Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:41, реферат
Под товародвижением в маркетинге подразумевается система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания. Товародвижение – это деятельность по планированию и контролю за перемещением продукции от мест ее создания к местам продажи с целью удовлетворения потребностей потребителей и с выгодной для предприятия. Минимизация расходов на организацию товародвижения при всей ее заманчивости для предприятия ни в коем случае не может сказываться на уровне обслуживания.
1. Методы организации товароведения
2. Решения по проблемам товароведения
2.1 Природа товароведения
2.2 Цели товароведения
2.3 Организационные аспекты товароведения
3. Структура управления товароведением фирмы
4. Список литературы
От каких же факторов зависит уровень обслуживания? К таким факторам можно отнести следующие:
Ни один из этих факторов
сам по себе не является решающим, но
все вместе позволяют обеспечивать
необходимый уровень
Обычно для контроля эффективности системы товародвижения используют формулу общих издержек
D=T+ F+ W+ S,
где D — сумма издержек товародвижения; Т — транспортные расходы; F— постоянные складские расходы; W— переменные складские расходы; S — штрафы и другие дополнительные затраты за заказы, не выполненные в гарантированные сроки.
Система товародвижения включает в себя внутреннюю и внешнюю среду. К элементам внутренней среды относятся:
К элементам внешней среды относятся:
В настоящее время нет
единых стандартов по организации товародвижения.
Поэтому каждая фирма сама формулирует
цели товародвижения исходя из своих
возможностей и требований клиентов.
Одни фирмы стремятся создать
разветвленную сеть распределения
продукции с минимальными издержками
на товародвижение, другие — пытаются
разработать собственные
Тем не менее, есть четыре основных этапа, без которых трудно обойтись, решая задачи товародвижения:
Обычно товародвижение начинается с получения заказа от клиента. На этом этапе очень важно быстро оформить всю необходимую документацию и совершить отгрузку товара клиенту. В последние годы эти функции эффективно выполняются с помощью компьютеров.
При организации товародвижения
обязательно следует
Большое количество складов, выгодное клиентам, оказывается весьма накладным для поставщиков продукции. Поэтому решение о числе складских помещений необходимо принимать, увязывая проблемы сервиса для потребителей и издержек по содержанию и обслуживанию складов.
Поддержание уровня товарно-материальных запасов имеет важное значение для удовлетворения потребителей. Здесь также следует искать компромиссное решение между желанием иметь как можно больший объем товарно-материальных запасов и теми издержками, которые несут фирмы, поддерживая его.
Пример 1. До недавнего времени
хорошее обеспечение
10 % всех наименований
автозапчастей пользуются
30 % наименований запчастей пользуются несколько меньшим спросом и составляют примерно 22 % от годовой стоимости продаж;
Таким образом, 40 % наименований запчастей обеспечивает 92 % стоимости всех продаж. А если учесть, что в комплектацию легкового автомобиля входит примерно 5 тыс. деталей и узлов, то в число этих 40 % входит 2 тыс. наименований.
Исходя из этого вся номенклатура запчастей разбивается на три группы в зависимости от степени их востребованности:
группа А — 10% наименований (70% потребления);
группа В — 30 % наименований (22 % потребления);
группа С — 60 % наименований (8 % потребления).
Организация хранения в этом случае сводится к тому, что детали групп А и В целесообразно хранить на большинстве складов поставщиков и импортеров (если речь идет о внешних рынках), а детали группы С — на складах заводов-изготовителей, обязуясь при этом осуществлять их поставку с расчетом доставки заказчику не позже, чем на третий день после поступления заказа. А поскольку спрос на детали из группы С возникает довольно редко, гораздо выгоднее их доставлять клиентам даже самолетом, чем постоянно хранить на складах.
Таким образом организовано хранение на складах запчастей для автомобилей, реализуемых в Западной Европе корпорацией «Форд моторе». Этот способ обеспечивает расчетное хранение деталей на 1 м2 складской площади для 30—40 автомобилей, находящихся в эксплуатации. Для сравнения: в свое время советский «Автоэкспорт», пользуясь традиционной годовой системой заказов, обеспечивал расчетное хранение запчастей на такой же площади лишь для 10 автомобилей.
Также широко распространен водный транспорт — самый дешевый, но самый тихоходный. Его доля в грузообороте России весьма незначительна.
