Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа
Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция). Миграция рабочей силы одна из достаточно важных проблем во всем мире, т.к. некоторые страны вследствие этого многое теряют, а некоторые переполнены эмигрантами из других стран мира.Поэтому необходимо постоянно отслеживать все процессы, происходящие при перемещении людей, а эти процессы могут зачастую меняться неконтролируемо. Так, например, при перемещении через границу людей данный фа
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ………………………………………….5
1.1. Понятие, причины и направления миграции рабочей силы……………5
1.2. Структура миграционных потоков в РБ………………………………….8
1.3. Анализ положительных и отрицательных последствий миграции
на экономику РБ…………………………………………………………………14
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИК РБ………………………………………………………………….16
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РБ………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
В течение 1998 г. в республике по договорам и контрактам работали мигранты из 32 стран (в 1995 г. – из 21 страны), а жители Республики Беларусь выезжали в 14 стран мира (в 1995 г. – в 7 стран). [7, с. 51]
В Беларусь в основном прибывали трудящиеся-мигранты
из стран СНГ и Балтии. Трудящиеся-эмигранты
из Беларуси выезжали в основном в Российскую
Федерацию, Чехию, Польшу, а также в Молдову,
Украину.
Большинство
трудящихся-эмигрантов из Беларуси работают
по договорам и контрактам в странах СНГ.
В числе выезжавших на работу за границу
преобладают занятые в строительстве
и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов,
занятых преимущественно умственным трудом,
выделяются преподаватели и воспитатели.
Тот факт, что среди выехавших трудиться
за границу только 1,5 % составили те, кто
имел пособие по безработице, свидетельствует
о том, что пока международная трудовая
миграция мало влияет на состояние белорусского
рынка труда, а также о невысокой активности
безработных по поиску работы за границей.
Наиболее активные трудовые
мигранты – это молодежь. Так, более половины
всех выезжавших на работу в другие страны
по договорам и контрактам (в 2008 г. – 60,2 %)
составляла молодежь в возрасте до 24 лет.
В контингенте трудящихся-иммигрантов
в республике существенно преобладают
мужчины: в 2008 г. они составляли 76,2 % всех
трудившихся иностранцев.
В современных социально-экономических
условиях Беларусь является потенциальным
экспортером рабочей силы. При государственном
регулировании временной внешней трудовой
эмиграции страна может получить определенный
экономический эффект, в первую очередь,
за счет освоения новых технологий и передовых
методов организации трудового процесса,
повышения квалификации и улучшения профессиональной
подготовки своих специалистов, овладения
иностранными языками. Знания и навыки,
приобретенные при работе в другой стране,
могут быть использованы после возвращения
на родину. Благодаря переводу заработанных
денег, увеличивается приток валютных
поступлений в республику. Эти средства
в значительной степени способствуют
повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов,
а в некоторых случаях могут способствовать
повышению внутренних инвестиций.
В 90-е гг. для республики было характерно быстрое сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании. Изменение кадрового потенциала науки в 90-е гг. можно разделить на два качественно разных этапа.
Первый из них характеризовался обвальным сокращением финансирования НИОКР и численности научных работников. На этом этапе доля расходов на науку в валовом внутреннем продукте сократилась с 2,27 % в 1990 г. до 0,82 % в 1992 г., а численность работников сферы "наука и научное обслуживание" – со 110,3 тыс. человек в 1990 г. до 53,3 тыс. человек в 1994 г.. Значительная часть научных работников в эти годы ушла в другие сферы деятельности или переехала в другие страны. [7,с. 48]
Ситуация
в последующие годы несколько стабилизировалась.
Однако установившаяся с 1993 г. тенденция
медленного снижения численности научных
работников продолжается и сейчас. Ежегодно
их число уменьшается на 3–4 тыс. человек.
