Методологические основы управления персоналом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:27, реферат

Описание работы

Философия управления персоналом - это уяснение смысла назначения и содержания управления персоналом, его возникновения, идей и целей, лежащих в его основе, связи с другими науками об управлении.
Философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с нескольких сторон: логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической.

Работа содержит 1 файл

Методологические основы управления персоналом организации.docx

— 49.90 Кб (Скачать)

9. В  настоящее время в связи с  переходом к рынку людям старшего  и среднего поколений трудно  адаптироваться к новым условиям  труда и бытия, изменить стереотипы  поведения. Произошла ломка внутрисемейных отношений, вызванная падением авторитета старших. Переход от общественной формы собственности к частной, государственной и смешанной стал шоком для россиянина, привел к искажению полученных результатов, рвачеству и бездуховности. Укрепилась репутация России как страны парадоксов.    

10. Россиянин  живет в общности, характеризующейся  многообразием различных этнических групп, национальностей, народностей. Это ставит перед ним проблему ухода от национализма, построенного на человеческом эгоизме, ведущего к бесчеловечности и жестокости.    

11. Гармоничное  развитие российского общества  возможно при условии акцента  на личность, вбирающую в себя  весь накопленный человечеством опыт.    

12. Российская  философия основывается на духовной  общности людей, понимании ценностей каждой человеческой личности и удовлетворении физиологических потребностей, что обеспечивает необходимую разумную достаточность жизни.   

Концепция  управления  персоналом 

    Научно-технический прогресс в последние десятилетия стал причиной в повышении роли персонала и изменении отношения к нему в отличие от традиционного поточно-массового производства.    

 Традиционная  технология:    

  ° стремилась свести к минимуму вмешательство человека в технологический процесс, сделать его независимыми от квалификации и иных характеристик рабочей силы;    

  ° широко применяла труд работников низкой квалификации, что позволяло экономить на издержках, связанных с наймом, обучением и оплатой рабочей силы.    

  ° явно делила труд на управленческий и исполнительский, предусматривала узкую специализацию и жесткий пооперационный контроль.    

  ° отличалась слабой зависимостью от субъективного фактора производства.     

 Отличительная  черта современного производства - внедрение и использование новых достижений науки и техники (ЭВМ, современные средства связи, био- и лазерной технологии и т.п.), вследствие чего численность персонала сокращается с повышением значимости специалистов. Современное производство сильнее зависит от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности в дела организации.     

 В  последние годы во внутриорганизационном  управлении выделился ряд новых  профессий и специальностей, в  том числе специалисты по набору  персонала (рекрутеры), интервьюеры (психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы), методисты и инструкторы, консультанты по вопросам карьеры, специалисты по профориентации и организационному планированию.      

  Концепция управления  персоналом это система теоретических и методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях работы организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы  управления персоналом и разработку технологии управления   персоналом.   

    Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего  целям и задачам организации, методов и принципов управления  персоналом. 

      Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.  

    Технология управления персоналом предполагает организацию  найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и  организацию труда, управление безопасностью персонала, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости и др.   

 Основу  концепции управления персоналом  организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.    

 Изменения  в экономической и политической  системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. В организации можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей:   

  Первый — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия  - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроль за распределением материальных благ.    

  Второй — культура, т.е. формируемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.   

  Третий — рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.  

Закономерности  управления  персоналом    

 Управление  персоналом организации опирается  не только на законы и закономерности, изучаемые различными науками,  связанными с управлением (теория управления, экономическая кибернетика и др.), но и на закономерности, присущие только этому процессу.    

 На  основе исследований и опыта  построения системы управления  персоналом в организациях можно  выделить основные закономерности, которые являются объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации:   

= соответствие системы управления персоналом требованиям производства - целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы;   

= системное формирование управления персоналом -  учет всех взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления организации в целом, а также производственной системой и внешней средой;   

  =оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом - чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления персоналом, и наоборот;  с развитием производства и изменением его форм меняется уровень централизации управления персоналом;    

= пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом - совершенствование одной подсистемы или элемента системы управления персоналом может привести к диспропорциям в целостной системе управления;   

= пропорциональность производства и управления - оптимальность соотношения численности работников системы управления  персоналом  и производственной системы;   

= необходимое разнообразие системы управления персоналом означает - система управления персоналом должна соответствовать производственной системе; для сложной системы управления предприятием невозможно создать простую систему управления персоналом;   

= изменение состава и содержания функций управления персоналом с развитием самой организации;   

= сокращение звеньев управления персоналом - чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективнее работает;   

= единство действий закономерностей управления персоналом - ход управления персоналом является результатом действия разных факторов, закономерности взаимодействуют и влияют друг на друга своими свойствами, что сказывается на результате.  

Принципы  управления    

 Для  понимания сущности управления  персоналом кроме знания закономерностей  необходимо различать принципы  управления персоналом и принципы  построения системы управления  персоналом.     

  Принципы управления  персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.     

 Управление  персоналом осуществляется на  основе следующих традиционных  принципах: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.     

 Ряд  американских и японских корпораций  широко используют следующие  принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля  исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой, консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.    

  Принципы построения  системы управления персоналом (ППСУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации.     

 Различают  две группы таких принципов:    

- характеризующие  требования к формированию СУП,    

- определяющие  направления развития СУП организации.     

 Взаимосвязь  принципов зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в организации. Эти принципы следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Принципы постоянны и обязательны, а методы могут меняться при изменении условий и факторов воздействия. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности.   

2. Методологические  основы управления  персоналом      

 Управление  как воздействие на производственную деятельность людей, объединенных в рабочие группы, трудовые коллективы и другие социально-экономические системы, в современном менеджменте принято называть управлением персоналом.    

 На  каждом предприятии система управления  персоналом как часть общей  социально-экономической системы  состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема служит основным объектом управления: все производственные подразделения и функциональные службы со своим персоналом, обеспечивающие непосредственный процесс производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию потребителям. Управляющая подсистема как субъект управления включает работодатель или его представители - менеджеры, наделенные специальными руководящими полномочиями.     

 По  определению А. Файоля, все операции, какие только встречаются на предприятиях, можно разделить на шесть следующих групп, которые встречаются всегда и везде:   

= технические операции — производство, выделка и обработка продукции;   

= коммерческие операции — покупка, продажа и обмен материалов и продуктов;   

= финансовые операции — привлечение денежных средств и распоряжение ими;   

= страховые операции — страхование и охрана имущества и работников;   

= учетные операции — бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика;   

= административные операции — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.    

Информация о работе Методологические основы управления персоналом организации