Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, курсовая работа
В связи с этим в своей работе я поставила следующие цели:
Понять, что такое общественное мнение
Исследовать методику изучения общественного мнения
В соответствии с поставленными целями, передо мной возникли следующие задачи:
Изучить феномен общественного мнения
Выявить соотношение между понятиями “общественность” и “мнение”
Введение ………………………………………………………………………... 3
ЧАСТЬ 1.
1.1 Феномен “общественного мнения” ……………………………………….. 5
1.2 Общественность и мнение ……………………………………………....... 7
1.3 Изучение общественного мнения ………………………………………… 11
1.4 Социологические исследования ………………………………………….. 13
Выборка
Анкета
Интервью. Фокус - группы
1.5 Мониторинг и контент-анализ публикаций СМИ ...................................... 20
ЧАСТЬ 2.
2.1 История создания и развития напитка Кока-Кола ……………………….. 21
2.2 Изучение общественного мнения о продукции Кока-Кола в России …… 23
2.3 Мнение студентов НГЛУ о продукции компании Кока-Кола …………… 26
Заключение ……………………………………………………………………… 28
Примечания …………………………………………………………………….. 29
Список используемой литературы ……………………………………………. 30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Нижегородский государственный лингвистический университет
Имени Н. А. Добролюбова
Кафедра философии и теории социальной коммуникации
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методика изучения общественного мнения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
ЧАСТЬ 1.
1.1 Феномен “общественного мнения” ……………………………………….. 5
1.2 Общественность и мнение ……………………………………………....... 7
1.3 Изучение общественного мнения ………………………………………… 11
1.4 Социологические исследования ………………………………………….. 13
Выборка
Анкета
Интервью. Фокус - группы
1.5 Мониторинг и контент-анализ публикаций СМИ ..............................
ЧАСТЬ 2.
2.1 История создания и развития напитка Кока-Кола ……………………….. 21
2.2 Изучение общественного мнения о продукции Кока-Кола в России …… 23
2.3 Мнение студентов НГЛУ о продукции компании Кока-Кола …………… 26
Заключение ……………………………………………………………………… 28
Примечания …………………………………………………………………….. 29
Список используемой литературы ……………………………………………. 30
Введение
Еще в XIX веке издатель американской газеты "Atlantic Monthly" Джеймс Рассел Лауэлл отмечал: "Давление общественного мнения подобно атмосферному давлению. Оно невидимо, однако на каждый квадратный дюйм вашего тела давят шестнадцать футов веса"[1]. Иногда общественное мнение величают "неизвестным богом, перед которым сгорают от ненависти" [2]. Но как бы мы ни относились к нему, одно остается бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как теперь. Многочисленные факты доказывают, что в демократических странах мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности и даже на планирование и проведение разных культурных мероприятий. Другими словами, общественное мнение - это мощнейшая динамическая сила. Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз. В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования.
Вместе с тем каждый специалист по паблик рилейшнз должен хорошо разбираться в технологии изучения общественного мнения. Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы специалистам по связям с общественностью не только для самостоятельного выполнения такой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой разнообразными каналами.
Именно поэтому, меня, как будущего специалиста по связям с общественность, заинтересовала эта тема, и я решила рассмотреть феномен общественного мнения, его суть и методы изучения.
В связи с этим в своей работе я поставила следующие цели:
Понять, что такое общественное мнение
Исследовать методику изучения общественного мнения
В соответствии с поставленными целями, передо мной возникли следующие задачи:
Изучить феномен общественного мнения
Выявить соотношение между понятиями “общественность” и “мнение”
Понять, как можно изучить общественное мнение
Исследовать общественное мнение о продукции компании Кока-Кола
Объект исследования: общественное мнение
Предмет исследования: методика изучения общественного мнения
При написании курсовой работы, я изучила множество книг по теории и практике связей с общественность. Такие как: Д Ньюсом «Все о ПР», С. Блэк
« Введение в ПР», Л.Н. Федорова «ПР и общественное мнение» и многие другие. По моему мнению, наиболее глубоко изучают Public Relations и общественное мнение следующие авторы: Скотт М. Катлип «ПР. Теория и практика» и Н.Г. Королько «Основы паблик рилейшнз». Их я тщательно изучила и активно использовала.