Причем это происходит практически при
отсутствии притока молодежи. В результате
за последние пять лет число докторов
наук пенсионного возраста увеличилось
с 35 до 40 %, а кандидатов наук старше 50 лет
с 35 до 42 %. Проблема кадрового пополнения
науки за счет молодежи сегодня является
вопросом сохранения науки в нашей республике.
Отток кадров
из научно-технической сферы и падение
престижности научной деятельности имеют
в своей основе, прежде всего, экономические
причины:
- низкий уровень финансирования научных
исследований и разработок, не востребованность
результатов научных исследований производством;
- резкое падение престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого уровня социальных гарантий. По итогам августа 1999 г. средняя зарплата в отрасли "наука и научное обслуживание" составляла 24,1 млн руб., или 91 % от уровня зарплаты в промышленности и 112,3 % от средней зарплаты по народному хозяйству. Принципиально неприемлемым является также уравнительный принцип оплаты труда научных работников (должностные оклады директора института и младшего научного сотрудника соотносятся как 1,5:1);
- физически и морально устаревшая техническая база научных учреждений; недостаточный уровень информационного обеспечения и многие другие.
Но всё же, основные потери кадров науки происходят за счет внутренней миграции. Доля ежегодной научной эмиграции составляет около 2,5 % от общего оттока кадров из НИИ и вузов. Эти потери представителей научной и технологической элиты наносят невосполнимый урон экономическому развитию страны.
В последние годы
все больше работников
Итак, в настоящее время (2006-2010гг.) структура внешней миграции рабочей силы в Республики Беларусь выглядит следующим образом. [7, с. 48]
Диаграмма 1.1 Внешняя миграции рабочей силы в Республики Беларусь 2006-2010гг.1
По
данным диаграммы хорошо видно,
Диаграмма 1.2 Эмиграция рабочей силы в Республику Беларусь
По данным диаграммы видно, что в Беларуси количество рабочей силы на рынке увеличивается за счет эмигрантов из России, Украины и стран Балтии, возможно, это обусловлено соседским расположением этих стран, то что они принадлежат к одной языковой группе, схожими обычаями, что дает преимущества в адаптации.
Также для анализа структуры
миграционных процессов важно
рассмотреть не только
- молодежь с 21-25 лет
наиболее активные иммигранты, в
большинстве случаев их
- от 26-36 лет – 28%, по различным причинам;
- средняя возрастная группа от 36-45 лет составила более чем в 1,5 раза меньше доли молодежной группы 23,4%, чаще всего миграция рабочей силы данного возраста связана с получением определенного образования, опыта, навыков, успехов в той или иной сфере деятельности и желанием расти профессионально за границей и т.д.
- оставшиеся 7% приходятся на группу возраста старше 46 лет.[7, с.52 ]
Диаграмма возрастная миграция рабочей силы Республики Беларусь
Среди потенциальных трудящихся-мигрантов явно преобладают мужчины. В целом желали найти работу за границей 30,2 % среди мужчин и 20,1% - женщины.
Также выявлена тенденцию зависимость миграционной активности от уровня образования респондентов.
Наибольшую потенциальную миграционную активность проявляют работники с высшим образованием – 31,4 %. Это в полтора раза превышает миграционную активность респондентов со средним общим.
По профессиональному составу наиболее активны занятые в строительной отрасли (32,3 %), предприниматели - 46%, работающие в торговле 29,0 %. За ними следуют работающие в учреждениях системы образования (27,1 %), здравоохранения (25,7 %), культуры (24,7 %), промышленности (24,6 %). Наиболее низкий уровень в сельском хозяйстве – 9,8%.
Можно сделать вывод, что качественный состав миграции рабочей силы очень разнообразен. Главной особенностью миграции в Республики Беларусь заключается в том, что среди большинства мигрирующей за рубеж рабочей силы является молодежь и научные работники, ученые. Первое пагубно влияет на демографическую ситуацию в стране и лишает ее будущего. А во втором случае происходит утечка ценных кадров, утечка интеллектуальной собственности.
