Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:55, курсовая работа
По моему мнению указанные вопросы актуальны в настоящее время, поскольку в условиях рыночных отношений наибольшего успеха добивается только та компания, которая может создать высшую потребительскую ценность и которая удовлетворяет потребителя лучше, чем конкуренты. Это требует углублённого и качественного изучения рынков, а также методов конкурентной борьбы и участников того или иного рынка.
1 Введение 2
Глава 1 Конкуренты и конкурентная среда 3
2.1 Методы конкурентной борьбы на рынке 3
2.2 Конкурентные структуры или типы рынков 4
2.3 Этапы изучения конкурентной среды 6
2.4 Понятие конкурентных сил 8
Глава 2 Модель покупательского поведения 8
3.1 Простая и развёрнутая модели покупательского поведения 8
3.2 Имитационное моделирование 10
3.3 Характеристики, влияющие на покупательское поведение 11
3.3.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 11
4 Заключение 20
Список используемой литературы 21
Если Ваш товар наряду с товарами других фирм удовлетворяет конкурентную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами (это могут быть, например, автомашина, мотоцикл, велосипед как средства транспорта; гантели, штанги как спортивные товары).
Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется, по крайней мере, один параметр, по которому они различаются (мощность мотора автомобиля, количество скоростей у велосипедов).
Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными фирмами. Подобная конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности.
Изучение товара конкурента позволяет
выявить не только его, но и свои слабые
и сильные стороны. Некоторые фирмы используют
потребительские панели для оценки собственных
товаров и товаров конкурентов, проводят
опросы дистрибьюторов, специалистов,
покупателей. «Форд», к примеру, покупает
изделия конкурентов и разбирает их (прием
конструирования наоборот). Известно,
что многие фирмы в своих дизайнерских
разработках учитывают товары конкурентов.
2.4 Понятие конкурентных сил
Конкурентные силы - это активно действующие на рынке факторы, составляющие суть конкурентной борьбы на нем. Конкурентные силы можно проранжировать по степени их влияния на конкуренцию следующим образом:
1. соперничество уже имеющихся конкурентов между собой;
2. влияние государства на рынке;
3. свойства покупателей;
4. угроза появления товаров или услуг-заменителей;
5. влияние поставщиков комплектующих изделий и т.п.;
6. угроза появления новых конкурентов.
На рынке все силы действуют не изолированно, а в очень сложной взаимосвязи, которая реализуется в состоянии конъюнктуры рынка. Поэтому анализ конкурентных сил можно проводить несколькими способами:
1) изучать обобщенное влияние действующих сил на конкуренцию, которое проявляется в состоянии конъюнктуры рынка;
2) исследовать состояние и влияние каждой силы на конкуренцию в отдельности;
3) изучив состояние и влияние каждой силы на конкуренцию, определить их причинно-следственные связи с состоянием экономической конъюнктуры.
Глава 2. МОДЕЛЬ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1 Простая и развёрнутая модели покупательского поведения
Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Основной вопрос поведенческого маркетинга в системе потребитель - продавец: как реагируют покупатели на различные маркетинговые приемы компании. Компания, действительно понимающая, как потребители реагируют на различные свойства товара, его цену и рекламу, получает значительное преимущество перед конкурентами. Маркетинговые стимулы состоят из четырех элементов: товара, цены, распространения и продвижения. Остальные факторы зависят от среды, окружающей покупателя: экономики, технологии, политики и культуры. Все эти составляющие попадают в «черный ящик» потребителя и превращаются в совокупность наблюдаемых реакций: выбора товара, торговой марки, торгового посредника, времени покупки и объема покупки.
Однако раскрыть все тайны покупательского
поведения очень сложно, поскольку причины
тех или иных решений часто запрятаны
глубоко в подсознании потребителей.
Рисунок 1.
Простая модель покупательского поведения.
Именно поэтому и фирмы и научные работники
тратят так много усилий на исследование
зависимостей между побудительными факторами
маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Отправной точкой всех этих усилий является
простая модель, представленная на рис.
1. На нем показано, что побудительные факторы
маркетинга и прочие раздражители проникают
в "черный ящик" сознания покупателя
и вызывают определенные отклики.
На рис. 2 эта же модель представлена в
развернутом виде. В левом прямоугольнике
- побудительные факторы двух типов. Побудительные
факторы маркетинга включают в себя четыре
элемента: товар, цену, методы распространения
и стимулирования. Прочие раздражители
слагаются из основных сил и событий из
окружения покупателя; экономической,
научно-технической, политической и культурной
среды. Пройдя через "черный ящик"
сознания покупателя, все эти раздражители
вызывают ряд поддающихся наблюдению
покупательских реакций, представленных
в правом прямоугольнике: выбор товара,
выбор марки, выбор дилера, выбор времени
покупки, выбор объема покупки.
Рисунок
2.
Развернутая
модель покупательского поведения.
Задача деятеля рынка - понять, что происходит
в "черном ящике" сознания потребителя
между поступлением раздражителей и проявлением
откликов на них. Сам "черный ящик"
состоит из двух частей. Первая - характеристики
покупателя, оказывающие основное влияние
на то, как человек воспринимает раздражители
и реагирует на них. Вторая часть-процесс
принятия покупательского решения, от
которого зависит результат.
3.2 Имитационное моделирование.
Перспективным методом сбора первичной маркетинговой информации является имитационное моделирование. Оно заключается в построении математической, графической или иной модели контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику фирмы и в последующих экспериментах на модели с целью изучения влияния изменений этих факторов на объект исследования.
Наиболее широко применяется моделирование, обобщающее, объясняющее и прогнозирующее поведение потребителей. Большинство известных моделей покупательского поведения построено в расчете на интересы отдельных фирм. Зависимые и независимые переменные этих моделей выражают особенности поведения покупателей в отношении конкретных товаров в рамках определенных сегментов рынка.
К наиболее известным моделям покупательского поведения относятся:
стохастические (или вероятностные), которые основываются на предположении, что предыдущие, и особенно последняя, покупки определяют будущее поведение потребителя на рынке. Они используются при определении степени лояльности к маркам товаров, частоты смены привычных марок;
линейно-экспериментальные, применяемые обычно для моделирования потенциального спроса на конкретные товары. Они отличаются формальной математической структурой и отражают тенденции поведения потребителей относительно отдельных товаров, такие, как доля той или иной торговой марки в совокупном объеме покупательского спроса. Такие модели носят обычно описательный характер и представляют собой обобщение движения спроса населения на всем рынке;
модели переработки информации, строящиеся на предположении о том, что покупатель постоянно получает информацию из многих источников, перерабатывает ее и принимает решение о выборе того или иного товара.
Достоинством имитационного моделирования
является возможность всестороннего изучения
множества факторов, определяющих стратегию
маркетинга
3.3 Характеристики, влияющие на покупательское поведение
На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы. В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но они должны их учитывать.
3.3.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.
- факторы культурного порядка:
1) Культура;
2)Субкультура;
3)Социальное положение;
- социальные факторы:
1) референтные группы;
2) семья;
3)роли и статусы;
- личностные факторы:
1) возраст и этап жизненного цикла семьи;
2) род занятий;
3) экономическое положение;
4) образ жизни;
5) тип личности и представление о самом себе;
- психологические факторы:
1) мотивация;
2) восприятие;
3) усвоение;
4) убеждения и отношения;
В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.
Факторы культурного уровня
Культурные факторы оказывают самое сильное влияние на покупательское поведение. Маркетолог должен понимать роль принадлежности к культуре, субкультуре и общественному классу. Культура оказывает важнейшее влияние на запросы и поведение человека. Поведение человека во многом зависит от воспитания. Воспитываясь в обществе, ребенок воспринимает основные ценности, модели восприятия, потребности и стереотипы поведения - в семье и различных социальных институтах. Для человека важнейшим обычно являются следующие ценности: достижение цели и успех, активная жизненная позиция и участие в общественной жизни, работоспособность и практицизм, прогресс, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, гуманизм, молодость, хорошая физическая форма и здоровье.
У каждого класса или общества есть своя культура, и в разных странах культура по-разному влияет на покупательское поведение. Если не учитывать этого, то маркетинговая политика не даст желаемого результата и, возможно, приведет к досадным ошибкам. Маркетологи, действующие на международном уровне, должны понимать культуру стран, с которыми они работают, и соответствующим образом изменять маркетинговые стратегии.
Маркетологи всегда стремятся выявлять культурные сдвиги, чтобы узнать какие новые товары хотели бы приобрести потребители. Например, произошел сдвиг в культуре, в результате которого люди стали больше внимания уделять собственному здоровью и физическому состоянию. Этот сдвиг вызвал создание гигантской индустрии производства тренажеров, спортивной одежды, пищи с пониженным содержанием жиров, натуральных продуктов и услуг по оздоровлению и занятиям спортом. Другой культурный сдвиг - установление менее формальных отношений между людьми - привел к увеличению спроса на простую и удобную одежду, менее калорийную, натуральную пищу и напитки с фруктовым вкусом. Это позволило компании «SPRING» изменить тренд омского рынка напитков в сторону появления «новой эры» газированной воды без красителей и вкусом фруктов. Растущее желание побольше времени посвящать отдыху вызвало повышение спроса на товары и услуги, облегчающее ведение домашнего хозяйства, в частности на микроволновые печи и пищу быстрого приготовления. Этот же культурный сдвиг способствовал расцвету торговли по каталогам.
Каждая культура состоит из более мелких элементов - субкультур, или групп людей, придерживающихся определенной системы ценностей, основанной на их общем жизненном опыте и положении в обществе. Отдельные субкультуры представлены группами людей, объединенных по национальным, религиозным, расовым признакам или проживающих в одном географическом регионе. Потребители, принадлежащие к разным субкультурам, образуют важные сегменты рынка, и в расчете на них маркетологи разрабатывают товары и маркетинговые программы.
Почти в каждом обществе в том или ином
виде существует классовая структура.
Общественные классы - это стабильные
и упорядоченные группы общества, члены
которых имеют приблизительно равное
общественное положение, интересы и поведение.
Принадлежность к тому или иному общественному
классу определяется не каким-либо единственным
фактором, например заработком, а сочетанием
рода занятий, дохода, образования, материального
благосостояния и других характеристик.