Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа

Описание работы

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция). Миграция рабочей силы одна из достаточно важных проблем во всем мире, т.к. некоторые страны вследствие этого многое теряют, а некоторые переполнены эмигрантами из других стран мира.Поэтому необходимо постоянно отслеживать все процессы, происходящие при перемещении людей, а эти процессы могут зачастую меняться неконтролируемо. Так, например, при перемещении через границу людей данный фа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ………………………………………….5
1.1. Понятие, причины и направления миграции рабочей силы……………5
1.2. Структура миграционных потоков в РБ………………………………….8
1.3. Анализ положительных и отрицательных последствий миграции
на экономику РБ…………………………………………………………………14

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИК РБ………………………………………………………………….16
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РБ………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач миграция (Автосохраненный).docx

— 86.13 Кб (Скачать)

        В течение 1998 г. в республике по договорам и контрактам работали мигранты из 32 стран (в 1995 г. – из 21 страны), а жители Республики Беларусь выезжали в 14 стран мира (в 1995 г. – в 7 стран). [7, с. 51]

         В Беларусь в основном прибывали трудящиеся-мигранты из стран СНГ и Балтии. Трудящиеся-эмигранты из Беларуси выезжали в основном в Российскую Федерацию, Чехию, Польшу, а также в Молдову, Украину.                
         Большинство трудящихся-эмигрантов из Беларуси работают по договорам и контрактам в странах СНГ. В числе выезжавших на работу за границу преобладают занятые в строительстве и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели. Тот факт, что среди выехавших трудиться за границу только 1,5 % составили те, кто имел пособие по безработице, свидетельствует о том, что пока международная трудовая миграция мало влияет на состояние белорусского рынка труда, а также о невысокой активности безработных по поиску работы за границей.  
      Наиболее активные трудовые мигранты – это молодежь. Так, более половины всех выезжавших на работу в другие страны по договорам и контрактам (в 2008 г. – 60,2 %) составляла молодежь в возрасте до 24 лет. В контингенте трудящихся-иммигрантов в республике существенно преобладают мужчины: в 2008 г. они составляли 76,2 % всех трудившихся иностранцев.  
       В современных социально-экономических условиях Беларусь является потенциальным экспортером рабочей силы. При государственном регулировании временной внешней трудовой эмиграции страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину. Благодаря переводу заработанных денег, увеличивается приток валютных поступлений в республику. Эти средства в значительной степени способствуют повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов, а в некоторых случаях могут способствовать повышению внутренних инвестиций.

        В 90-е гг. для республики было характерно быстрое сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании. Изменение кадрового потенциала науки в 90-е гг. можно разделить на два качественно разных этапа.

        Первый из них характеризовался обвальным сокращением финансирования НИОКР и численности научных работников. На этом этапе доля расходов на науку в валовом внутреннем продукте сократилась с 2,27 % в 1990 г. до 0,82 % в 1992 г., а численность работников сферы "наука и научное обслуживание" – со 110,3 тыс. человек в 1990 г. до 53,3 тыс. человек в 1994 г.. Значительная часть научных работников в эти годы ушла в другие сферы деятельности или переехала в другие страны. [7,с. 48]

       Ситуация в последующие годы несколько стабилизировалась.  Однако установившаяся с 1993 г. тенденция медленного снижения численности научных работников продолжается и сейчас. Ежегодно их число уменьшается на 3–4 тыс. человек. Причем это происходит практически при отсутствии притока молодежи. В результате за последние пять лет число докторов наук пенсионного возраста увеличилось с 35 до 40 %, а кандидатов наук старше 50 лет с 35 до 42 %. Проблема кадрового пополнения науки за счет молодежи сегодня является вопросом сохранения науки в нашей республике.  
         Отток кадров из научно-технической сферы и падение престижности научной деятельности имеют в своей основе, прежде всего, экономические причины:  
- низкий уровень финансирования научных исследований и разработок, не востребованность результатов научных исследований производством;

- резкое падение престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого уровня социальных гарантий. По итогам августа 1999 г. средняя зарплата в отрасли "наука и научное обслуживание" составляла 24,1 млн руб., или 91 % от уровня зарплаты в промышленности и 112,3 % от средней зарплаты по народному хозяйству. Принципиально неприемлемым является также уравнительный принцип оплаты труда научных работников (должностные оклады директора института и младшего научного сотрудника соотносятся как 1,5:1);

- физически и морально устаревшая техническая база научных учреждений; недостаточный уровень информационного обеспечения и многие другие.