Количественный состав эмигрантов и иммигрантов в Беларуси приблизительно одинаков. В основном рабочая сила утекает в Россию, Украину и страны Балтии. А приток – происходит из стран СНГ, России и Украины.
1.3 Анализ положительных и отрицательных последствий миграции
на экономику РБ
Миграция рабочей силы в любой стране имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
Для наглядности положительные и отрицательные последствия иммиграции рабочей силы в Беларуси можно свести в таблицу.
Таблица 1.1 Последствия иммиграции рабочей силы в РБ
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
Въезд иностранных граждан инвестирует экономику |
иммигранты занимают наши рабочие места |
Создание на территории РБ иностранных и совместных предприятий, благотворительных фондов |
Нелегальная иммиграция негативно влияет как на экономику страны (не уплата налогов), так и на безопасность населения. |
Переподготовка кадров на современном зарубежном уровне, передача зарубежного опыта в управлении и работе, новые технологии |
Может привести к национальным и религиозным конфликтам |
Уплата налогов в бюджет страны от трудовой и предпринимательской деятельности |
Женщины и дети дают дополнительную нагрузку, требующую денежных затрат |
Пополнение медицинского бюджета, т.к. медицина для иммигрантов платная |
|
Увеличение численности населения, количества браков, рождаемости |
|
Ввоз валюты |
|
Хранение валюты в наших банках |
|
Иммиграция возмещает около 10% естественной убыли населения, |
|
Позволит Беларуси влиться в международный рынок труда и в перспективе - способствовать росту инвестиций в экономику страны. |
Таблица 1.2 Последствия эмиграции рабочей силы из РБ
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
При эпизодических миграциях: новый практический профессиональный опыт зарубежных стран |
Уменьшение численности населения |
Денежные переводы родственникам из-за границы, часть заработанных средств будет потрачена на товары и услуги, произведенные в нашей стране |
Утечка молодежи, снижение рождаемости |
Хранение денежных средств, заработанных за рубежом в банках РБ |
Утечка профессиональных кадров, ученых, учителей, профессоров |
Утечка интеллектуальной собственности | |
Потраченные средства государства на контроль за эмигрантами и возврат нелегально мигрирующих граждан | |
Торговля людьми за границей | |
Следовательно,
миграция рабочей силы всегда
влечет за собой последствия,
которые могут быть как
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
Миграционная политика – это политика, которую проводит государство с целью регулирования миграции населения, в том числе и рабочей силы, для того, чтобы снизить негативные последствия миграции на экономику и всю жизнедеятельность страны.
В Беларуси данными вопросами занимаются следующие органы:
1. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;
2. Областные и Минская городская миграционные службы при комитетах (управлениях) по труду и занятости населения областных и Минского городского исполкомов (далее - территориальные органы по миграции);
3. По поручению Совета Министров Республики Беларусь вопросы внешней трудовой миграции рассматриваются в пределах их компетенции и другими органами государственного управления.
Как было сказано ранее миграционные процессы необходимо контролировать, прогнозировать и регулировать. Для этого в нашей стране издаются законы, которые четко регулируют все процессы связанные с миграцией. В них прописаны все самые важные пункты о контроле миграции. Например, следующие:
- Порядок направления и привлечения рабочей силы;
- Порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов;
- Въезд и пребывание членов семей трудящихся-мигрантов;
- Квоты (пределы) для трудящихся-мигрантов;
- Особенности Трудового договора;
- Обеспечение занятости и социальных прав трудящегося-мигранта;
- Налогообложение трудящихся-мигрантов;
- Ввоз и вывоз трудящимися-мигрантами личного имущества, инструментов и оборудования;
- Предотвращение нелегальной трудовой миграции;
- Международное сотрудничество по проблемам внешней трудовой миграции и другое.
Современные тенденции международной миграции: