Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:19, курсовая работа
Согласно концепции маркетинга предпринимательская деятельность существует для удовлетворения нужд потребителя. Иначе говоря, потребность — это исходная идея маркетинга и его «компас»1.
Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие внутригрупповые интересы (нужды, потребности)2.
Потребность можно рассматривать с самых разных сторон — как биологическую, социальную, экономическую, производственную, культурную и др. При всем многообразии человеческих потребностей и нужд все они объединены тем, что обусловлены экономическим развитием общества.
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Новосибирский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Маркетинг |
Тема | Модели поведения покупателей на потребительском рынке |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Согласно концепции маркетинга предпринимательская деятельность существует для удовлетворения нужд потребителя. Иначе говоря, потребность — это исходная идея маркетинга и его «компас»1.
Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие внутригрупповые интересы (нужды, потребности)2.
Потребность можно рассматривать с самых разных сторон — как биологическую, социальную, экономическую, производственную, культурную и др. При всем многообразии человеческих потребностей и нужд все они объединены тем, что обусловлены экономическим развитием общества.
Потребность проявляется в стремлении людей потреблять те или иные блага и носит объективный характер, поскольку возникает под воздействием социально-экономических условий развития общества, уровня материального благосостояния, конкретного исторического этапа. На современном этапе доминирующую роль приобрели потребности, определяемые социально-экономическими условиями жизни общества.
Таким образом, потребности — категория динамическая: удовлетворенная потребность, обеспечив развитие личности, группы, общества, поднимает их на новую ступень, на которой возникают более высокие потребности. Маркетинг, ставящий нужды потребителя (покупателя) во главу угла производства, объективно отражает этот абсолютно естественный процесс, подтверждая то положение, что без потребности нет производства.
Большое значение для маркетинга имеют характеристики того, кто предъявляет потребность на рынке. Разнообразие потребностей и их факторов формирует различные типы потребителей и соответствующие им модели потребительского поведения.
Потребитель – субъект рынка, использующий материальные или духовные блага для собственных целей, но не для перепродажи.
Потребители
неоднородны по своим характеристикам.
Потребителя можно
Поведение потребителей – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решения, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Следовательно, тема исследования мотиваций и типов потребительского поведения достаточно актуальна, потому что каждый индивид, является потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе особенностей потребителей выявляются модели, характерные для их поведения. Типы потребительского поведения тесно связаны с мотивациями. Приобретение различных товаров или использование услуг является действием, которое основывается на различных побудительных мотивах. Эти мотивы могут формироваться под воздействием случайных импульсов или опираться на здравый смысл. Таким образом, исследование мотиваций и типов потребительского поведения является очень важным для создания рекламы, способной воздействовать на целевую аудиторию необходимым для рекламодателя образом.
Объект исследования – поведение потребителей. Предмет исследования - особенности различных моделей поведения потребителей.
Целью курсовой работы является – изучение особенностей различных моделей поведения потребителей на рынке.
Задачи исследования:
1.1 Потребности, как
исходный момент маркетинговой
деятельности
В маркетинге следующее правило, которое надо всегда помнить:
Покупателю нужен не товар как таковой, а возможность наилучшим образом удовлетворить свою потребность3.
Потребность является объектом изучения и формирования для маркетинга. Рассмотрим основные понятия, используемые маркетингом и связанные с потребностью.
Нужда - чувство, что недостаток
чего-либо наносит ущерб
Потребность - осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание.
Различие между нуждой и потребностью довольно условно. Зачастую в маркетинге эти понятия даже подменяются друг другом. Так, нередко говорится о потребности в общении, потребности в перемещении из одного пункта в другой, потребности в пище. Однако, если исходить из данных определений, то все перечисленное - это различные нужды человека, в то время как потребности (т.е. нужда, принявшая специфическую форму) - это, например, посещение ночного клуба с друзьями, поездка на общественном транспорте и желание съесть жаркое.
Задачи исследования потребностей в маркетинге:
Воздействие различных факторов приводит к существованию целого спектра разнообразных потребностей, требующих специального набора маркетинговых инструментов. Например, если потребность ненасущная, то для стимулирования ее необходимо проведение более интенсивных маркетинговых мероприятий.
Таблица 1.1 Классификация потребностей4
Признак классификации | Вид потребности |
По
историческому месту |
прошлые
настоящие будущие |
По степени настоятельности | насущные
ненасущные |
По степени сопряженности | слабо сопряженные
сопряженные сильно сопряженные |
По степени удовлетворения | удовлетворенные
частично
удовлетворенные неудовлетворенные |
По уровню взаимосвязи товаров в процессе удовлетворения потребности | простые
сложные |
По степени выраженности | явные
скрытые |
По степени активности действий, необходимых для удовлетворения потребностей | активные
пассивные |
Потребность
как объективное явление
Дифференциация потребностей проявляется, например, в их возрастных различиях. По этому признаку различаются как абсолютный уровень, так и структура потребности. В целом жизненный цикл потребностей напоминает асимметричную параболическую кривую: потребности возникают с момента появления человека на свет (а фактически - еще до этого момента), растут по восходящей линии до какого-то момента (пика потребностей, приходящегося на период расцвета физических, духовных и профессиональных качеств человека), затем начинают постепенно сокращаться (вплоть до момента ухода из жизни) (см. Приложение А).
Каждому этапу жизненного цикла потребностей должна соответствовать определенная маркетинговая политика, направленная на максимальное удовлетворение этих потребностей с учетом их масштабов и структурной специфики.
Среди наиболее важных закономерностей потребности можно отметить также закон возвышения потребностей: каждая следующая потребность удовлетворяется на более высоком уровне (исключение составляют потребители-консерваторы, но их на целевом рынке, как правило, не более 5%).
Например, потребности человека определяются его возможностями: при данном уровне дохода, например, 15 тыс. руб. в месяц, кажется, что для удовлетворения всех важных потребностей необходимо получать 30 тыс. руб. Но как только зарплата увеличится до требуемой суммы, этот «желаемый предел» вырастет до 60 тыс. Кроме того, требования к качеству товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, также возрастут. Увеличится и перечень потребностей, которые просто необходимо удовлетворять.
Таким
образом, требуются немалый опыт,
широкий кругозор и информированность,
чтобы своевременно, а главное, правильно,
определять насущные потребности потенциальных
покупателей и условия их активности,
т.е. в конечном счете — потребительские
требования к товару. Необходимо помнить,
что процесс покупки начинается с признания
потребности покупателем и точного мысленного
описания ее интенсивности и характера.
Это положение вошло во все современные
руководства по маркетингу, а кроме приведенной
классификации потребностей их можно
разделить на: первостепенные и второстепенные,
настоятельные и менее настоятельные,
первоочередные и менее значимые, индивидуальные,
групповые, классовые, общественные и
др5.
1.2 Классификация
потребителей
Рынок
для маркетолога – это
Потребители товаров, услуг, идей – это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи. Индивидуумы и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, изобретатели и госструктуры, международные организации и даже мировое сообщество – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме, услуг и (или) идей.
Существует множество различных классификация потребителей. Традиционная классификация определяет потребителей по следующим критериям.
1.
Пол: существуют товары с
2. Возраст.
3. Доход.
4. Образование.
5.
Социально-профессиональный
6.
Быстрота реакции на новую
информацию или появление
Можно выделить пять типов потребителей6:
1.
Индивидуальные – это
2. Семьи или домохозяйства – это группа покупателей продуктов питания и непродовольственных товаров, за исключением личных вещей. Решения принимаются совместно супругами, либо главой семьи.
Информация о работе Модели поведения покупателей на потребительском рынке