Но всё же, основные потери кадров науки происходят за счет внутренней миграции. Доля ежегодной научной  эмиграции составляет около 2,5 % от общего оттока кадров из НИИ и вузов. Эти потери представителей научной и технологической элиты наносят невосполнимый урон экономическому развитию страны.

 В последние годы  все больше работников выезжают  трудиться по контрактам в  Германию, Израиль, США. Многие не возвращаются, что, безусловно, влияет и на демографическую ситуацию в нашей стране.

Итак, в настоящее время (2006-2010гг.) структура внешней миграции рабочей силы в Республики Беларусь выглядит следующим образом. [7, с. 48]

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1.1 Внешняя миграции рабочей силы в Республики Беларусь 2006-2010гг.1

        По  данным диаграммы хорошо видно,  что за последние годы ситуация  на рынке рабочей силы не  очень изменилась. Основное страной  для выезда является Россия, на  втором месте страны СНГ и  Украина. Самую незначительную  часть занимает США, возможно  потому, что там рынок рабочей  силы переполнен эмигрантами  и в последние годы въезд  туда жестко ограничивается.

 

Диаграмма 1.2 Эмиграция рабочей силы в Республику Беларусь       

          По данным диаграммы видно, что в Беларуси количество рабочей силы на рынке увеличивается за счет эмигрантов из России, Украины и стран Балтии, возможно, это обусловлено соседским расположением этих стран, то что они принадлежат к одной языковой группе, схожими обычаями, что дает преимущества в адаптации.

         Также для анализа структуры  миграционных процессов важно  рассмотреть не только количественный, но и качественный состав потоков  миграции. Например, возрастной состав представлен в виде групп:

- молодежь с 21-25 лет  наиболее активные иммигранты, в  большинстве случаев их желание  работать в других странах  связано с желанием реализовать  свой творческий потенциал и  заработать больше денег для  обеспечения дальнейшей жизни.  Также это может быть связано  с желанием посмотреть мир,  попробовать что-то новое. В  2006-2010гг мигрирующая рабочая сила  в данном возрасте составила  приблизительно 41,6%;

- от 26-36 лет – 28%, по  различным причинам;

- средняя возрастная группа  от 36-45 лет составила более чем  в 1,5 раза меньше доли молодежной  группы 23,4%, чаще всего миграция рабочей силы данного возраста связана с получением определенного образования, опыта, навыков, успехов в той или иной сфере деятельности и желанием расти профессионально за границей и т.д.

- оставшиеся 7% приходятся  на группу возраста старше 46 лет.[7, с.52 ]

 

Диаграмма возрастная миграция рабочей силы Республики Беларусь

 

Среди потенциальных трудящихся-мигрантов явно преобладают мужчины. В целом желали найти работу за границей 30,2 % среди мужчин и 20,1% - женщины.

        Также выявлена  тенденцию зависимость миграционной активности от уровня образования респондентов.

Наибольшую потенциальную  миграционную активность проявляют  работники с высшим образованием – 31,4 %. Это в полтора раза превышает миграционную активность респондентов со средним общим.

По профессиональному  составу наиболее активны занятые  в строительной отрасли (32,3 %), предприниматели - 46%, работающие в торговле 29,0 %. За ними следуют работающие в учреждениях системы образования (27,1 %), здравоохранения (25,7 %), культуры (24,7 %), промышленности (24,6 %). Наиболее низкий уровень в сельском хозяйстве – 9,8%.

Можно сделать вывод, что  качественный состав миграции рабочей  силы очень разнообразен. Главной  особенностью миграции в Республики Беларусь заключается в том, что  среди большинства мигрирующей  за рубеж рабочей силы является молодежь и научные работники, ученые. Первое пагубно влияет на демографическую  ситуацию в стране и лишает ее будущего. А во втором случае происходит утечка ценных кадров, утечка интеллектуальной собственности.

Количественный состав эмигрантов и иммигрантов в Беларуси приблизительно одинаков. В основном рабочая сила утекает в Россию, Украину и  страны Балтии. А приток – происходит из стран СНГ, России и Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ положительных и отрицательных последствий миграции

на экономику  РБ

 

 

     Миграция рабочей силы в любой стране имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

     Для наглядности положительные и отрицательные последствия иммиграции рабочей силы в Беларуси можно свести в таблицу.

