Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа
Основными целями курсовой работы являются:
Выявить основные методы выбора поставщиков.
На практическом примере рассмотреть процесс выбора поставщиков
Провести анализ и отбор поставщиков на конкретном предприятии.
на основе проведенных анализов сделать определенные выводы о правильности выбора поставщика и степени его влияния на деятельность предприятия.
на основе проведенного анализа выработать соответствующие предложения и рекомендации по оптимизации существующего метода выбора поставщика для того что бы минимизировать затраты и максимально увеличить прибыль.
Введение.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время молдавская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.
В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике Молдовы лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих молдавских предприятий. И дабы «выжить» в суровых условиях предприятие должно выпускать максимально качественную продукцию. В этом помогает правильно выбранный поставщик с качественным товаром. Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия. Проблеме выбора поставщика и посвящается моя курсовая работа.
Основными целями курсовой работы являются:
1. Методы выбора поставщика
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное, что может оказаться лимитирующим фактором, – на приемлемых условиях.
Таким образом, процесс
Рис. 1. Классификация поставщиков
Таким образом,
разнообразие и большое число
потенциальных поставщиков
В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:
Схематично процесс решения этой проблемы показан на рисунке 2.
Рис. 2. Схема процесса выбора поставщиков
Как видно из приведенной схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.
Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то, сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доле из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается.
Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы.
Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Обычно для таких оценок используется балльная шкала.
В формализованном
виде рейтинг R поставщика определяется выражением:
где N – число показателей оценки рейтинга поставщика;
Xi – удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в %);
Ci – балльная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.
Заметим, что даже при полном доверии к адекватности оценок Ci и Xi ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь подсобной информацией для лица или лиц, принимающих решение о выборе поставщиков. Дело в том, что по одним показателям предпочтительнее оказывается один поставщик, а по другим – другой. И, хотя относительная значимость этих показателей первоначально определяется экспертным путем, все же окончательное решение остается за здравым смыслом лица, принимающего решение. Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.
Стандарт устанавливает важнейшие первичные требования к процедуре: поставщиков надо выбирать (причем выбирать в соответствии с требованиями организации), должны быть сформулированы критерии отбора. Конечно, в стандарте не раскрыты механизмы выбора. Необходима методика. Из чего выбирать? Я в совпадения не верю. Если многие, не сговариваясь, связывают выбор поставщика с имитирующими бенчмаркинг телодвижениями на входе, на этапе сбора информации, значит, пусть будет бенчмаркинг, изучение конкурентов (поставщиков) по точкам, процесс эталонного сопоставления.
Наиболее убедительное и полное толкование понятия бенчмаркинг, по моему мнению, дали специалисты Американского центра производительности и качества, согласно которой бенчмаркинг - это процесс постоянного исследования наилучших практик, определяющих наиболее высокую характеристику конкурентоспособности [2]. Тогда применительно к поставщикам бенчмаркинг - это сравнение практик работы, наилучшим образом соответствующих требованиям организации.
Наиболее известной считается модель бенчмаркинга, которая состоит из этапов планирования, поиска, наблюдения, анализа, адаптации - "колесо бенчмаркинга" (схема 2).
Все функции этого цикла должны быть сбалансированы [3]. Когда управление процессом выбора поставщика осуществляется по PDCA( Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей.),нужно помнить, что Р - это вход в процесс, от которого зависит качество процесса. В таком случае, если вы поленитесь правильно запланировать, - потратите больше сил на организацию совместной работы с поставщиком; не сформулируете на этапе выбора требования к контролю выбора, - затратите больше ресурсов на адаптацию закупленных товаров к своей деятельности , корректировку допущенных ошибок. Правильно выбранный метод поставщика приводит к оптимизации деятельности предприятия.
Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время.
1.1. Метод рейтинговых оценок
Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.
Критерий выбора |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по 10-бальной шкале |
Произведение удельного веса критерия на оценку. |
1. Надежность поставки |
0,30 |
7 |
2,1 |
2. Цена |
0,25 |
6 |
1,5 |
3. Качество товара |
0,15 |
8 |
1,2 |
4. Условия платежа |
0,15 |
4 |
0,6 |
5. Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
7 |
0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика |
0,05 |
4 |
0,2 |
ИТОГО: |
1 |
6,3 |
Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
1.2. Метод оценки затрат
Этот метод иногда называют затратно - коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа, большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
1.3. Метод доминирующих характеристик
Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.