Для перевозок на относительно небольшие расстояния между городами и внутри городов и регионов наибольший объем перевозок грузов, в основном потребительских товаров, приходится на автомобильный транспорт. Этот вид транспорта удобен тем, что может поставлять груз непосредственно к дверям магазинов и складов. Но он более дорогой, чем железнодорожный. Однако в Российской Федерации в силу установления высоких тарифов на железнодорожные перевозки автомобильный транспорт в целом ряде случаев рентабельнее для организации международных перевозок и перевозок на дальние расстояния внутри страны.
Пример 2. Владелец магазина желает определить наиболее выгодную периодичность поставок растительного масла «Олейна» в магазин, затрачивая минимальные средства на складские и погрузо-разгрузочные работы.
Общий объем продаж N = 2000 коробок, стоимость одной коробки Р = 300 руб. Расходы на погрузоразгрузочные работы можно считать постоянными и составляющими 9000 руб. на одну поставку (закупку). Складские расходы С (%) составляют 10 % от средней стоимости складского запаса и рассчитываются по формуле
В данном случае оптимальным оказывается вариант, когда вся партия продукта для магазина поставляется равными частями три раза в месяц.
Выбор наиболее подходящих
транспортных средств завершает
организацию товародвижения. И этот
выбор осуществляется среди пяти
видов транспорта: железнодорожного,
водного, автомобильного, трубопроводного
и воздушного. Как видно из табл.
9.1, наиболее широко по-прежнему применяется
железнодорожный транспорт, который
наиболее рентабелен при перевозке
на длительные расстояния таких грузов,
как продукция сельского
Трубопроводный транспорт — достаточно специфический вид транспорта, но достаточно дешевый. С его помощью транспортируется нефть, химикаты, измельченный каменный уголь. Доля его в грузообороте России достаточно велика в силу построения крупных нефте- и газопроводов.
Воздушный транспорт, хотя и
самый дорогой, находит применение,
когда необходимо обеспечить обслуживание
клиентов в экстренных случаях, а
также при перевозке
Но фактически очень часто приходится при организации товародвижения пользоваться смешанными видами перевозок. Этому в значительной степени способствует контейнеризация, позволяющая легко перегружать товар с одного вида транспорта на другой.
Роль товародвижения в
современном маркетинге постоянно
возрастает, во многих фирмах создаются
подразделения, решающие непростые
вопросы координации всех этапов
товародвижения, а в ряде случаев
даже учреждается должность вице-
2.2 Цели товародвижения
Многие фирмы ставят целью
товародвижения обеспечение доставки
нужных товаров в нужные места
в нужное время с минимально возможными
издержками. К сожалению, ни одна из
систем товародвижения не в состоянии
одновременно обеспечить максимальный
сервис для клиентов и до минимума
сократить издержки по распределению
товара. Максимальный сервис для клиентов
подразумевает поддержание
Издержки товародвижения нередко связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.
• Управляющий экспедиционно-
• Для сведения издержек к минимуму отдел отгрузки использует дешевые контейнеры. А это приводит к многочисленным повреждениям товара в пути и вызывает недовольство потребителей.
• Управляющий службой товарных запасов предпочитает иметь небольшие товарно-материальные запасы, дабы сократить затраты на их содержание. Однако при этом учащаются случаи отсутствия товара в наличии, растет число невыполненных заказов, увеличивается объем канцелярской работы, возникает необходимость производства незапланированных партий товара и использования дорогостоящих средств его ускоренной доставки. Учитывая, что деятельность по организации товародвижения сопряжена с большими компромиссами, необходим системный подход к принятию подобных решений.
Отправная точка создания системы товародвижения ¾ изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей интересуют: 1) своевременная доставка товара, 2) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента, 3) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах, 4) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их, 5) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.
Фирме необходимо изучить
сравнительную значимость этих видов
услуг в глазах клиентов. Например,
для покупателей
При разработке собственных стандартов на техническое обслуживание фирма должна обязательно учитывать стандарты конкурентов. Как правило, она захочет предоставить клиентам по крайней мере такой же уровень обслуживания, какой предлагают конкуренты. Однако основная цель состоит в обеспечении максимального роста прибылей, а не продаж. Поэтому фирме стоит задуматься, какие издержки повлечет за собой организация обслуживания на высоком уровне. Некоторые фирмы предлагают более скромное обслуживание, зато по невысоким ценам. Другие ¾ больший объем услуг, чем у конкурентов, но взимают за них цену с надбавкой на покрытие более высоких издержек.