Методы маркетинговых исследований. Опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение метода опроса в системе маркетинговых исследований и в области связей с общественностью.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
2. Рассмотреть метод опроса в системе связей с общественностью.
3. Провести опрос на примере чайной компании и сделать отчет.

Содержание

Введение
Сущность и организация опросов.
Теоритические аспекты маркетинговых исследований.
Опрос и его характеристики. Виды опросов.
Организация и проведение опроса.
Опрос как метод маркетингового исследования в связях с общественностью.
Использование метода опроса в PR.
Практические основы опроса в PR на примере чайного магазина
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Методы маркетинговых исследований.Опрос - копия.docx

— 129.04 Кб (Скачать)

 

 

 

Курсовая работа

по маркетинговым исследованиям в связях с общественностью на тему:

«Методы маркетинговых исследований. Опрос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

Содержание

Введение

  1. Сущность и организация опросов.
    1. Теоритические аспекты маркетинговых исследований.
    2. Опрос и его характеристики. Виды опросов.
    3. Организация и проведение опроса.
  2. Опрос как метод маркетингового исследования в связях с общественностью.
    1. Использование метода опроса в PR.
    2. Практические основы опроса в PR на примере чайного магазина

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с развитием  в мире рыночных отношений, ростом предприятий, возрос интерес к маркетингу как методу управления рыночной среды.

После того, как многие предприниматели  осознали несостоятельность прежний устоев функционирования организации, они обратились к изучению маркетинга как к науке об управлении предприятием в условиях рыночных отношений.

Решив ряд организационных  вопросов, руководство многих предприятий  начинает практическую деятельность в области маркетинга, куда, безусловно, входит исследования рынка. Это эффективное средство для наилучшего распределения экономического потенциала, для разработки правильной стратегии бизнеса.

В прошлом веке маркетинговые  исследования не были нужны, так как  большинство фирм имело небольшую  клиентскую базу, можно сказать, знали  «всех в лицо». В XXI веке появилась  необходимость в получении более  обширной информации о клиентах и  их покупательских потребностях. Актуальность данной работы и состоит в том, чтоб показать важность маркетинговых  исследований в современном мире, где компании в условиях жесткой  конкуренции и увеличением числа  клиентов страдают нехваткой информации, которую могут восполнить маркетинговые исследования, и как один из главных методов сбора первичной информации- опрос.

Объект исследования: метод опроса в сфере PR.

Предмет исследования: непосредственно  опрос в качестве самого распространенного  метода маркетинговых исследований.

Цель исследования: рассмотрение метода опроса в системе маркетинговых исследований и в области связей с общественностью.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.

2. Рассмотреть метод опроса в системе связей с общественностью.

3. Провести опрос на примере чайной компании и сделать отчет.

Методы, которые использовались при написании курсовой работы: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством  анкетирования; обработка результатов  и интерпретация данных.

Данным вопросом занимались и изучали многие ученные, известные  маркетологи. По этой теме написано достаточно много отечественной и зарубежной литературы.

Автором составлен план курсовой работы, который включает в себя введение, теоретическую часть, где  описывается сущность данной темы с  точки зрения научного изучения; практической части, где вышеуказанные научные  аспекты находят свое практическое подтверждение; и заключения, а так же списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и организация  опросов.

1.1 Теоритические аспекты  маркетинговых исследований.

 

Маркетинговые исследования могут дать информацию относительно множества аспектов, связанных с  рынком. Однако не следует путать маркетинговое  исследование и исследование рынка. Маркетинговые исследования — более обобщенное понятие, которое состоит из изучения потребителей, конкурентов и так далее.

Что такое маркетинговые  исследования? Есть множество трактовок, но приведем пример классического определения Ф. Котлера: «Маркетинговые исследования — это систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям и т.д. отдельных личностей, предприятий, государственных учреждений в контексте их предпринимательской, экономической, общественной, каждодневной деятельности».

Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую  базу для того, чтобы принимать решения в сфере управления.

Информация, которая используется при маркетинговых исследованиях,  бывает первичной и вторичной.

Целенаправленность в  проведении маркетинговых исследований, а главное, степень использования  их на практике, в основном зависят  от наличия продуманной маркетинговой  стратегии фирмы, программ маркетинга, что позволяет поставить четкие цели и найти удачные методы достижений.

На рис.1 приведены основные принципы, которыми следует руководствоваться при проведении маркетинговых исследований.

