Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа
Цель исследования: анализ текущей ситуации на рынке детского питания в Красноярске. Методы исследования: опрос, выявление мнений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;
исследование товарной и ценовой политики на рынке детского питания г. Красноярска;
анализ факторов, влияющих на развитие рынка детского питания в г. Красноярске;
изучение спроса и предпочтений потребителей, разделение их на однородные по составу группы на основании проведенного анкетирования;
2. Анализ формирования товарного предложения на рынке детского питания в г. Красноярске
2.1.
Ассортиментная политика на рынке детского
питания в г.Красноярск
В целях изучения ассортиментной политики на рынке детского питания, был проведен анализ предприятий торговли осуществляющие реализацию детского питания в г. Красноярске. Детское питание на данный момент можно найти практически везде, в супермаркетах, в специализированных магазинах детских товаров, в аптеках. Сейчас Рынок детского питания представлен двумя основными сегментами: заменителями материнского молока и продуктами прикорма.
Предприятия торговли занимающиеся детским питанием по отраслевой позиции подразделяются как на оптовые так и на розничные. Оптовые продажи осуществляет только одно торговое предприятие г. Красноярска – ООО «Rich Toys», но оно так же отпускает товар и в розницу. Все остальные предприятия занимаются розничной продажей товаров. По организационно-правовым формам и формам собственности различают три типа предприятий:
1.
Индивидуальное торговое
2.
Партнерское торговое
3. Корпоративное торговое предприятие:
Исследованные торговые предприятия различаются между собой по уровню специализации и по типу магазина. По типу магазина, торговые предприятия различают:
Универсам – универсальные магазины самообслуживания, крупные магазины, имеющие в продаже продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса, товары, предварительно расфасованные и подготовленные к продаже, открыто выкладываются на торговом оборудовании.
Супермаркет – крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными).
Специализированный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.
Гипермаркет — это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м².
Ребёнок требует постоянного внимания и уход, детское питание и витаминизированные соки - всё это нельзя закупить один раз и надолго, и молодым родителям приходится периодически посещать магазины детских товаров. Формат магазина «супермаркет детских товаров» является в данной ситуации очень востребованным, так как обладает широким ассортиментом. К тому же организация магазинов детских товаров имеет и ряд особенностей. Как и магазины «для взрослых», магазины детских товаров ориентируются на разные категории покупателей по уровню доходов. Но, кроме этого, они вынуждены иметь гораздо более широкий ассортимент товаров, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Это и одежда, и обувь, и игрушки, и специализированные товары, например коляски, и т.д. Специализированных магазинов, торгующих какой-то определенной группой товаров, а тем более моно брендовых магазинов среди магазинов детских товаров относительно немного. Если добавить к этому необходимость иметь широкий ассортимент товаров, рассчитанный на разные возрастные группы и учесть, что покупают в основном родители, а пользуются товарами дети, то становится понятно, что торговля детскими товарами достаточно сложный бизнес, как с организационной, так и с маркетинговой стороны. Соответственно, при автоматизации этих магазинов необходимо обеспечить возможность работы с широким ассортиментом товаров, учитывать размеры и цвета продаваемых изделий - поскольку размерный ряд в детских магазинах, как правило, шире, чем в магазинах для взрослых. Необходимо организовать быстрое и бесперебойное обслуживание на расчетных узлах - при том что среднее количество товаров в чеке в таких магазинах выше, чем в магазинах «для взрослых», а контингент покупателей более эмоционален». Торговля каждой из этих категорий товаров имеет свои особенности и требует специфического учета. В этом смысле «детские» магазины объединяют в себе совершенно «недетский» набор особенностей торговли продуктами питания. Различные форматы торговли в магазинах детского питания ‑ от прилавочной торговли до достаточно больших по площади магазинов самообслуживания, применяются все известные формы работы: где-то товар продается «через прилавок», где-то находится в свободном доступе, но по витринным образцам не одно предприятие не реализует детское питание.
Сейчас Рынок детского питания представлен двумя основными сегментами: заменителями материнского молока и продуктами прикорма. Самым большим сегментом детского питания является пюре. Они присутствуют со значительной долей на протяжении всех первых трех лет жизни ребенка, достигая максимума на втором году жизни. Соки, каши - также являются сегментами, имеющими свою важность на протяжении 36 месяцев. Другие значительные сегменты либо очень важны на первом году жизни (смеси - 41% всех затрат на детское питание на первом году жизни), но теряют свою важность по мере роста ребенка, либо, наоборот, становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребенка.
Анализ
динамики наличия в продаже исследуемого
детского питания в предприятиях торговли
в разрезе производителей показал, что
практически во всех предприятиях, реализующие
детское питание, имеются разные производители,
как отечественные, так и зарубежные. Проведя
исследование, можно сказать, что ассортимент
не менялся. Но если сравним анализ динамики
наличия в продаже по развернутому ассортименту
и в разрезе производителей, то очень хорошо
видно, что данные отличаются. Многие производители
выпускают по несколько разных продукций,
например, компания «Прогресс» выпускает
детское питание с двумя разными названиями
– это Фруто няня и Малыш, соответственно
данные по количеству наличия в продаже
по производителям, будут больше.