 

Таблица 1.1 Последствия иммиграции рабочей силы в РБ

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Въезд иностранных граждан инвестирует экономику

иммигранты занимают наши рабочие места

Создание на территории РБ иностранных и совместных предприятий, благотворительных фондов

Нелегальная иммиграция негативно влияет как на экономику страны (не уплата налогов), так и на безопасность населения.

Переподготовка кадров на современном зарубежном уровне, передача зарубежного опыта в управлении и работе, новые технологии

Может привести к национальным и религиозным конфликтам

Уплата налогов в бюджет страны от трудовой и предпринимательской  деятельности

Женщины и дети дают дополнительную нагрузку, требующую денежных затрат

Пополнение медицинского бюджета, т.к. медицина для иммигрантов платная

 

Увеличение численности  населения, количества браков, рождаемости

 

Ввоз валюты

 

Хранение валюты в наших  банках

 

Иммиграция возмещает  около 10% естественной убыли населения,

 

Позволит Беларуси влиться в международный рынок

труда  и в перспективе - способствовать росту инвестиций в экономику

страны.

 

 

 

 

Таблица 1.2 Последствия эмиграции рабочей силы из РБ

Положительные последствия

Отрицательные последствия

При эпизодических миграциях: новый практический профессиональный опыт зарубежных стран

Уменьшение численности  населения

Денежные переводы родственникам  из-за границы, часть заработанных средств  будет потрачена на товары и услуги, произведенные в нашей стране

Утечка молодежи, снижение рождаемости

Хранение денежных средств, заработанных за рубежом в банках РБ

Утечка профессиональных кадров, ученых, учителей, профессоров

 

Утечка интеллектуальной собственности

 

Потраченные средства государства  на контроль за эмигрантами и возврат  нелегально мигрирующих граждан

 

Торговля людьми за границей

   

 

      Следовательно,  миграция рабочей силы всегда  влечет за собой последствия,  которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Необходимо  отслеживать и планировать миграции  рабочей силы для того чтобы  снизить отрицательные эффекты.  Для этого государство проводит  определенную политику, издает законы  и указы, регулирующие въезд  и выезд населения и много  другое.

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ

 

 

Миграционная политика –  это политика, которую проводит государство  с целью регулирования миграции населения, в том числе и рабочей  силы, для того, чтобы снизить  негативные последствия миграции на экономику и  всю жизнедеятельность  страны.

В Беларуси данными вопросами занимаются следующие органы:

1. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;

2. Областные и Минская городская миграционные службы при комитетах (управлениях) по труду и занятости населения областных и Минского городского исполкомов (далее - территориальные органы по миграции);

3. По поручению Совета Министров Республики Беларусь вопросы внешней трудовой миграции рассматриваются в пределах их компетенции и другими органами государственного управления.

Как было сказано ранее  миграционные процессы необходимо контролировать, прогнозировать и регулировать. Для  этого в нашей стране издаются законы, которые четко регулируют все процессы связанные с миграцией. В них прописаны все самые  важные пункты о контроле миграции. Например, следующие:

- Порядок направления и привлечения рабочей силы;

- Порядок выезда и въезда  трудящихся-мигрантов;

- Въезд и пребывание членов семей трудящихся-мигрантов;

- Квоты (пределы) для трудящихся-мигрантов;

- Особенности Трудового договора;

- Обеспечение занятости и социальных  прав трудящегося-мигранта;

- Налогообложение трудящихся-мигрантов;

- Ввоз и вывоз трудящимися-мигрантами личного  имущества, инструментов и оборудования;

- Предотвращение нелегальной трудовой миграции;

- Международное сотрудничество по проблемам  внешней трудовой миграции и другое.

         Современные тенденции международной миграции:

  • рост нелегальной миграции (ярко выраженный трудовой характер; государству тоже выгодно: налоги платят, а соц. пособия и льгот не получают);
  • рост вынужденной миграции (больше всего из-за увеличения вооруженных конфликтов в мире, обострения межнациональных отношений; 80 % беженцев бегут в развивающиеся страны; женщины и дети создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат)
  • увеличение демографической значимости международной миграции;
  • глобализация мировых миграционных потоков (почти все страны вовлечены; определились страны с преобладанием иммиграции и страны с преобладанием эмиграции);
  • качественные изменения в потоке миграции (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования, многие страны имеют специальные программы, чтобы человек оставался там как можно дольше; 
  • двойственный характер миграционной политики (ужесточение и регламентация миграционной политики против интеграции; в то же время определяющая составляющая миграционной политики — иммиграция).

Информация о работе Миграция рабочей силы