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. | |
Егорова М. М., Логинова Е. Ю., Швайко И.Г. Маркетинг. Конспект лекций - М.: Эксмо, 2008 | |
Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008. | |
Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - 10-е межд. изд. – СПб. : Питер, 2003. | |
Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Данченок. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2008 | |
Маркетинг: общий курс: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600 «Экономика» [Текст] / под ред. Н.Я. Колюжной, А.Я. Якобсона. – М. : Омега-Л, 2006. | |
Маркетинг: учебник [Текст] / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербитовкий, В.И. Павленко. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. | |
менеджмента СПбГУ. — СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. | |
Попов, Е. В. Продвижение товаров и услуг [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Попов. – М. : ФиС, 2002. | |
Федько Н. Г. Поведение потребителей [Текст] : учеб. пособие / Н. Г. Федько, В. П. Федько. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. |
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д |
Информация о работе Модели поведения покупателей на потребительском рынке