Диаграмма по производителям показывает, что во всех исследуемых предприятиях торговли больше преобладают в ассортименте отечественные производители, не смотря на то, что импортных производителей детского питания больше, чем отечественных.
Анализ наличия в продаже исследуемого детского питания в предприятиях торговли в ходе проведенного исследования в разрезе производителей показал, что ассортимент постоянный и не меняется, следовательно в наличие всегда есть тот производитель, который необходим покупателю, соответственно если это предприятие реализует того или иного производителя. По проведенному анализу, можно сказать какой производитель имеется в продаже в большинстве торговых предприятиях, а который встречается реже.
По отечественным производителям в большинстве торговых предприятиях является компания «Прогресс», соотношение ко всем торговым предприятиям которого, составляет 60%, а «Ивановский комбинат детского питания», встречается реже и составляет всего 15% из всех 100% исследованных предприятий.
Теперь сравним зарубежных производителей – наиболее встречаемая компания является всеми давно известная торговая марка «Nestle», которая составляет 50%, т.е. половину всех предприятий, а наименее встречаемая компания является «Fruta Podivin», выпускаемая продукцию «Hame», она составляет всего лишь 10%.
Товары постоянного предложения, являются такие ассортиментные группы как каши и пюре, они составляют 40%, а к товарам периодического предложения можно отнести смеси и соки, но тоже составляют 40%. Но уже к товарам редкого предложения относятся оставшиеся 20% чая. И последнее по ассортиментным группам – это товары, отсутствующие в продаже, таких на момент исследования выявлено не было. Тем самым можно сказать, что все группы товаров имеются в продаже. Но нельзя сказать, что все товары детского питания имеется в наличие, так как исследование проводилось не по всему ассортименту, а лишь по группам товаров, т.е. общее.
По мнению покупателей, товары постоянного предложения являются каши и пюре, и в процентном соотношении составляет 40%, а товары периодического предложения являются смеси и соки, что тоже составило 40%, ну и товары редкого предложения и менее приобретаемого товара, по мнению покупателей – это чай, который составил 20%.
Анализ частоты наличия детского питания по опросам торговых работников и покупателей показал, что мнения совпадают. Но у покупателей на периодичность или постоянства наличия товаров, влияет в основном то, что покупатели разные и естественно покупают детское питание по разному, например, кто-то берет только пюре, те, кто не имеют возможности грудного вскармливания приобретают детские сухие молочные смеси, так же зависит от возраста ребенка, некоторые покупатели приобретают только смеси, а некоторые уже и прикорм, т.е. пюре, каши, соки. Тем самым покупатели видят в наличие только тот товар, который им самим необходим, что существенно различается с мнениями торговых работников о частоте наличия в продаже детского питания, но проведенный анализ показал, что все таки их мнения совпадают.
Для более подробного анализа ассортимента детского питания г.Красноярска рассмотрим широту, полноту.
Показатели
ассортимента — это качественное
выражение свойств
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной широтой и базовой широтой, а также относительными показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами.
Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Широта выступает в качестве одного их критериев конкурентоспособности фирмы. Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная.
Чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно сориентироваться в этом разнообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
Анализ широты ассортимента исследуемого детского питания в разрезе предприятий торговли показал, что коэффициент широты составляет 100% не во всех магазинах и не по всем видам детского питания, а только в 1 из 12 предприятий розничной торговли реализующих данную товарную группу, а только каши, соки и пюре. Это магазин с большим ассортиментом – гипермаркет «Rich Toys». В остальных торговых предприятиях, ассортимент не полный, либо какого-то вида вообще не реализуют, например, в супермаркете «Каравай» нет в продаже чая для детей, в супермаркете «Командор» отсутствуют каши и смеси, супермаркет «Красный яр» не реализует детские сухие молочные смеси и чай для детей. Так как 100% имеют только каши, соки и пюре, рассмотрим самый высокий коэффициент по смесям, он составляет 73,3% и чай – 71,4%, и опять же в гипермаркете «Rich Toys». В целом можно сделать вывод, что в магазинах не всегда можно найти все виды детского питания. Только в одном магазине можно найти широту ассортимента высокий, в остальных предприятиях имеется низкий коэффициент предприятия. Данный факт не может быть охарактеризован положительно, так как сложившаяся ситуация негативно влияет на приобретение детского питания для детей, так как не у всех покупателей есть возможность приобрести детское питание в близлежащих торговых точках в связи с отсутствием нужного ассортимента.
Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действительным и базовым.
Информация о работе Методологические исследования рынка детского питани г. Красноярска