 

 

Рис. 1

 

 

При проведении масштабных маркетинговых работ следует разработать концепцию исследования, в которой должны быть отражены основные проблемы и пути решения, и на основе её составить план маркетингового исследования, сформулировать задачи, провести сбор, обработку и анализ информации, подготовить предложения и рекомендации. Эти составляющие представлены ниже на схемах.

 

 

 

  Рис. 2. Структура и последовательность процесса маркетинговых исследований (Голубков Е.И. «Маркетинг: стратегии, планы, структуры». — М., 1995.)

 

 

 

 

 

Рис. 3. Концепция проведения маркетингового исследования (Голубков Е.И. «Маркетинг: стратегии, планы, структуры». — М., 1995.)

 

 

Рис.4. Процесс проведения маркетингового исследования (Голубков Е.И. «Маркетинг: стратегии, планы, структуры». — М., 1995.)

 

Итак, методы маркетинговых  исследований делятся на первичные и вторичные.

 

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей  задачей. Иными слова, это те данные, которые были собраны для решения  других задач, но частично они могут  помочь в решении ваших.

Основные достоинства  вторичной информации — она дешево стоит, и доступ к ней можно  получить сравнительно легко и быстро.

Основные недостатки связаны  с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет  устаревшей, неполной и ненадежной.

Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Именно сбор первичных  данных подразумевает маркетинговые  исследования. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».

Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии.

Глубинное интервью — личная беседа интервьюера с респондентом с подробными ответами последнего

Анализ протокола заключается  в помещении респондента в  ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого  решения.

Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет  получить выраженную количественно  информацию по ограниченному кругу  проблем. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.

Основные методы количественных исследований — это различные  виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

Именно опросу посвящена  данная работа. Его структура будет  рассмотрена автором в следующем  параграфе.

 Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

Mix-методики — смешанные  методы исследований, довольно удачно  сочетающие в себе достоинства  качественных и количественных  методов.

Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.

Hall-test — метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.

Home-test — аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.

Mystery Shopping — метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).

Среди множества коротко  рассмотренных маркетинговых исследований методом сбора первичной информации обратимся к методу опроса.

 

 

1.2 Опрос и его характеристики. Виды опросов.

 

Опросы считаются основным методом получения маркетинговой  информации.

Опрос – это метод сбора  первичной информации путем задавания  вопросов людям по поводу их знаний, отношения к продукту, предпочтений и их покупательского поведения. Это процесс выявления нужной информации относительно продукта у  опрашиваемых путем диалога с ними.

Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а  именно:

  • разработка, проверка и тиражирование анкеты;
  • формирование выборки;
  • инструктаж интервьюеров;
  • проведение опроса и контроль качества данных;
  • обработка и анализ полученной информации;
  • составление итогового отчета.

 

Цели массовых опросов  могут быть:

- поисковые – предусматривающие  сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему  и помогающие выработать рабочие  гипотезы;

- описательные – предполагающие детальное описание отдельных фактов и явлений;

- экспериментальные – состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж …) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.);

- оправдательные – призванные  подкрепить уже сформированное  мнение, убеждение, позицию или  точку зрения.

Опросы могут различаться:

  • по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
  • по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
  • по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
  • по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

 

Как правило, чаще опросы различают  по способу контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства  и недостатки.

 

 

 

 

Достоинства

Недостатки

 

 

 

 

 

 

Почтовый опрос

  • низкая стоимость
  • легкость организации опроса
  • доступен для малой группы исследователей
  • при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
  • могут быть использованы иллюстрации
  • смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
  • респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
  • низкое качество ответов на открытые вопросы

 

 

 

 

 

Телефонное интервью

  • низкая стоимость
  • опрос может быть проведен достаточно быстро
  • пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
  • возможен централизованный контроль за ходом опроса
  • охватывает только людей, имеющих телефон
  • не могут быть показаны вопросник и иллюстрации
  • по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
  • трудно задавать сложные вопросы

 

 

 

 

 

Личное интервью

  • есть возможность продемонстрировать продукт
  • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
  • появляется возможность слушать живую речь респондента
  • легко задавать сложные вопросы
  • высокая стоимость
  • присутствует влияние интервьюера на респондентов
  • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
  • низкий уровень контроля за работой интервьюера

Информация о работе Методы маркетинговых исследований. Опрос