1.1 Феномен “общественного мнения”
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности [3].
Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение:
Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.
Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.
В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.
В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуникацию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим определенную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуждается в "общности мышления" и наоборот.
1.2 Общественность и мнение
Чтобы лучше понять концепт общественного мнения, его стоит разложить на два очевидных компонента – общественность и мнение.
В теории и практике паблик рилейшнз понятие "общественность" является одним из ключевых. В наиболее обобщенном виде под общественностью подразумевают любую группу людей (и даже отдельных индивидов), так или иначе связанную с жизнедеятельностью организации или учреждения. Это могут быть ее собственные служащие, окрестные жители, потребители, работники средств массовой информации, государственные служащие, выдающиеся личности и т.д. Также в связях с общественностью широко используется ситуативный подход, при котором под понятием "общественность" понимают группу людей, при определенных обстоятельствах, так или иначе сплотившихся вокруг конкретных общих интересов или переживаний. Подобный подход к определению понятия "общественность" был предложен еще в начале 20 века американским философом Джоном Дьюи. По его мнению, “общественность – это активное социальное образование, в определенный момент объединяющее всех тех, перед кем встает общая проблема, чтобы вместе искать пути ее разрешения. Группа общественности формируется на основе признания некоего зла, способного навредить общему интересу определенного круга людей. Однако без общения между собой группировка людей может остаться бесформенной тенью, чем-то таким, что судорожно ищет себя, сосредоточиваясь на химерах, а не на сути дела” [4].
Но каковы же эти группы общественности? В теории и практике ПР существует множество типологий групп общественности, но с точки зрения весомости общественности для организации выделяют следующие её группы:
1. Главная, второстепенная и маргинальная. Главная общественность - та, что может оказать наибольшую помощь или принести наибольший вред усилиям организации. Второстепенная общественность - та, что имеет определенное значение для организации, а маргинальная - наименее существенная для нее. К примеру, руководство налоговой инспекции, контролирующее налоговые дела, может на какое-то время стать самой главной общественностью для коммерческих организации, ожидающих конкретных правил и инструкций по вопросам подачи информации о прибылях, тогда как законодатели и вся остальная общественность страны могут переместиться в разряд второстепенных.
2. Традиционная и будущая. Например, служащие организации, ее нынешние постоянные клиенты являются традиционными группами общественности, тогда как студенты и потенциальные клиенты представляют собой общественность организации в перспективе. Ни одна организация не может удовлетвориться отношениями со своими группами общественности, которые постоянно изменяются. Сегодня общественность организации, скажем, представлена многочисленными социальными группами, начиная с женщин, национальных меньшинств и заканчивая престарелыми гражданами, инвалидами и др. Но каждая из них потенциально может стать главной для жизнедеятельности организации в будущем.
3. Сторонники, оппоненты и безразличные. Такая типологизация важна с практической точки зрения. Ведь вполне понятно, что организация или учреждение должны по-разному относиться к тем, кто поддерживает их, или к тем, кто выступает против. Например, по отношению к сторонникам организация должна налаживать коммуникации, которые укрепляли бы их доверие к ней. Что касается скептиков, то для того, чтобы изменить их мнение в свою пользу, организация должна скорее прибегать к аргументированию и убеждению. Решающее значение, особенно в политической сфере, имеет безразличная общественность. Многочисленные избирательные и другие кампании были выиграны именно потому, что некоторые кандидаты или политические деятели сумели лучше своих конкурентов привлечь на свою сторону избирателей, не определившихся или равнодушных к политике.
Как видим, любая организация в той или иной ситуации может иметь дело с огромным количеством важных для нее групп общественности. Ей необходимо быть внимательной к их специфическим интересам, пожеланиям и проблемам. Она должна помнить, что любая группа особенного интереса сама по себе является сложным социальным явлением. Поэтому гармоничное согласование действий, необходимых для завоевания ее поддержки, возможно только благодаря продуманной, гибкой системе паблик рилейшнз, когда в определенной ситуации учитываются особенности и интересы каждой группы.